Сом: история невезучей подлодки

27 июля 2015 года шведская компания «Ocean X Team», специализирующаяся на поиске затонувших исторических артефактов и сокровищ, поймала особенно большую «рыбу». Найденный объект длиной в 20 метров и шириной в 3 метра предварительно был идентифицирован экспертами компании как подлодка российского императорского флота «Сом». В случае если это вправду так, то находка, фотографии и видео которой шведы уже выложили в сеть, покоится на морском дне целых 99 лет, а задраенные люки скрывают за собой 18 трагически погибших моряков.

Как «Фултон» стал «Сомом»

Перед тем как на целое столетие залечь на дно моря, «Сом» довольно продолжительное время путешествовал. Подводная лодка была выстроена в начале XX века компанией американского конструктора Джона Филипа Голланда, которого вычисляют изобретателем современной конструкции подлодки.

С 1897 года Голланд удачно поставлял подводные лодки для ВМС США, и ВМС Англии, Австро-Венгерской империи и Японии. На начало XX века данный конструктор был законодателем мод в области подводного судостроения.

Сом: история невезучей подлодки

Джон Филип Голланд

Морское министерство России начало работы по проектированию собственных подводных судов в 1900 году, и сначала обратило внимание на субмарины Голланда. Русский флот желал купить пример для предстоящей постройки серии подводных лодок собственными силами, но переговоры провалились: американцы отказались реализовывать партию из менее чем 10 судов. Сумма для того чтобы заказа в $1,9 млн показалась русским чрезмерной, поскольку к созданию подводного флота тогда ещё относились как к предприятию с достаточно неизвестными возможностями.

В течении нескольких лет Российская Федерация строила подводные лодки сама, и закупила по одной субмарине во Франции («Губэ-2») и Германии («Форель»).

Однако, интерес к передовым субмаринам Голланда у русского флота сохранился. То, что не удалось Морскому министерству, оказалось у Невского судостроительного завода, правление которого купило у Голланда право на постройку судов его конструкции на 25 лет. В 1904 году завод внес предложение Морскому министерству выстроить пять подводных лодок американской конструкции.

Для примера было решено купить одну субмарину типа «Голланд –VII» (суда этого типа уже состояли на вооружении американского флота).

У Джона Голланда именно была в наличии одна такая подводная лодка, выстроенная на средства компании в 1901 году в рекламных целях – «Фултон». В то время это было современное судно надводным водоизмещением 105 тысячь киллограм (124 тонны под водой) и бензин-электрической силовой установкой. Мощность бензинового двигателя в 160 лошадиных сил разрешала развивать скорость в надводном положении до 8,5 узлов, а под водой 70-сильный электромотор разгонял машину до 6 узлов.

Вооружалась она торпедным аппаратом калибра 457 мм, боекомплект складывался из трёх торпед Шварцкопфа. Экипаж из 22 человек имел возможность функционировать в независимом режиме до 8 дней, дальность независимого перехода у «Фултона» равнялась 430 милям (под водой субмарина имела возможность проплыть 30 миль). Рабочая глубина погружения закупленного примера составляла 35 метров.

Подлодка «Фултон» (потом – «Сом») в плавучем доке

Первые проблемы начались с подводной лодкой ещё в Америке, в то время, когда «Фултон» проходил опробования. При переходе субмарины из Нью-Йорка в Вашингтон в апреле 1902 года на ней случился взрыв, из-за которого пара членов экипажа были ранены. Но в остальном её «дороссийская» жизнь протекала без важных происшествий – более того, современниками она оценивалась как «владеющая громадными преимуществами» с позиций мореходных качеств.

1 июля 1904 года, в самый разгар русско-японской войны, «Фултон» был доставлен в разобранном виде в Кронштадт английским пароходом «Менатик». На Невском заводе лодку собрали и 11 ноября, по окончании ходовых опробований, послали железной дорогой во Владивосток. В том месте «Сом» (так лодка начала называться в соответствии с приказом Морского министерства) вошёл в состав Отдельного отряда миноносцев – действительно, торпеды для него из Санкт-Петербурга доставили лишь в последних числах Марта 1905 года.

Ярко показать себя в русско-японской войне «Сому» не удалось. Единственным боевым эпизодом с участием судна стала попытка атаки двух японских миноносцев в бухте Преображения 29 апреля 1905 года. Японцы, найдя субмарину, быстро ретировались (но, в вопросе о том, кто от кого удирал, среди историков единства нет).

Тем временем на Балтике друг за другом входили в строй пять подводных лодок типа «Сом», каковые строились Невским заводом по подобию и образу «американки». Высокая подводная скорость, хорошая мореходность, способность и простота конструкции к стремительному погружению лодок серии были по преимуществу оценены флотом. В то время, когда Невский завод в 1907 году внес предложение выстроить ещё одного, уже шестого по счёту «Сома», Морское министерство ответило согласием.

Новые суда кроме этого взяли «рыбные» имена: «Щука», «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Судак» и «Лосось».

В ходе эксплуатации (а отдельные лодки серии прослужили в составе флота 13 лет, что по тем временам для аналогичных судов было громадным достижением) «Сомы» много раз модернизировались. Применение бензиновых двигателей считалось самым большим недочётом – они увеличивали пожаро- и взрывоопасность, а экипаж очень сильно угорал. Исходя из этого лодки переоснащали дизельными двигателями или керосиновыми моторами.

Подводные лодки данной серии несли работу в Балтике, на Тихом океане и Чёрном море. По окончании начала Первой мировой дальневосточные субмарины железной дорогой доставили на Балтийское море. Тут «Сомы», среди них и американский «родоначальник», несли в основном дозорную работу.

Их довооружили, установив на каждую по одному 37-мм орудию.

Катастрофа 99-летней давности

Самый ветхий «Сом», имевший американское прошлое, базировался в порту Мариехамн –главном городе Аландских островов, принадлежавших в то время России. 10 мая 1916 года подводная лодка охраняла воды Аландского моря (водный регион между Швецией и Аландскими островами) и в 4 часа утра столкнулась со шведским пароходом «Ингерманланд». В следствии столкновения субмарина затонула, целый экипаж во главе с начальником, лейтенантом Хрисанфом Константиновичем Бугураевым, погиб.

Всего на борту пребывало 18 человек – 2 моряков и 16 офицера.

События трагедии достаточно туманны. Капитан парохода «Ингерманланд» свидетельствовал позднее, что увидел перископ, что возвышался над уровнем воды на 1 метр, примерно за 150 метров – наряду с этим лодка шла параллельным курсом. Но после этого «Сом» поменял курс и развернул к пароходу.

Капитан «Ингерманланда» сделал вывод, что его судно желают подвергнуть простой в военное время процедуре досмотра, и застопорил машину, но тут перископ всецело скрылся под водой, а лодка врезалась в пароход ниже ватерлинии. По окончании удара, от которого шведское судно очень не пострадало, русская субмарина на поверхности больше не показывалась. Что стало обстоятельством для того чтобы необычного и самоубийственного манёвра – остаётся лишь догадываться.

Быть может, экипаж не справился с управлением, а возможно, шведский пароход просто не увидели.

Наверняка как раз этого «Сома» и нашли шведские искатели сокровищ. Как направляться из их пресс-релиза, все люки на судне задраены, исходя из этого в полной мере возможно, что в будут найдены останки членов экипажа.

На корпусе отысканной шведами субмарины отчётливо виден жёсткий символ

Будущее остальных лодок серии также сложилась не через чур удачно. 4 оставшихся балтийских субмарины были захвачены зимний период 1917–18 гг. наступающими германскими армиями в Ревеле, по окончании чего их разобрали на металлолом. Две черноморские подлодки были захвачены немцами в Севастополе в апреле 1918 года, а в ноябре того же года они попали в французов и руки англичан, каковые их затопили вместе с ещё десятью русскими подводными лодками других типов.

В 1935 году эти два «Сома» (правильнее, «Лосось» и «Судак») были подняты Экспедицией подводных работ особенного назначения в рамках опробования новой судоподъёмной техники. Собственный боевое значение сейчас они уже потеряли.

Литература:

  • http://www.expressen.se/nyheter/frammande-ubat-hittad-i-svenskt-vatten/
  • http://www.oceanexplorer.se/
  • «Подводные лодки. История развития. /Становление российского подводного флота» инженер-конструктор Власов Виталий Петрович, г. Екатеринбург 2003 г.
  • «John Holland. Father of the modern Submarine», Edward C. Whitman http://www.navy.mil/navydata/cno/n87/usw/issue_19/holland.htm
  • Американские подводные лодки от начала XX века до Второй мировой, Кащеев Л.
  • http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/memory/som.htm

Гибель подводной лодки К-141 «Курск»: вся Правда !!!


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: