Шпионская история: жучки вкопировальных аппаратах ссср

Шпионская история: жучки вкопировальных аппаратах ссср

В первой половине 60-ых годов двадцатого века ЦРУ уговорило Джона Дэссоэра, вице-президента «Ксерокс Корпорэйшн», оказать помощь родной разведке. К проекту привлекли ведущего инженера и конструктора корпорации Рэя Заппота (он принимал участие в разработке первой автоматической модели «Ксерокс-914», которую применяли сотрудники консульства СССР в Вашингтоне) и еще трех экспертов — оптика, телевизионщика и электронщика.

На создание копировальной автомобили с «жучком» были выделены огромные средства и организовано тайное конструкторское бюро. Для конспирации его разместили в маленького торгового комплекса, в помещении закинутого боулинга, где не было окон. Заппот придумал установить вовнутрь копировальной автомобили мелкую бытовую кинокамеру BellHowell-2х8.

Технический эксперт компании «Ксерокс», раз в тридцать дней проводивший профилактику посольского аппарата, получил от ЦРУ подробные руководства, как и куда установить кинокамеру. Страно, но техник в большинстве случаев копался со сложным аппаратом без какого-либо наблюдения со стороны работы безопасности и в первой половине 60-ых годов двадцатого века ежемесячно ставил камеру со свежей пленкой.

Следующим заданием от Лэнгли стала установка «жучка» в компактную настольную машину «Ксерокс-813». В данной модели уже не было места для простой 8-мм кинокамеры, и тайной бригаде «Ксерокса» было нужно создать миниатюрный фотоаппарат с громадным числом пленки, попутно поменяв конструкцию зеркала копировальной автомобили. Все подробности для новой камеры заказывались на различных компаниях, дабы всецело скрыть идею их применения.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века труд Рэя Заппота был вознагражден тайным патентом. Изобретатель подумывал об оснащении всех копировальных автомобилей скрытой совокупностью документирования, которая помогала бы США контролировать союзников и бороться с неприятелями, но во второй половине 60-ых годов двадцатого века одна химическая компания была поймана за руку при попытке шпионить подобным образом за соперниками. Возможно было ожидать, что советское консульство начнет контролировать собственные копировальные автомобили и отыщет искусно внедренный «жучок».

По данной либо какой-то второй причине, но проект был закрыт. Рэй вышел на пенсию во второй половине 70-ых годов двадцатого века и молчал практически 20 лет, пока муки совести либо гордости не вынудили его поведать на страницах американского издания Popular Science эту необычную историю, которая, но, имела неожиданное продолжение.

Мастера спецремонта

Генконсульство СССР в Сан-Франциско (Калифорния) купило в середине 1970-х японский копировальный аппарат «Тошиба», уже справедливо не доверяя американским моделям. По договору с советской миссией местная компания присылала собственного техника для ремонта и периодической чистки капризной автомобили, которую нещадно эксплуатировали все советские сотрудники как в служебных, так и в личных целях.

Намерено выделенный офицер КГБ (один из авторов данной статьи) пристально следил за работой американского техника, неизменно детально комментировавшего собственные действия. Между ними кроме того появились приятельские отношения — оба были специалистами и с уважением относились друг к другу. в один раз в конце 1970-х вместо всеми любимого техника пришла нарядная девчушка.

Она пробовала бойко владеть русским языком и неумело тыкала отверткой вовнутрь аппарата. По окончании ее ухода работа безопасности генерального консульства позвонила на сервисную компанию и культурно спросила, отчего же вместо специалиста отправили очаровательного любителя. На что секретарша, простодушно извинившись, ответила, что приходил не эксперт компании, а сотрудник ЦРУ, временно трудящийся у них как стажер.

А почему бы и нет?

Скоро сервисная компания отправила таковой счет за обслуживание разваливающейся автомобили, что коммунистический бухгалтер поставил ультиматум — либо я, либо копировалка. Тут очень кстати местная компания внесла предложение совершить недорогой капитальный ремонт, что, но, ей нужно будет делать уже в собственной мастерской. Получив разрешение из Москвы, советская миссия послала «Тошибу» в ремонт.

Но в то время, когда машина возвратилась в дипмиссию, ее место, увы, было уже занято новенькой копировалкой, приобретённой нетерпеливыми русскими. А ветхую машину послали в Москву, в известный университет особой техники КГБ СССР, где внутри ее сварного основания нашли изощренное устройство съема информации.

Эта совокупность посредством особого оптического сенсора фиксировала изображение первого страницы копируемого документа, а после этого передавала его уже в цифровом виде по радиоканалу в соседний личный дом. Наверное, именно там и размешался принтер и специальный приёмник, каковые восстанавливали изображение на бумаге для изучения американскими «компетентными органами».

Никто не имеет возможности обеспечивать, что в вашего аппарата нет «жучка». Вправду тайные документы стоит копировать на автомобилях, каковые оборудованы особой защитой.

Тайная начинка

Запрятанная в недрах огромной копировальной автомобили «Ксерокс-914» бытовая кинокамера BellHowell-2х8 в режиме покадровой съемки имела возможность фотографировать на одну кассету титульные страницы громадного количества копируемых документов: их отражение через особое зеркало попадало на селеновый барабан копировальной автомобили и потом на страницы белой бумаги. Демаскирующий стрекот кинокамеры всецело перекрывался шумом работы ксерокса.

Особенные функции некоторых деталей копировальной автомобили «Тошиба», очевидно, в официальной техдокументации не указывались.

Статья «Жучки-копиры» размещена в издании «Популярная механика» (№151, май 2015).

Шпионские страсти


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: