Слова, потопившие сотни судов

Время от времени кроме того малый оплошность либо халатность может обернуться самыми тяжёлыми последствиями, в особенности на протяжении боевых действий. В июле 1942 года новый виток подводной войны в Атлантике был запущен благодаря преступной халатности всего лишь нескольких человек, не выполнивших собственные служебные обязанности. В следствии погибли много людей, а много млн кг армейских грузов были безвозвратно утрачены.

Для военного времени известный афоризм «молчание — золото» честен вдвойне. Лаконичный призыв созданного в июне 1941 года советского плаката «Не болтай!» справедливо можно считать лучшим примером пропаганды на эту тему. Хранение военной тайны может спасти либо погубить тысячи судеб.

Данный постулат в армейские годы был актуален не только для СССР, бившегося насмерть с нацистской Германией, но и для его союзников по антигитлеровской коалиции.

По окончании вступления США в войну американская пропаганда создала плакат, на котором были изображены тонущее моряки и судно в шлюпке. Всё это сопровождалось надписью «A Careless Word… A Needless Sinking». Дословный перевод данной фразы звучит как «Неосторожное слово – ненужное потопление» и напоминает о неоправданных утратах, обстоятельством которых может стать болтовня.

Позднее показался и второй плакат, с изображением погибшего моряка, выкинутого на берег волнами, с похожим текстом «A Careless Word… A Needless Loss» («Неосторожное слово – ненужная утрата»).

Слова, потопившие сотни судов

По окончании первых же атак германских подлодок у берегов США были выпущены плакаты, призывавшие к бдительности, цена которой измерялась людскими судьбами и потопленными судами. Увы, эти призывы не всегда помогали

Для выпуска аналогичных плакатов были важные обстоятельства. С началом 1942 года подводная война близко приблизилась к восточному побережью США, где германские подлодки в течение шести месяцев фактически без всяких последствий избивали торговое судоходство союзников. Американская пропаганда призывала граждан страны к бдительности, пробуя отучить их от беспечности мирной судьбе, которая закончилась 7 декабря 1941 года.

Чем дальше, тем лучше и несложнее

По окончании окончания «радостных времён» (нем. «Gluckliche Zeit») 1940 года германские подводные лодки столкнулись с трудностями в исполнении боевой задачи в северной части антлантического океана. Британцы, понеся тяжелые потери в торговом тоннаже, сделали нужные выводы и попытались впредь лишить немцев таковой возможности. Точки рандеву конвоев с эскортными группами были отодвинуты дальше на запад, вводились в строй новые суда, была разгромлена германская сеть «бензоколонок» в Атлантике – судов снабжения, заправлявших подлодки лодки в море.

Для Карла Дёница первым вестником таких трудностей стал «тёмный март» 1941 года, в то время, когда утраты субмарин за один месяц были равными утратам за прошлые полгода. В том, что соперник скоро отреагировал на «ночи долгих ножей» в Атлантике, каковые подчинённые Дёница устроили английским конвоям, и не собирается допустить их повторения, адмирала убедила утрата его самых результативных асов – Прина, Шепке и Кречмера. С этого момента стало ясно, что германских подводников ожидают кровопролитные сражения.

Германская подлодка U 107 корветтен-капитана Гюнтера Хесслера у берегов Африки недалеко от Фритауна. Рядом с субмариной шлюпка с моряками, спасшимися с потопленного ей судна. Июнь 1941 года

Стратегия подводной войны заключалась в том, что подводные лодки должны были топить судов соперника больше, чем он успевал выстроить в замещение утрат. Практически, не имело значения, где как раз были бы потоплены суда – основное, дабы соперник нёс утраты.

Ввиду того, что британцы в начале войны смогли организовать совокупность конвоев лишь на самые важных маршрутах доставки грузов в Метрополию, Дёниц решил наносить удары в тех районах, где таковой совокупности не было и судоходство не охранялось. В данной стратегии ударов по не сильный местам соперника решающая роль отводилась громадным океанским лодкам IX серии, талантливым функционировать на дальних коммуникациях.

Первым районом, где «девятки» ударили судоходство союзников, был район африканского порта Фритаун, где сходились морские дороги из Южной и Северной Атлантики. Весной 1941 года в тех водах пара германских подводных крейсеров устроили настоящее побоище, потопив за четыре месяца более 400 000 тысячь киллограм торгового тоннажа.

Обеспокоенное столь тяжелыми потерями, английское Адмиралтейство было вынуждено расширить силы противолодочной обороны и ввести совокупность конвоев между Гибралтаром и Фритауном. Принятые меры дали хороший эффект – во втором полугодии 1941 года немцы не смогли добиться в водах у Фритауна прошлого результата.

Тонущий американский танкер «Дикси Эрроу» (Dixie Arrow), торпедированный 26 марта 1942 года у мыса Гаттерас (восточное побережье США) подлодкой U 71 корветтен-капитана Вальтера Флахсенберга

Вступление в войну США открыло для германских подводных лодок новые возможности, и для них опять наступили «радостные времена». В течение первых восьми месяцев 1942 года субмарины Дёница добились огромных удач, действуя у восточной части прибрежной полосы Америки и в Карибском бассейне. По данным американского историка Клэя Блэйра, германские подводные лодки совершили за это время 184 похода, в которых потопили 609 судов неспециализированным тоннажем 3,1 миллиона тысячь киллограм.

Разделение удач по Блэйру выглядит следующим образом: лодки IX серии за 80 походов потопили 384 судна (63% от общего числа) тоннажем около 2 миллионов тысячь киллограм (65% от общего тоннажа). Успехи лодок VII серии были пара скромнее: за 104 похода они разрешили войти на дно 225 судов (37% от общего числа) тоннажем около 1,1 миллиона тысячь киллограм (35% от общего тоннажа).

Поддерживать таковой уровень потопленного тоннажа получалось как раз благодаря ударам по не сильный местам в судоходстве союзников. Практически это смотрелось как некая шахматная партия в океане, где немцы были атакующей стороной. Подводные лодки наносили удар в районе, где ещё не была организована совокупность конвоев, союзники несли какое-то время важные утраты, по окончании чего организовывали конвои.

Когда это происходило, Дёниц выбирал новое не сильный место в судоходстве соперника, и всё повторялось заново. Но англичане и американцы любой раз, беря под контроль проблемный район судоходства, вытесняли из него немцев, исходя из этого географически в первой половине 40-ых годов XX века центр подводной войны двигался от Нью-Йорка к Карибскому морю.

В итоге, введя везде совокупность конвоев от Кубы до Нью-Йорка, союзники всё-таки вытеснили германские лодки на большом растоянии на юг, где они смогли добиться удач недалеко от островов Тринидад и Тобаго и у побережья Суринама. Это была «лебединая песня» германских подводников у берегов Америки, которая стала окончанием вторых «радостных времён».

Утраты, которых возможно было избежать

Во второй половине 1942 года Дёниц решил вернуть лодки в Северную Атлантику, сочтя накопленные силы достаточными для решающего сражения с конвоями установления и союзников экономической блокады Англии. К тому моменту подводный флот Рейха значительно вырос: к 1 сентября 1942 года в распоряжении Дёница было 172 боевых субмарины, из которых 133 действовали в Атлантике.

Это решение имело и другие обстоятельства – союзники ввели конвои на главных маршрутах в Атлантике, попытавшись свести к минимуму перемещение одиночных судов без охранения. Казалось бы, не сильный мест в их противолодочной обороне фактически не осталось, но оказалось, что это не верно.

Американское торговое судно «Санта-Рита» было построено менее чем за год до смерти, в сентябре 1941 года

9 июля 1942 года в 16:34 американское торговое судно «Санта-Рита» (Santa Rita, 8379 брт), шедшее из Египта в Соединенных Штатах, было торпедировано субмариной U 172 капитан-лейтенанта Карла Эммермана (Carl Emmermann) к юго-востоку от Бермудских островов. По окончании попадания торпеды судно лишилось хода, и экипаж спустил шлюпки на воду. Подводная лодка показалась на поверхности спустя 25 мин. и произвела три выстрела из палубного орудия по мостику парохода, уничтожив радиорубку.

Затем немцы сняли с шлюпки капитана «Санта-Риты» Генри Стефенсона (Henry R. Stephenson) и послали на ещё держащееся на плаву судно подрывную партию из пяти человек. Перед тем как установить подрывные заряды, подводники пробыли на борту судна три часа, совершив его подробный досмотр. Груз «Санта-Риты», кроме 5000 тысячь киллограм хромовой руды, и других материалов и асбеста, включал в себя два трофейных германских танка, каковые американцы везли в Бостон из Порт-Судана.

Экипаж U 172 в сутки принятия лодки в строй германского флота, 5 ноября 1941 года. 13 декабря 1943 года лодка была потоплена самолётами с американского авианосца «Боуг»

Немцам несказанно повезло, поскольку капитан Стефенсон нарушил все инструкции по соблюдению режима секретности. Перед тем, как покинуть судно, ему надлежало стереть с лица земли все тайные документы самому либо проконтролировать данный процесс. В большинстве случаев для таких целей употреблялась особая сумка со свинцовым дном, которая выбрасывалась за борт и скоро шла ко дну.

Стефенсон, поддавшись панике, этого не сделал, не смотря на то, что времени было достаточно, и немцы стали обладателями только ответственной информации. Они возвратились на лодку с картами и ценными документами, каковые показывали местоположение и судоходные маршруты союзников минных полей у побережья Южной Африки, недалеко от Кейптауна и некоторых вторых портов.

В 20:30 «Санта-Рита» была потоплена подрывными зарядами, а 58 членов экипажа (ещё четверо моряков погибло) в шлюпках были предоставлены волнам – в итоге, все они были спасены американскими судами. Капитан Стефенсон же был заявлен пленным и отправился на борту U 172 в Лориан. Карл Эммерман весьма не так долго осталось ждать осознал, что в его руки попала курица, которая несёт золотые яйца.

На протяжении перехода лодки на базу немцы вели себя со Стефенсоном только корректно, что сделало его словоохотливым. В следствии совершённых Эммерманом «допросов» американского капитана, каковые возможно скорее назвать беседами, немцы дополнительно получили от военнопленного много полезной информации о Кейптауне.

Английский лайнер «Оркадес» (Orcades), ставший с началом военных действий войсковым транспортом. Судно было потоплено U 172 10 октября 1942 года на протяжении нападения германских лодок на судоходство юго-западнее Кейптауна, для чего лодке пригодилось шесть торпед. «Оркадес» есть третьим по тоннажу судном (23 456 тысячь киллограм), потопленным германскими лодками за всю Вторую мировую войну. К счастью, эвакуация пассажиров и экипажа была произведена грамотно — погибло всего 45 человек из 1067, пребывавших на борту

По прибытии лодки на базу Стефенсон был послан в Вильгельмсхафен, и в итоге был в лагере для моряков английского торгового флота «Милаг Норд» (Marineinterniertenlager Nord) недалеко от Бремена. В январе 1945 года американский капитан был репатриирован и покинул Германию на шведском судне по окончании произведённого при посредничестве Красного Креста обмена пленными.

Чтобы выяснить значимость случившегося события, стоит совершить параллели между инцидентом с «Санта-захватом» и Ритой англичанами в мае 1941 года на подлодке U 110 кодов к шифровальной машинке «Энигма». И в том и другом случае налицо была халатность лиц, нёсших ответственность за недопущение попадания тайной информации в руки неприятеля, но поставивших цену собственной жизни выше этого.

без сомнений, Стефенсон был самым серьёзным пленным из всех захваченных германскими подводниками за время войны – халатность экипажа «Санта-Риты» и болтливость его капитана стали причиной трагедии. Полученные сведения помогли немцам спланировать и удачно совершить операцию «Кейптаун», на протяжении которой маленькая несколько германских субмарин под кодовым заглавием «Айсбэр» (Eisbar – нем. белый, либо белый медведь) устроила в конце 1942 года настоящее побоище, напоминавшее истребление судов у берегов США в начале года.

Начальник U 172 Карл Эммерман в кают-кампании собственной лодки режет торжественный торт, испечённый в честь его награждения Рыцарским крестом 27 ноября 1942 года

U 172 Карла Эммермана кроме этого входила в эту группу лодок, и результатом её действий у Кейптауна стало потопление восьми судов на 60 000 тысячь киллограм. 27 ноября 1942 года Эммерман стал кавалером Рыцарского креста. Необходимо подчеркнуть, что начальник U 172 занимает итоговое 13-е место в перечне самых результативных подводных асов Германии той войны, имея на счету 26 судов на 152 080 тысячь киллограм.

Но, в случае если оценивать не только индивидуальные удачи Эммермана, но и разглядывать их с позиций создания самого предлога к разработке операции «Кейптаун», то возможно назвать его одним из самых страшных для союзников германских подводников.

Успех лодок из группы «Айсбэр» и подводных крейсеров типа IXD2 выразился в потоплении у побережья Южной Мадагаскара и Африки 60 судов неспециализированным тоннажем более 400 000 тысячь киллограм. Согласно точки зрения Блэйра, это была трагедия для союзников: «В целом за вторую половину 1942 года около Азорских и Канарских островов, у Фритауна и в африканских водах дальше к югу до Дурбана и Кейптауна действовало около 50 подводных лодок.

Они стёрли с лица земли около 150 судов практически на 900 000 тысячь киллограм, и наряду с этим утраты составили всего три субмарины с командами. Это был большой успех германского подводного флота – практически 50 судов на каждую [потерянную] подлодку. Но в один момент это была постыдная и редко упоминаемая неудача английских противолодочных сил в южно-африканских водах».

Подлодка U 172 в море. На борту рубки видна эмблема лодки — морское божество с чешуйчатым хвостом, в короне и с трезубцем в руке, трубящее в рог

Такова была цена, быть может, всего нескольких «неосторожных слов», каковые привели не просто к неоправданным утратам, а к настоящей бойне в океане. Призыв к бдительности, звучащий с агитплакатов времён войны, как бы забавно они ни смотрелись на данный момент, останется актуальным неизменно.

литературы и Список источников:

  1. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 5. Norderstedt.
  2. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  3. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  4. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
  5. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. не меньше, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001
  6. Plottke H. Faecher Loos! U 172 im Einsatz – Podzun-Pallas-Verlag GmbH, 1994
  7. http://www.uboat.net
  8. http://www.uboatarchive.net
  9. http://historisches-marinearchiv.de

Сотни активистов поддержали Брэдли Мэннинга накануне суда


Темы которые будут Вам интересны: