Шаг ипрыжок: американцы налуне

Шаг ипрыжок: американцы налуне
    В сутки запуска, 16 июля 1969 года, все дороги около мыса Канаверал были забиты автомобилями. Люди собрались, дабы заметить Историю. Торговцы сувенирами распродали все — от футболок и бейсболок до значков и пуговиц с символикой «Аполлона» и NASA.
    По воспоминаниям очевидцев, люди кроме того выдергивали пучки травы около прилегающих к мысу дорог и запаивали их в пакеты в качестве сувениров
    16 июля 1969 года, мыс Канаверал (на данный момент мыс Кеннеди). Ракета-носитель Saturn V с ревом уходит в небо
    Начальники полета Джин Кранц, Глинн Ланни и Клифф Чарльсворт следят за первыми шагами Нила Армстронга по Луне
    Исторический скафандр, в котором Нил Армстронг гулял по Луне, сейчас музейный экспонат
    К Луне и обратно

Мутноватые телевизионные кадры не могли передать главного — отваги людей, огромного риска, слаженности и технологической сложности командной работы. Проект Apollo 11 от момента запуска и до всплеска на протяжении приводнения был выполнен фактически безупречно. Этот факт можно считать самым примечательным нюансом этого свершения, если не забывать о всех неожиданностях, каковые подстерегали космонавтов в пилотируемом полете, о всех проколах и неувязках, каковые преследовали NASA в прошлых и последующих космических программах. «Я жил в предчувствии, что непременно что-то обязательно отправится наперекосяк, — говорит начальник полета Глинн Ланни. — Но все прошло как по маслу».

Запуск

Старт прошел без особенных накладок, огромная трехтысячетонная ракета Saturn V ушла в небо и по окончании коррекции легла на курс, ведущий к Луне. В Центре управления полетом изменялись четыре команды — «белая», «тёмная», «зеленая» и «красный». Сотрудники NASA были весьма молоды, 25−28 лет, за редкими исключениями (к примеру, начальнику полета «белой» команды Джину Кранцу было 35).

Информация по коррекциям траектории рассчитывалась на Земле, на борту же главным навигационным инструментом был секстан, благодаря которому космонавты ориентировались по звездам — как во времена Колумба.

На пути к Луне

20 июля, по окончании выхода на окололунную орбиту, вахту приняла «белая» команда, обязанная сопровождать посадку на Луну. Эта важная операция ранее проводилась лишь на симуляторах. «За посадку и за взлет с Луны отвечали две различные группы сотрудников, и обе дежурили на протяжении посадки, — вспоминает Сай Либергот из «тёмной» команды. — При отмены посадки несколько прилунения поднималась, а их места занимала несколько взлета».

По окончании отделения лунного модуля Армстронг и Олдрин начали торможение и перешли на посадочную орбиту. По словам Джо Гэвина, нёсшего ответственность за проект лунного модуля со стороны Grumman Aerospace, напряжение достигло предела: «Мы были авиаконструкторами. Самолет неизменно возможно испытать в полете и исправить недочеты, а тут это было нереально».

Посадка

В момент посадки начались проблеме. Компьютер корабля выдал «неточность 1202» и за ней практически сходу — «неточность 1201». Воздух в ЦУПе накалилась до предела, все листали справочники, пробуя разобраться, что это указывает.

Джек Гарман, начальник группы программистов совокупности наведения «Аполлона», крикнул: «Все в порядке!» Позднее оказалось, что эти неточности связаны с обработкой сигналов стыковочного радара, что на протяжении посадки не должен был употребляться. Компьютер был поставлен в тупик сигналами от двух радаров — посадочного и стыковочного. Но метод работы компьютера разрешил обойти эту проблему в режиме аварийного исполнения программы.

Посадка проходила в полуавтоматическом режиме — автоматика осуществляла контроль тягу для заданного темпа понижения высоты, Армстронг руководил горизонтальным перемещением, подыскивая место для посадки. На тренировках все проходило гладко, но в реальности подходящее место было нужно искать довольно продолжительное время. В ЦУПе не знали, что модуль пролетал над кратером, но видели, как расходуется горючее. «До момента отмены посадки оставалось по моему секундомеру всего 18 с», — вспоминает Боб Карлтон, важный за управление лунным модулем в «белой» команде.

На Луне

По окончании доклада с Луны в ЦУПе отгремели аплодисменты и наступило маленькое затишье. Предусматривалось, что экипаж отдохнет и выспится перед выходом на поверхность Луны. Один из «переговорщиков», космонавт Брюс Маккэндлесс, отправился к себе обедать. Но он опоздал кроме того выйти из автомобиля, как из дома выбежала его супруга с криком: «Они не смогут дремать!

Тебя безотлагательно вызывают в ЦУП!» А до тех пор пока Маккэндлесс возвращался, директор полета «тёмной» команды Милт Виндлер решил: «Если они не смогут дремать от нервного напряжения и рвутся на Луну — пускай выходят!» И в то время, когда Нил Армстронг спустился по трапу, настало время для его известной фразы: «Это мелкий ход для человека, но громадный прыжок для всего человечества». Осознавая важность исторического момента, комментатор в ЦУПе ногой заблокировал выключатель переговоров с экипажем, и все, что говорили с Луны, шло прямо в эфир.

Одной из главных задач экипажа был сбор образцов грунта. Армстронгу было предложено прежде всего подобрать что-нибудь поблизости, дабы , если придется скоро уходить, у него были какие-то доказательства нахождения на Луне. Нил наполнил контейнер первыми попавшимися под руку пылью и камнями.

По иронии судьбы, эти пробы в будущем были самыми лучшими примерами лунного реголита, каковые когда-либо доставляли с Луны.

Путь к себе

В то время, когда наступило время покинуть Луну, оказалось, что на Земле не смогут указать правильное место прилунения! «У нас было пять вероятных мест, — вспоминает Дэвид Рид, нёсший ответственность за полетную динамику в «зеленой» команде. — Мы знали, где находится лунный модуль, согласно точки зрения экипажа, согласно точки зрения совокупности наведения, согласно точки зрения радарного слежения, согласно точки зрения ЦУП и согласно точки зрения геологов». Правильные координаты были установлены уже по окончании взлета модуля с Луны (минимальная неточность составила около восьми километров).

Не обошлось и без накладок: на протяжении одного из выходов Олдрин задел и разбил громоздким блоком жизнеобеспечения на скафандре выключатель взлетного двигателя, и ему было нужно начать взлет вручную, надавив выключатель посредством авторучки.

24 июля 1969 года командный модуль благополучно приводнился. Но празднования в ЦУПе начались лишь тогда, в то время, когда космонавты ступили на борт авианосца. «Мы были молоды, бесстрашны, — вспоминает Сай Либергот, — и никто не сказал нам, что мы не сможем отправить человека на Луну. Исходя из этого мы сделали это».

Видео к статье: ссылка

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№81, июль 2009).

Самая страшная тайна НАСА раскрыта. Как американцы очутились на луне. Разоблачение. Док. фильм.


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: