Синяя птица космонавтов: автомобиль специального назначения

Синяя птица космонавтов: автомобиль специального назначения
    Шнекоход на опробованиях
    Плавающий грузовой вездеход комплекса «светло синий птица» (ЗИЛ-4906)
    Технические данные вездехода ЗИЛ-4906

Такую кинопленку, иллюстрирующую возможности транспортного комплекса «светло синий птица», мне продемонстрировали в СКБ особых автомобилей ЗИЛа.

Машина для Королева

Началось же все, по словам главного конструктора СКБ И.И. Сальникова, с неудачной посадки «Восхода-2». В 1965 году его экипаж, в составе Алексея Леонова и Павла Беляева, попал в переплет.

Кроме того что первый выход в открытый космос прошел с осложнениями, при посадке отказала автоматическая совокупность, и Беляеву было нужно сажать корабль вручную. В итоге вместо привычных казахстанских степей — пермская тайга, из которой экипаж извлекали двое дней. Да да и то эвакуация пребывала в том, что астронавтам было нужно подняться на лыжи и по глубокому снегу выйти на поляну, откуда их смог забрать вертолет.

Тогда Сергей Королев и обратился к Владимиру Грачеву, первому руководителю и основателю СКБ, прося сделать машину, которой было бы нипочем любое распутье. Сергей Павлович знал, к кому обратиться: его команда и Грачев начиная с конца 50-х годов трудились над разработкой машин особого назначения. Среди них и таких, каковые предназначались для доставки на начальные позиции баллистических ракет по любому распутью.

На стенде, выставленном в СКБ, я насчитал около полусотни фотографий таких спецмашин. Остановлюсь на нескольких наиболее конструкциях и интересных идеях.

Частенько при разработке транспорта высокой проходимости ставку делают на гусеницы. Испробовали данный вариант и в СКБ. Гусеницы испытывали и железные, и резиновые, и совсем уж необыкновенные. Представьте себе десятка два полых цилиндров-катков, соединенных эластичной цепью. Катки перемещаются, как будто бы траки гусеницы, и, опираясь на них, машина движется хоть по суше, хоть по воде.

Но, как и при с луноходом, опробования продемонстрировали, что надежность классических колес вне конкуренции.

Испробовали грачевцы и различные варианты трансмиссий и приводов — механические, гидравлические, электрические. К примеру, мне продемонстрировали изображение некой «ноги», опирающейся на мотор-колесо.

Посредством платформы с таким движителем Королев желал доставлять ракеты к местам старта. Но с его смертью интерес к проекту угас.

Птица на колесах

Но «светло синий птицу» для астронавтов конструкторы все же сделали. Наименование, как я осознал, обусловлено ее непривычным небесно-синим цветом. И другими необыкновенными вещами. Начать хотя бы с того, что стеклопластиковый (увидьте, не железный) кузов опирается на металлическую раму, а та уж — на 6 колес, объединенных в 3 ведущих моста.

Передний и задний — управляемые, что позволяет 9-метровой машине разворачиваться «на пятачке».

Давление в баллонах колес регулируется водителем: приспустит он шины, и машина проходит по самому не сильный грунту, 150-сильный мотор и рационально подобранная коробка передач разрешают брать подъемы до 300, преодолевать завалы, а свободная торсионная подвеска смягчает тряску, неизбежную при езде по распутью.

В рейд «светло синий птица» в большинстве случаев выходит не одна. В составе поисково-спасательного комплекса — 3 автомобили. Распределение ролей тут такое.

Пассажирский вариант вместо кузова имеет дополнительную закрытую кабину с кондиционером, вычисленную на троих (в случае если не забывайте, экипажи на «Союзах» и «Восходах» состояли и складываются из 3 человек). Причем любой астронавт при эвакуации может не только сидеть, но и лежать: кто знает заблаговременно, какая обстановка сложится по окончании приземления. По той же причине тут предусмотрено и медицинское оборудование для оказания первой помощи.

А в экипаж автомобили, не считая механика и водителя, входит еще и доктор.

Грузовая несет на себе «пассажиров» иного рода — механизм и шнековый вездеход для его выгрузки-погрузки.

Сам шнекоход (это и имеется третья машина комплекса) так необыкновенен, что хорош особенного описания. Вместо колес либо гусениц у него 2 полых цилиндра-поплавка с наваренными сверху спиралями архимедовых винтов. При вращении они разрешают двигаться по рыхлому песку, глубокому снегу, засасывающей трясине. Машина с уверенностью перемещается кроме того в том месте, где и танки безнадежно садятся на брюхо. Запаса горючего ей хватает на 4 часа хода.

Либо полагая в противном случае, по снегу, к примеру, она может пройти около 100 км.

Выйдя по радиопеленгу в нужную точку, шнекоход подбирает астронавтов и возвращается.

Астронавты переходят в кабину пассажирского вездехода, грузовой взваливает на себя изрядно потрудившийся шнекоход, и вся команда направляется к ближайшему аэропорту.

Ближе к народу

Нужно заявить, что аналогичного пермскому ЧП больше не было и возможности комплекса, к счастью, ни разу не употреблялись «абсолютно». Космические совокупности стали надежнее, прицел при посадке достаточно правильным, так что развернуться «Синим птицам», показать собственные ходовые качества не выпал случай. Это, кстати, побудило разработчиков задаться резонным вопросом, запрещено ли пристроить специальный комплекс в народном хозяйстве.

Пластиковый, не опасающийся коррозии корпус идеально подходит для мелкосидящего речного судна с двумя гребными винтами.

Шнекоход же по большому счету освоил необыкновенную профессию. Камыш — сущее бедствие для рыбоводческих хозяйств. Пруды обрастают им столь близко, что кроме того рыбе делается тесно.

Попытки косить с лодок ни к чему хорошему не приводят: срезанные на уровне воды стебли разрастаются еще пуще. Тогда в одном из хозяйств Астраханской области совершили таковой опыт. Пруд приспустили, дабы камыш побольше показался из воды, поставили на шнекоход косилку и Скоро стебли были скошены кроме того на мелководье, куда ни на лодке, ни пешком не пробраться. После этого уровень воды в пруду вернули, и большинство растений, лишенная воздуха, погибла.

Что в этом случае именно и требовалось доказать.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№4, февраль 2003).

\


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: