Сказки о «серых волках»

В двух мировых войнах германские подводные лодки прославились как грозное оружие: на их счету тысячи судов и сотни боевых судов, разрешённых войти на дно. Неудивительно, что к данной теме прикован интерес многих любителей военной истории. Но такая популярность имеет и обратную сторону: действия германских подводников окружены громадным числом небылиц и выдумок.

Собственному рождению мифы обязаны как пропаганде союзников времён войны, так и работе писателей, журналистов а также режиссёров. Кое-какие из них так вжились в историю подводной войны, что люди, не хорошо привычные с темой, довольно часто принимают это «творчество» за правду. Попытаемся отделить зёрна от плевел и разобрать десять мифов о германском подплаве, каковые довольно часто видятся в интернете и литературе.

«Грузовик, потопивший подводную лодку»

2 сентября 1917 года германская субмарина U 28 атаковала британское судно «Олив Брэнч» (Olive Branch), совершавшее переход с грузом снарядов из Ливерпуля в Архангельск (согласно другой информации, в Романов-на-Мурмане — будущий Мурманск). Подводная лодка торпедировала пароход, но тот остался на плаву. Тогда немцы стали добивать «Олив Брэнч» из палубного орудия, и судно взорвалось. Взрыв был таковой силы, что ударная волна послала подводную лодку на дно, нанеся ей фатальные повреждения.

По окончании того как U 28 затонула, пара германских подводников появились в воде. Они не были подобраны шлюпками с «Олив Брэнч» и погибли.

Такова официальная версия инцидента. Но существует и другая история, в соответствии с которой лодка была потоплена… грузовиком, что перевозили на верхней палубе. Якобы он был подброшен взрывом снарядов и упал на субмарину.

Время от времени грузовик заменяется паровозом либо кроме того танком, в то время, когда история переносится во времена Второй мировой войны.

Сказки о «серых волках»

Германская субмарина U 28 до встречи с «Олив Брэнч» не имела возможности пожаловаться на собственную успех: она потопила ровно 40 транспортов тоннажем порядка 90 млн кг, ещё два судна были забраны в качестве приза. На фото лодка в сопровождении вооруженного траулера, 1916–1917 гг.
http://en.wikipedia.org

Но никаких подтверждений тому, что это могло быть правдой, нет. Версия с летающим грузовиком, возможно, была придумана журналистами в отыскивании очередной сенсации, но была очень живучей, и вот уже в течении столетия о ней иногда вспоминают.

Определённо, U 28 погибла из-за неосторожности экипажа, став жертвой взрыва парохода, в то время, когда подобралась к нему через чур близко. В истории подводной войны имеются и другие подобные случаи — так, 4 ноября 1942 от взрыва транспорта с снарядами «Хатимура» (Hatimura) подобным образом погибла нападавшая его подлодка U 132.

«Верблюд на подводной лодке»

Вторая небылица о германских подводниках Первой мировой повествует о вожде берберского племени, что в знак дружбы подарил кайзеру Вильгельму II верблюда. Начальнику подлодки UC 20 было нужно решать задачу доставки подарка из северной Африки адресату через Средиземное и Адриатическое моря. В следствии животное якобы прочно привязали к носу лодки, по окончании чего UC 20 двинулась в путь.

Сейчас она имела возможность погружаться лишь «на глубину верблюда», другими словами уходить под воду так, дабы голова животного оставалась на поверхности. Путешествие прошло без происшествий, и верблюд был доставлен целым и невредимым на базу в Полу.

Подводный минный заградитель типа UC II. Как раз к такому типу лодок относилась UC 20, на которой «везли» верблюда. Достаточно посмотреть на размер носа лодки, дабы оценить шансы сохраниться привязанного к нему «корабля пустыни» (из коллекции В. Галыни)

Создатель данной истории — начальник лодок UB 21 и U 62 Эрнст Хасхаген (Ernst Hashagen), книга которого называющиеся «На подводной лодке у берегов Англии (1914–1918)» была издана в СССР во второй половине 30-ых годов XX века. Но в собственных мемуарах Хасхаген излагает эпизод только в качестве одной из морских баек, каковые без всякого намёка на серьёзность в застольной беседе травили торговые моряки и подводники, состязаясь в том, кто знает их больше. Однако история с верблюдом видится в современной русском литературе как реально случившаяся.

«Германский шпион в Скапа-Флоу»

Прорыв в октябре 1939 года подлодки U 47 капитан-лейтенанта Гюнтера Прина (Gunther Prien) в основную базу английского флота Скапа-Флоу и потопление линейного корабля «Ройал Оук» (HMS Royal Oak) — один из самых броских удач германских подводников во Второй мировой. Такое событие не имело возможности обойтись без рождения мифов, один из которых всецело лишает заслуженной славы как исполнителей, экипаж U 47, так и разработчика операции Карла Дёница.

Существует утверждение, что Прин пробрался в Скапа-Флоу лишь благодаря шпиону, внедрившемуся на основную базу флота Англии. В этом случае обращение ведётся о некоем офицере германской разведки Альфреде Веринге (Alfred Wehring), что прибыл из Швейцарии в Англию во второй половине 20-ых годов XX века под именем Альфреда Ортеля, часовых дел мастера. Он осел на Оркнейских островах и открыл ювелирный магазин и часовую мастерскую в Керкуолле, где прожил до начала войны.

Веринг систематично поставлял в Германию данные об британском флоте, включая сведения о вероятной лазейке для проникновения подлодки в Скапа-Флоу.

Возвращение триумфаторов. Встреча подлодки U 47 по окончании её атаки в Скапа-Флоу

В соответствии с «легенде о часовщике», для проникновения в базу была отправлена субмарина «В-06» (которой ни при каких обстоятельствах не существовало) под руководством Гюнтера Прина. При подходе подлодки к Скапа-Флоу Веринг на резиновой лодке перебрался на борт «В-06» с рулоном карт и виртуозно совершил её во внутреннюю акваторию базы. По окончании успешной атаки «Ройал Оука» Веринг якобы возвратился в Германию на лодке Прина, по окончании чего его следы потерялись.

Как пишет в собственной книге французский исследователь Александр Корганов, эта история была в первый раз опубликована швейцарской газетой «Фалькен Ферлаг» (Falken Verlag) во второй половине 40-ых годов двадцатого века. Выдумка разрешила войти корни в германской и британской прессе, где позднее на эту тему прошёл последовательность публикаций. В среде отставных подводников кригсмарине разразился скандал: они бомбардировали письмами бывших офицеров штаба Дёница с требованием дать разъяснения.

Адмирал Эберхард Годт (Eberhard Godt), экс-начальник штаба Дёница, направил в адрес редакции швейцарской газеты письмо с критикой, но так и не взял ответа.

Миф о «таинственном часовщике» удалось развеять двум журналистам: немцу Вольфгангу британцу и Франку Александру Макки. Они независимо друг от друга совершили расследования и в 1958–1959 годах опубликовали выводы в собственных книгах, доказав, что никакого Веринга-Ортеля ни при каких обстоятельствах не существовало.

«Подводная лодка в овечьей шкуре»

В историю подводной войны германские субмарины вошли, в первую очередь, как истребители торговли, что также породило пара небылиц. Одна из них — миф о маскировке подлодки под парусник либо пароход. Сообщается, что умные немцы воспроизводили на палубе лодки такелаж и рангоут парусного судна либо прятали субмарину в трюма парохода с возможностью его покинуть через вырез в днище.

Такая маскировка была нужна, дабы не спугнуть вражеского «торговца» и неожиданной атакой послать его на дно.

Миф появился от выдумки сценаристов советского художественного фильма «Морской ястреб», вышедшего на экраны по окончании начала войны, в январе 1942 года. В нём германская подводная лодка атаковала торговые суда, маскируясь под парусник. Очевидно, в действительности ничего аналогичного не было.

«Подсадная утка»

Германским подводникам кроме этого довольно часто приписывался тактический приём, похожий на охоту с подсадной уткой. Подлодка оставалась рядом от повреждённого торпедами транспорта, что слал в эфир призывы на помощь. Любое отозвавшееся судно либо корабль, приближаясь к «подсадной утке», также становилось жертвой коварной подлодки.

Описание этого приёма возможно встретить в художественных произведениях, включая известный роман Алистера Маклина «Корабль Его Величества “Улисс”». Но, не обращая внимания на внешнюю реалистичность обрисовываемой обстановке, начальники германских субмарин так не поступали и, сообразуясь с принципом «лучше меньше потопить, чем больше повредить», старались как возможно стремительнее добить «подранка», дабы перейти к поиску новых целей.

«Пулемётный пламя по спасательным шлюпкам»

Один из самые устойчивых мифов о подводниках кригсмарине — утверждение о неоднократных расстрелах ими спасательных шлюпок с потопленных людей и судов в воде. Данный миф был рождён пропагандой союзников ещё на протяжении войны и деятельно поддерживался по окончании неё кроме того в официальных исторических трудах.

Практически за время войны известен лишь один случай, в то время, когда начальник германской подлодки замарал собственные руки подобным правонарушением. Это случилось 13 марта 1944 года, в то время, когда греческий пароход «Пелеус» (Peleus) был потоплен подводным крейсером U 852 капитан-лейтенанта Хайнца-Вильгельма Экка (Heinz-Wilhelm Eck). В тот злополучный вечер из 36 участников команды «Пелеуса» удалось выжить только трем морякам, свидетельствовавшим позднее на судебном ходе против начальника Экка и участников его команды.

Для тех, кому получалось перебраться в шлюпки, главным неприятелем становились не немцы, а мороз, жажда и голод

Остальные случаи «расстрелов» шлюпок либо людей утвердились в литературе без всякого расследования или были опровергнуты послевоенной проверкой. Примером помогает опровержение утверждений официального историка ВМС США Самуэля Элиота Морисона (Samuel Eliot Morison) о расстреле 7–8 марта 1942 года лодкой U 126 капитан-лейтенанта Эрнста Бауэра (Ernst Bauer) шлюпок с потопленных судов «Кардония» (Cardonia) и «Эссо Боливар» (Esso Bolivar).

В 2003 году американский исследователь Кен Данн совершил собственное расследование потопления этих судов. В размещённой на сайте www.uboat.net статье «Обращение германских подводников со спасшимися моряками торговых судов в 1939–1945 гг.» (Treatment of Merchant Ship Survivors by U-boat Crews 1939–1945) он установил несостоятельность версии Морисона и последовательности вторых утверждений, распространявшихся ранее.

Хотелось бы сохранять надежду, что и другие случаи аналогичных действий, приписываемых германским подводникам, получат собственных исследователей, каковые смогут взвешенно и объективно в них разобраться.

«Подводная лодка против плотины Гувера»

Эта история относительно молода по отношению к вторым небылицам о германских подводниках и более известна на Западе. Она показалась на свет во второй половине 90-ых годов XX века, в то время, когда в одном из печатных изданий ветеранских организаций США была опубликована статья о особом задании германской субмарины на протяжении Второй мировой.

В соответствии с данной статье, подлодка U 133 под руководством некоего Петера Пфау (Peter Pfau) должна была стереть с лица земли не что иное, как известную плотину Гувера в Соединенных Штатах. Данной лодке удалось дойти из Франции до Калифорнии, повторив поход известного Френсиса Дрейка из Атлантики в Тихий океан. Потом U 133 через Калифорнийский залив вошла в устье реки Колорадо и продолжила собственный путь вверх по течению реки.

В соответствии с утверждению автора статьи, подводная лодка сумела пройти по Колорадо пара сотен миль, добравшись до города Лафлина (штат Невада), откуда до плотины было уже рукой подать. Но после этого U 133 не смогла преодолеть мелководье и была затоплена экипажем, решившим, что миссия не может быть выполнена.

Германская подводная лодка U 133 — героиня легенды об атаке плотины Гувера.
http://www.grafasdiving.gr

Автору данной истории нельзя отказать в хорошей фантазии. Его не смутило то, что у подлодки просто не хватило бы автономности на таковой долгий маршрут, а на её пути по Колорадо появились бы ещё две плотины, выстроенные во второй половине 30-ых годов XX века.

Вправду существовавшей U 133 ни при каких обстоятельствах не руководил офицер по фамилии Пфау — быть может, его и вовсе не существовало. Эта лодка VII серии вошла в строй флота в июле 1941 года, и её карьера в кригсмарине была маленькой. Под руководством капитан-лейтенанта Германа Хессе (Hermann Hesse) она пришла из Киля в Сен-Назер, по окончании чего была послана на Средиземное море. Хессе совершил в том месте один поход, потопив английский эсминец «Гуркха» (HMS Gurkha).

Затем руководство лодкой принял капитан-лейтенант Эберхард Мор (Eberhard Mohr). Лодка вышла в новый поход из Саламина 14 марта 1942 года и в тот же сутки погибла на немецком минном заграждении со всем экипажем.

«Германские клиенты в американских магазинах»

Данный миф связан с первой половиной 1942 года, в то время, когда германские подлодки устроили побоище на судоходных маршрутах у восточного и южной части береговой полосы США. Американский флот был не готов к нашествию «серых волков» Дёница, и немцы действовали фактически без всяких последствий.

Это стало причиной рождению среди местных жителей слухов о том, что вражеские подводники практически ощущали себя как дома, совершая высадки на американскую почву, дабы устроить пикник, искупаться на пляже а также совершить приобретения в магазине. Версия с магазином имела и второе обоснование: якобы на одной из германских лодок (потопленной либо захваченной) были обнаружены американские продукты.

Появление германских подлодок у американских берегов стало причиной в обществе истерию, сравнимую с такой по окончании нападения на Пёрл-Харбор. Если судить по картинкам, агитплакаты призывали не забывать о Пёрл-Харборе и записываться в береговую охрану, дабы мстить германским подлодкам

Очевидно, такие утверждения должны были подчёркивать полную слабость американцев в обороне не только собственных вод, но и берегов. Само собой разумеется, в действительности ничего аналогичного не происходило, и слухи не имели под собой никаких оснований. Но необходимо подчеркнуть, что в 1942–1944 годах был совершён последовательность особых операций по доставке в Соединенных Штатах нескольких шпионов именно на субмаринах.

Исходя из этого единственными людьми, каковые высаживались на американскую почву с германских подлодок, были агенты Абвера.

«Война по окончании капитуляции»

Существуют утверждения о том, что германские подлодки ещё продолжительное время в различных точках мирового океана топили суда нейтральных стран и союзников уже по окончании капитуляции Германии, подписанной 8 мая 1945 года.

В конечном итоге же германские субмарины получили приказ о прекращении военных действий уже с 8:00 5 мая 1945 года. Однако пара кораблей и судов союзников подверглись нападению по окончании указанного времени. По данным германского историка Юргена Ровера, перечень эпизодов выглядит следующим образом.

5 мая в 17:40 по берлинскому времени лодка U 853 нападала и потопила американское судно «Блэк Пойнт» (Black Point) у Род-Айленда (США). На следующий сутки лодка была обнаружена и потоплена силами ПЛО союзников.

Германская подводная лодка U 1023, торпеды которой потопили норвежский тральщик NYMS-382 7 мая 1945 года. Это была одна из последних атак субмарин Фашисткой германии во Второй мировой. Фото сделано уже по окончании сдачи лодки союзникам в Плимуте.
http://www.maritimequest.com

7 мая в 21:45 по берлинскому времени лодка U 1023 торпедировала и потопила в Ла-Манше норвежский тральщик NYMS-382. В тот же сутки в 23:03–23:06 лодка U 2336 атаковала конвой ЕN-591 у восточной части прибрежной полосы Шотландии и потопила два судна: канадское «Эвондейл Парк» (Avondale Park) и норвежское «Снеланд I» (Sneland I).

Практически это были последние жертвы атак германских подлодок во Второй мировой. Действия начальников этих субмарин обусловлены тем, что они не смогли вовремя принять радиограмму с приказом о прекращении огня. В последний период войны германские подводные лодки в походах солидную часть времени пребывали в подводном положении, что создавало неприятности для своевременного приёма радиограмм.

«Оружие возмездия — подлодки острова Рюген»

На просторах интернета среди других небылиц возможно встретить и историю о подводных лодках острова Рюген. Якобы перед самым финишем войны по приказу гросс-адмирала Дёница у этого острова были затоплена и замаскирована дюжина лодок новейшей XXVI серии. Субмарины имели особую шлюзовую камеру чтобы при необходимости разрешить возможность проникнуть в лодку без её затопления.

В определённую дату экипажи этих лодок должны собраться, расконсервировать их и выйти в море для нанесения неожиданного удара по победителям в войне.

Подъём U 2365 — подлодки XXIII серии, затопленной 8 мая 1945 года у датского острова Анхольм. Был осуществлён в июне 1956 года, спустя год подводная лодка вошла в состав ВМС ФРГ как U-Hai (S 170). Не считая неё, были подняты U 2367 и U 2540, кроме этого включённые в состав бундесмарине.

Быть может, эти лодки также стали одной из обстоятельств появления легенды о подлодках острова Рюген.
http://coollib.com

Но замыслы коварного Дёница были раскрыты, и законсервированная «волчья свора» не выполнила собственного назначения: спустя десятилетие по окончании окончания войны её секрет открыл советской стороне малоизвестный немец. Лодки были обнаружены на дне, а дальше их будущее преподносится в двух вариантах: их частично подняли и изучили либо же попытка подъёма закончилась неудачей, и субмарины так и остались лежать на морском дне у Рюгена.

Нет сомнения, что в данной конспирологической истории нет ни слова правды, но для её создания употреблялись настоящие исторические факты, искажение которых и стало причиной рождению мифа.

Во-первых, 30 апреля 1945 года гросс-адмирал Дёниц вправду отдал приказ о затоплении германского флота, дабы он не достался победителям. Но спустя четыре дня, по окончании подписания локальной капитуляции вермахта на северо-западе Германии, приказ был отменён. Однако кое-какие начальники решили выполнить его по собственной инициативе, и на дно Балтики ушло более 200 субмарин, включая новейшие лодки XXI и XXIII серий.

Во-вторых, немцы вправду планировали стоить подлодки XXVI (W) серии, каковые имели возможность произвести настоящую революцию в подводном кораблестроении. В соответствии с проекту, это были громадные океанские субмарины с фантастической для того времени скоростью подводного хода в 22 узла. Такую скорость им должны были обеспечить известные турбины врача Гельмута Вальтера, трудившиеся на перекиси водорода.

Верфь «Фосс и Блум» взяла заказ на постройку 100 таких лодок, но время ушло, и ни одна из них не была кроме того заложена.

Недостроенные лодки U 2505, U 3004 и U 3506 покоятся в закинутом бункере вот уже больше 70 лет

В-третьих, по окончании войны в одном из закинутых бункеров в Гамбурге были обнаружены три подлодки XXI серии. В 1985 году три германских исследователя нашли в закинутом бункере «Эльбе II» (Elbe II) лодки U 2505, U 3004 и U 3506, затопленные 3 мая 1945 года. У двух субмарин отсутствовали секции и рубки с двигательной установкой.

Сейчас лодки остаются в том месте же и являются единственными судами XXI серии, дошедшими до наших дней в первозданном виде.

Любопытно, что миф о лодках острова Рюген очевидно имеет российское происхождение, но наряду с этим у него имеется и западные предположения. Помимо этого, существует вариант легенды о субмаринах, затопленных у побережья Аргентины, но и в том месте их, очевидно, нет.

Возможно, любителей истории поразит, что не затронуты такие узнаваемые небылицы, как бегство Гитлера в Аргентину, «персональный конвой фюрера», загадочные базы в советской Арктике и Антарктиде. Как раз они деятельно эксплуатируются разными мистификаторами от истории. Эти мифы нуждаются в более важном разборе, что скорее потребует отдельной работы, нежели упоминания в двух-трёх абзацах.

Объективно проанализировать все существующие мифы в одной статье — задача фактически невыполнимая, но возможно, что данный материал будет нужен любителям военно-морской истории чтобы отличать правду от выдумок.

Перечень литературы:

  1. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942. — Random House, 1996.
  2. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunted, 1942–1945. — Random House, 1998.
  3. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
  4. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3. — Verlag E.S. Mittler Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001.
  5. Niestle A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction. — Frontline Books, 2014.
  6. Rohwer J. Axis Submarine Successes of World War Two. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
  7. Savas Theodore P. Silent Hunters: German U-Boat Commanders of World War II. — семь дней Capo Press, 1997.
  8. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
  9. Гибсон Р., Прендергаст М. Германская подводная война 1914–1918 гг.. — Минск: Харвест, 2002.
  10. Гайер А. Германские подводные лодки в войну 1914–1918. — СПб.: Цитадель, 1998.
  11. Карганов А.С. Тайная Скапа-Флоу. — СПб.: Роза ветров, 2011.
  12. Михельсен А. Подводная война 1914–1918 гг. — М.-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1940.
  13. Хасхаген Э. На подводной лодке у берегов Англии (1914–1918). — М.: Госвоениздат, 1937.
  14. Штайнерт М. Режим гросс-адмирала Дёница. Капитуляция Германии 1945. — М.: Центрополиграф, 2011.
  15. http://www.uboat.net.
  16. http://historisches-marinearchiv.de.
  17. http://www.wlb-stuttgart.de.
  18. http://www.u-boot-archiv-cuxhaven.de.

Красная Шапочка и Серый Волк — Мультфильм — сказки для детей — сказка


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: