Сом: как русская подлодка затонула вшвеции

Сом: как русская подлодка затонула вшвеции
    За Первую и Вторую мировые войны, и Советско-финскую, на Балтийском море в походах погибли 46 русских и советских подлодок. Большая часть из них не отысканы до сих пор.

1905 Японское море

29 апреля, пребывав в боевом патрулировании в 70 милях южнее Владивостока, моряки увидели несколько двухтрубных японских миноносцев. Капитан «Сома» князь Владимир Трубецкой отдал приказ на выход и погружение в наступление. Но увидели сигнальщики и опасность японцев.

Суда развернулись и скоро собрали полный движение, и в то время, когда подводная лодка встала «под перископ», пребывали уже вне ее досягаемости. И не смотря на то, что схватка не состоялась, встреча была запоминающейся: согласно данным историка флота Эдуарда Игнатьева, это было первое столкновение русской субмарины с настоящим соперником.

1873−1901 Лимерик — Нью-Йорк

Новорожденный «Сом» носил имя «Фултон», в честь конструктора, что еще в 1800 году создал одну из первых трудящихся моделей подводных лодок. На его «Наутилусе» в первый раз употреблялись гребной винт и горизонтальные рули, имелся запас сжатого воздуха а также раздельные двигатели для надводного и подводного хода.

Одним из последователей Роберта Фултона был бежавший в Соединенных Штатах ирландский националист Джон Холланд. "Наверное," он знал всего две страсти — любовь к механике и неприязнь к британцам, и по окончании впечатляющих известий о первых опытах боевого применения подлодок они слились в одну. В субмаринах Холланд заметил средство разгромить непобедимый «Гранд-Флит». Земляки Холланда скоро оценили эту возможность, и «Братство фениев» стало спонсором его первых разработок.

При их помощи инженер одну за второй создал пара моделей, экспериментируя с двигателями и конструкциями. Но основная находка произошла в первой половине 80-ых годов XIX века, в то время, когда Холланд разместил на подлодке аппарат для метания мин, прообраз торпедных аппаратов всех последующих поколений. И в случае если над первой моделью Холланда еще подшучивали, мол, «один чудак из Лимерика выстроил себе плавучий гроб», то оснащенная тремя торпедами «Холланд-6» уже была принята на работу ВМФ США.

Но с успехом пришли и неприятности. В 1900 году у изобретателя появился конфликт с инвесторами, приобретшими его Holland Torpedo Boat Co. Холланда выдавили из компании и, в то время, когда он ушел в отставку, стерли память о нем кроме того из заглавия, перевоплотив компанию в Electric Boat Co. «Фултон», выстроенный в 1901 году, стал девятой и последней подводной лодкой Холланда, работу над которой он успел довести до конца.

    Будущее вторых субмарин серии сложилась в полной мере буднично. В 1918 году «Белуга», «Пескарь», «Щука» и «Стерлядь» были захвачены немцами в порту Ревеля и посланы на слом. В 1919 году «Судак» и «Лосось» затопили британцы на внешнем рейде Севастополя.

Они были подняты Экспедицией подводных работ особенного назначения в первой половине 30-ых годов двадцатого века и также сданы в металлолом.

1904 Вашингтон — Кронштадт

От прошлой модели подводная лодка заимствовала завидную устойчивость. Холланд отказался от вертикального погружения за счет впуска воды, перейдя к стремительному наклонному перемещению за счет горизонтальных рулей и двигателя. Боекомплект включал три торпеды, на корме устанавливалась пневматическая пушка для динамитных снарядов.

«Фултон» — еще не «Сом» — был выстроен на верфях в Нью-Джерси и в 1902 году совершил переход в Вашингтон, замечательно продемонстрировав себя кроме того на протяжении поразительно сильной бури. Американские армейские брать новую серию не торопились, но подводной лодкой заинтересовались в Российской Федерации.

С началом Русско-японской войны военно-морскому ведомству страны было нужно быстро поменять собственные замыслы. Балтийский завод приступил к срочной постройке нескольких тяжелых субмарин серии «Касатка». Костюм на изготовление легких подлодок взял Невский завод, что заключил сделку на приобретение «Фултона» и производство серии его аналогов.

Не обращая внимания на заявленный США нейтралитет, разобранный «Фултон» под видом парового котла отправился в Кронштадт, а оттуда — на верфи Санкт-Петербурга. 31 мая 1904 года «Фултон» стал «Сомом» и был зачислен в состав Сибирской флотилии, а в 1904—1907 годах к нему присоединились шесть новых субмарин, также взявшие «рыбьи» имена — «Щука», «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Судак» и «Лосось».

1904 Санкт-Петербург — Владивосток

По начальному плану адмирала Карла Иессена, отряд подводных миноносцев должен был функционировать конкретно в японских портах. Но замыслы не сбылись, виной чему и недоверие адмиралов к молодому «подплаву», и конструктивные недоработки субмарин, и просто неразбериха. Задача подводникам была поставлена более скромная: «Несение дозорной работы, охрана побережья и ближняя разведка вблизи крепости».

Но, и это выяснилось тяжелым опробованием. недостаток и Качка вентиляции, протечки и влажность — привычная воздух подводных походов того времени. Маленькие, хорошо забитые количества не разрешали организовать кроме того спальных мест, и моряки валились, не раздеваясь, где придется.

Бортовые механизмы были ненадежны, торпеды скоро разъедала коррозия.

На этом фоне «Сом» выделялся в лучшую сторону. Уже по окончании войны, подводя итоги действиям русских подлодок, конструктор Михаил Беклемишев отметил слаженные действия его командира и экипажа, точность и хорошую управляемость торпедной стрельбы.

1905−1914 Японское море

По окончании войны «его» собратья и Сом продолжили работу на Тихом океане. Они употреблялись для обучения личного состава и дозоров, а заодно прошли серию модернизаций. Были обновлены многие механизмы, субмарины взяли более идеальные перископы, а в 1909 году были оснащены новыми двигателями.

В том же 1909 году в петербургский Морской корпус поступил потомственный казак Хрисанф Бугураев. Неизвестно, чем так увлекло его море, но, кинув блестящую карьеру кавалериста, он стал гардемарином. Бугураев служил на линейном корабле «Андрей Первозванный», в 1910 году кроме того успел совершить плавание на крейсере «Аврора», а после этого поступил в Учебный отряд подводного плавания (УОПП).

В 1916 году на время отлучки начальника «Сома» он будет выполнять его обязанности — в первоначальный и в последний раз.

В начале Первой мировой «Сом» успел побывать в составе Черноморского флота, проводя дозоры на дальних подступах к Одесскому порту. Но уже летом 1915 года подводную лодку опять доставили в Санкт-Петербург — сейчас Петроград. По окончании испытаний и сборки «Сом» перешел на собственную последнюю базу, в Мариехамн, столицу финских Аландских островов.

1915−1916 Балтийское море

Аландские острова перегораживают вход в Ботнический залив и разрешают осуществлять контроль Северную и Восточную Балтику. Мариехамн стал западным форпостом Балтфлота, где пребывала и плавбаза подводных лодок «Святитель Николай». Российские субмарины действовали совместно с несколькими британскими, каковые сумели форсировать блокированные немцами Балтийские проливы.

    Подлодка Джона Холланда «Фултон» («Сом») стала базой для субмарин классов А (США), Holland (Англия), «Сом» (Российская Федерация) и № 1 (Япония), и субмарин О-1 (Нидерланды) и Hajen (Швеция).

В 1915—1916 годах союзники осуществляли совместное патрулирование моря, не смотря на то, что и для Англии, и для Германии данный театр оставался второстепенным. Не обращая внимания на пара славных баталий у Готланда и в Рижском заливе, задача подводников сводилась по большей части к тому, дабы не допустить проникновения немцев в Финский залив и удерживать контроль над грузовыми перевозками.

К этому времени «Сом» оставался на работе уже больше десяти лет. Назначенному выполнять обязанности начальника Бугураеву уже доводилось ходить на подлодках этого класса, но весь год до того он совершил на субмаринах в четыре раза тяжелее. Новый вахтенный «Сома» Борис Саско был подводником и вовсе начинающим, с направлений УОПП он выпустился только в апреле того же года.

1916 Аландские острова

10 мая «Сом» проводил патрулирование и, пребывав между маяком Свартклаббен и островом Архольма, увидел шведский транспорт «Онгерманланд». Швеция оставалась нейтральной, но продолжала осмотрительные поставки в Германию. Исходя из этого досмотр был процедурой простой, и капитан транспорта приготовился выполнить требования армейских, чей перископ следовал параллельным курсом в легком дневном тумане.

Неожиданно подводная лодка развернула к судну и через 60 секунд была перед его форштевнем.

Таран в то время был суровым оружием надводных судов, крушивших субмарины. «Сом» нарвался на таковой удар сам. По словам специалиста по истории подводного флота Андрея Николаева, лейтенант Бугураев имел возможность применять небоевую обстановку для учебного маневрирования, но неверно оценил движение подводной лодки и корабля.

Стремясь избежать столкновения, он отдал приказ на срочное погружение, но задел корабль корпусом. «Сом» взял дополнительный толчок и, подгоняемый рулями, скоро ушел на глубину. На 20 м должна была сработать совокупность продувания балласта, но из-за громадной скорости погружения она имела возможность легко впустую израсходовать запас сжатого воздуха. И в случае если удар о пароход не стал причиной появлению пробоины, Бугураев, Саско и 16 матросов «Сома» оставались живы, пока не закончился воздушное пространство.

«Категоричных выводов делать не следует, — додаёт Андрей Николаев. — Неточности руководства вероятны, вместе с тем быть может, что авария случилась из-за технического сбоя. А возможно, пароход осуществил страшное изменение курса. Это только одна из предположений, и установить истину будет возможно только тогда, в то время, когда «Сом» будет поднят».

2015 Аландские острова — Москва

По-настоящему розысками погибших судов дайверы Деннис Эсберг и Питер Линдберг увлеклись по окончании того, как им удалось найти место смерти шхуны «Йёнчёпинг». Всё в том же 1916 году она несла груз коньяка и шампанского ко двору Николая II, но была торпедирована германской подводной лодкой. В 1998-м останки корабля были подняты на поверхность вместе с 2400 бутылками настоящего брюта HeidsieckCo Gut Americain.

Шампанское великолепно сохранилось и на аукционах было нарасхват, не обращая внимания на рекордно большую цена. С того времени Эсберг, Линдберг и их стороники из Ocean X Team работают «археологами моря». На счету команды — несколько дюжина находок, но целой подлодки им прежде не попадалось.

В 2014 году дайверы трудились на судне iXplorer, обследуя дно недалеко от Аландских островов, где, по указаниям некоторых источников, возможно было отыскать кое-что увлекательное. «У нас были координаты, и мы приступили к поискам, кроме того не зная, что именно можем отыскать, — поведал Деннис Эсберг. — Затонувших судов в том месте полно, но то, что нам попалась подлодка, выяснилось совсем неожиданным».

Таковой экспонат с удовольствием заметят у себя историки, моряки и музейщики многих государств. Но первую скрипку в подъеме «Сома» обязана сыграть, по всей видимости, Российская Федерация. И вправду, желание поучаствовать в данной операции озвучили пара публичных организаций, национальных лиц а также пара министерств.

Но в Ocean X Team об этом ничего не слышали. «Из России, — сообщил Деннис Эсберг, — к нам пока не поступало ни одного обращения».

Серия «Сом»

Производство: Невский судостроительный завод, Elecric Boat Co., 1904−1907 гг.

Представители: «Сом» (1901 г.), «Белуга», «Лосось», «Пескарь», «Стерлядь», «Судак», «Щука».

Водоизмещение: надводное 105 т, подводное 124 т.

Размеры: 19,8 х 3,6 х 2,9 м.

Глубина погружения: 30 м.

Полный надводный движение: 8,5 узла, 430 миль (ДВС, 160 л.с.).

Полный подводный движение: 6 узлов, 40 миль (электродвигатель, 70 л.с.).

Оружие: 457-мм трубный ТА (боезапас 3 торпеды).

За помощь в подготовке материала благодарим интернет-проект «Штурм его» создателя и глубины Андрея Николаева.

Статья «Громадная рыба» размещена в издании «Популярная механика» (№156, октябрь 2015).

Русская подлодка, обнаруженная у берегов Швеции, затонула в 1916 году


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: