Советский «ямато»

В соответствии с Боевому уставу ВМС РККА 1930 года, линкоры являлись основной ударной силой флота. Вторая появление и мировая война ядерного оружия внесли определённые коррективы во взоры на роль громадных бронированных судов, но в первые послевоенные годы в СССР длилась работа по созданию и проектированию замечательных современных линейных кораблей. Одним из таких проектов был сверхлинкор, что планировалось вооружить огромными 457-мм орудиями.

Мысль советского сверхлинкора

Линкоры проекта 23 типа «СССР», ни один из которых так и не был достроен, известны чуть ли не всем любителям истории флота. Менее известно их предстоящее развитие — серия линейных кораблей проекта 24. Это не страно, потому что они так ни при каких обстоятельствах и не вышли за рамки эскизного проекта.

Суда обоих проектов предполагалось вооружить простым для линейных кораблей того времени оружием – девятью 406-мм орудиями, как на американских линкорах типа «Айова». Наряду с этим советские линейные корабли должны были быть лучше защищены, но заметно уступали бы последним американским линкорам в скорости.

Ещё меньше известно о проекте советского линейного корабля с 457-мм (18-дюймовыми) орудиями. Появление этого калибра в предварительных разработках советских конструкторов в большинстве случаев относят только к 1948–1949 годам. Но в известной книге А. М. Васильева «Линкоры типа «СССР» упомянуто следующее:

«14 июля 1945 г. глава УК Н. В. Исаченков информировал главе НТК ВМФ Н. В. Алексееву:

«Глава МШ адмирал С. Г. Кучеров обратился ко мне прося произвести определение главных элементов ЛК с 18-ти дюймовым ГК. Вследствие этого поручите произвести грубо ориентировочные подсчеты главных ТТЭ ЛК и результаты представьте мне к 28.07.45. В базу подсчетов положите:

1. Артиллерийское оружие.

  • 9–458-мм в 3-х башнях (по схеме МК-1 пропорционально увеличенной толщиной брони);
  • 12–180-мм в 4-х башнях по 2 на борт;
  • 16–130-мм в 8 башнях по 4 на борт.

2. Боезапас принять соответственно 100, 150, 200 выстрелов на ствол.

3. Броня борта — по проекту 24, броня палуб обязана снабжать защиту от 18-дюймовых бронебойных снарядов на расстояниях от 120 каб и выше (до предела дальности этого калибра), сравнить с 16-дюймовым боеприпасом.

4. Все остальные требования — по проекту 24.

5. Выяснить влияние на водоизмещение ЛК… замены 4 * 3–180-мм башен на 4 * 2–130-мм».

Советский «ямато»

Инженер-адмирал Н. В. Исаченков (живописец А. И. Пензов)

В августе 1945 г. данный эскиз был представлен управлению. Конечно, что из-за очень громадного водоизмещения он развития не взял.

Появляется вопрос: откуда взялся данный проект летом 1945 года? Рабочая группа адмирала Ставицкого, в начале 1945 года прорабатывавшая характеристики перспективных линейных кораблей, поднимала вопрос о 152-мм универсальном калибре, но 457-мм основной калибр кроме того не рассматривала. Быть может, на идея о таких орудиях советских адмиралов натолкнул вал сообщений о смерти линейного корабля «Ямато» на протяжении сражения за Окинаву 7 апреля 1945 года.

Собственную роль кроме этого имело возможность сыграть появление в трофейных германских документах информации о проектах линейных кораблей «Н» с 420-мм и 508-мм орудиями.

Контуры линкора с 18-дюймовым главным калибром

"Наверное," мысль «советского «Ямато» появилась в Главном Штабе ВМФ где-то в последних числах Июня 1945 года и устно обсуждалась с управлением Управления Кораблестроения ВМФ в начале Июля. Корабль рассматривался как предстоящее развитие проекта 24.

По крайней мере, 8 июля глава 8-го отдела Оперативного Управления Главного Штаба ВМФ капитан 1 ранга Осико докладывал главе Управления Кораблестроения адмиралу Н. В. Исаченкову и главе Артиллерийского Управления адмиралу В. А. Егорову:

«В подтверждение отечественной предварительной беседы по поводу проработки вопроса о возможности создания ЛК с 18’’ артиллерией, я хочу сказать Вам полный список вопросов, каковые прошу просчитать и с Вашим заключением выслать в ОУ ГМШ для доклада НГМШ.

Как я уже информировал вам, данный вопрос появился не только вследствие того что имеются тенденции в зарубежных флотах к повышению ГК линкоров (США), но в основном по обстоятельству недостаточной мощности 16’’ боеприпаса для борьбы с будущими ЛК вероятных соперников. В действительности, уже сейчас мы предъявляем к будущему линейному кораблю требование иметь защиту против 100-кг брАБ (Бронебойных авиабомб — прим. ред.)

Требования к усилению защиты палубы ЛК предъявляются и в зарубежных флотах.

При осуществлении защиты палубы ЛК от 1000-кг брАБ 16’’ боеприпас, имеющий такой же вес, окажется недостаточным. Этим требованиям может удовлетворить 18’’ боеприпас, вес которого образовывает 1500 кг.

При постановке вопроса о создании ЛК с 18’’ артиллерией имелись в виду: опыт проектирования ЛК (пр. 23 и 24), создания и проектирования 16’’ орудия, и проектирование 16’’ орудия (АНИМИ по заданию АУ ВМФ).

Следовательно, создание для того чтобы проекта ЛК представляется настоящим. Но для окончательного суждения нужна проработка этого вопроса и Ваше заключение.

Сроки проектирования кроме этого нужно указать в Ваших заключениях.

Нужно знать:

1. Водоизмещение корабля со следующим оружием:

  • IX — 358-мм [так в тексте, в действительности — 458 мм] орудий в трех башнях (по схеме МК-1 с пропорционально увеличенной броней башни)
  • XII — 180-мм орудий в 4 башнях МК-3–180 — с размещением по 2 башни на борт
  • XVI — 130-мм универсальных орудий в 8 спаренных установках (по 4 установки на борт)
  • XL — 45-мм автоматов в 10 счетверенных установках

Боезапас:

  • 358 мм — по 100 выстрелов на ствол
  • 180 мм — по 150 выстрелов на ство
  • 130 мм — по 200 выстрелов на ствол
  • 45 мм — по 1000 выстрелов на ствол

Все остальные элементы сохранить как указано в предварительных технических заданиях на линейный корабль.

2. Бронепробиваемость 18’’ боеприпаса на расстояниях от 120 каб. и выше, до предела (нужно дать сравнение с 16’’ боеприпасом).

3. Как снизится водоизмещение линейного корабля, в случае если вместо XII — 180-мм орудий установить VIII — 130-мм орудий (имея всего на корабле XXIV — 130-мм ствола).

Ваши заключения и Результаты проработки нужно иметь к 20.07.1945»

На данной записке – три резолюции от 10, 12 и 14 июля с неспециализированным смыслом «к выполнению», и указание затребовать материалы по артиллерии главного калибра у Артиллерийского Научно-Исследовательского Морского Университета (АНИМИ). самоё очевидным ответом было «наложить» желаемые характеристики линейного корабля на проект 24, что и предлагал Исаченков в приведённом выше письме в НТК ВМФ от 14 июля.

Схема бронирования линкора проекта 24
Источник: А. М. Васильев. Линкоры типа «СССР». СПб, Галея-Принт, 2006
Два раза похороненный проект

Но Основной Морской Штаб очевидно имел в виду что-то новое, а не просто переделку проекта 24. В последних числах июля состоялись некие переговоры Главного Управления Кораблестроения и Морского Штаба, по результатам которых 31 июля помощник главы УК инженер-контр-адмирал Козьмин взял следующее напоминание, выполненное от руки на бланке главы 8-го отдела ГМШ:

«В соответствии с имевшими место переговорами на заседании по «линейному кораблю 18’’» от этого числа прошу Вас дать указания НТК просчитать в вероятно кроткий срок линейный корабль с поменянными задачами, в частности нужно принять в отличие от прошлых:

  • палубу 200 + 50 + 25 мм
  • борт 400 мм
  • башни 180 мм — 3 вместо 4 (две — по бортам, одну — сзади кормовой башни ГК).
  • Противоосколочные переборки между палубами исключить.
  • Борта румпельного отделения принять = 400 мм.
  • Кормовой траверз = 500 мм принять лишь на расстоянии румпельного отделения».

Отметим, что проект 24, существовавший пока только в предэскизном варианте, имел более не сильный бронирование — 375-мм борт и 155-мм основную броневую палубу, а средним калибром нёс лишь 130-мм универсальную артиллерию. Наряду с этим рабочая группа Ставицкого советовала сократить водоизмещение будущего линейного корабля 75 000 тоннами. «18-дюймовый линейный корабль» очевидно выходил за рамки этих ограничений.

Адмирал С. П. Ставицкий, помощник главы Военно-Морской Академии имени Ворошилова по научной и учебной работе (справа)

Возможно высказать предположение, что суперлинкор создавался с оглядкой не на проект 24, а на германский линейный корабль «Н» — правильнее, на те туманные представления, каковые сложились о нём к этому времени у советских кораблестроителей. 30 июля глава 4-го отдела РУ ГМШ ВМФ инженер-капитан 1 ранга Васильев послал в адрес главы 2-го отдела УК ВМФ инженер-капитана 2 ранга Котова теоретический чертёж корпуса «германского линейного корабля „Н”», уточняя: «Речь заходит, по всей видимости, о новом проекте линейного корабля». Заключение по проекту предлагалось сказать не позднее 1 августа 1945 года.

8 августа Котов перенаправляет чертёж в Научно-Технический Комитет Народного комиссариата ВМФ прося дать заключение о ценности материала и сказать об этом инженер-капитану 1 ранга Васильеву Н. А. Увы, 7 сентября и.о. начальника кораблестроительного отдела НТК НКВМФ инженер-капитан 1 ранга Зайцев сказал Котову и Васильеву, что «в случае если никаких вторых чертежей по этому же линейному кораблю нет, то указанный корпус интереса не воображает».

Сейчас мысль «18-дюймового линейного корабля» погибла – дабы через пять лет возродиться в одном из вариантов проекта 24. К сожалению, правильных черт и этого варианта мы не знаем. А. М. Васильев в собственной работе приводит только характеристики 457-мм башни: её неспециализированный вес (с оборудованием и подбашенными отделениями) должен был составить 4160 тысячь киллограм и на 1910 тысячь киллограм превосходил бы вес 406-мм башни МК-1.

С учётом неизбежного усиления конструкций корпуса повышение веса при установке 457-мм башен составило бы порядка 10 млн кг – другими словами, возможно высказать предположение, что водоизмещение линейного корабля проекта 24 с 18-дюймовой артиллерией приблизилось бы к 85 000 тысячь киллограм. Но, 457-мм орудия так и не были созданы советской индустрией.

литература и Источники:

  1. Материалы Центрального Военно-Морского Архива.
  2. А. М. Васильева: Линкоры типа „СССР”, СПб, Галея-Принт, 2006.

#32 Ответы на Вопросы \


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: