Спаром против льда: первый арктический ледокол

Спаром против льда: первый арктический ледокол

Первый в мире арктический ледокол обошелся России в большую сумму — 1,5 млн рублей. Но машина окупила себя в первоначальный же год эксплуатации.

Четвертого марта 1899 года по пристани Кронштадта ходили тысячи удивленных людей. Не обращая внимания на метровый слой льда, к городу подошел громадный корабль называющиеся «Ермак». Для жителей острова Котлин пахарь льда не был чудесным образом — так как первый в мире ледокол «Пайлот» сконструировал их земляк Михаил Бритнев. Но та машина начинала ходить по Финскому заливу только в последних числах Апреля, в то время, когда лед становился узким.

Исходя из этого появление ледокола в Кронштадте в первых числах Марта позвало у жителей неподдельное удивление — то был звездный час адмирала Макарова. Он добился собственного.

Всего лишь два года назад в докладной записке к управляющему Морским министерством Степан Макаров предлагал создать замечательный ледокол для плавания в арктических водах. Но его заявка была отклонена. Адмирал с этим не смирился. То, что он сделал, сейчас назвали бы грамотной PR-кампанией. Дабы ознакомить общественность со своим проектом, адмирал подготовил цикл лекций.

Одна из них — «К Северному полюсу — напролом» — очень сильно заинтересовала журналистов, и скоро о его выдумка был наслышан целый Санкт-Петербург.

Среди других идеей постройки ледокола заинтересовался Дмитрий Менделеев: выдающийся химик потом вместе с адмиралом принимал участие в разработке автомобили. Главной фигурой в проекте стал глава МинФина Витте. Менделеев и Макаров убедили его, что проект окупит себя.

В ноябре 1897 года Витте ознакомил с проектом царя и взял его одобрение. Всего лишь через год на верфи Armstrong Whitworth в Ньюкасле закончилось строительство ледокола.

Любопытная подробность: на протяжении строительства корабля Макаров был обеспокоен тем, что при плавании во льдах ледокол возьмёт пробоины и затонет. Исходя из этого он изготовил цинковую модель корабля в масштабе 1:48 с совершенно верно такими же влагонепроницаемыми отделениями в днище. Все отделения имели отверстия, закрываемые пробками. На протяжении опытов в ванне, заполняя водой 1−2 отсека, Макаров убедился, что опасения его напрасны.

Исходя из этого, в то время, когда на протяжении первого пробного плавания в Арктику ледокол взял важную пробоину, адмирал был спокоен. Он знал, что машине ничего не угрожает.

Стоивший империи 1,5 млн рублей ледокол фактически мгновенно окупил себя. Зимний период 1899 года на протяжении метели на мель у острова Гогланд сел новейший броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». Если бы не «Ермак», корабль ценой 4,5 млн рублей взял бы значительные повреждения.

Позднее ледокол еще много раз будет выручать различные суда.

С ледоколом «Ермак» были связаны многие знаменитости той поры. Среди них Александр Попов. Его первая радиограмма была отправлена как раз начальнику «Ермака» на протяжении спасения броненосца у острова Гогланд.

Попов был честно рад: его изобретение помогло спасти человеческие судьбы.

Но успех не всегда сопутствовала ледоколу Макарова. Адмирал сохранял надежду достигнуть на «Ермаке» Северного полюса. Этого же хотел ему Дмитрий Менделеев. В то время, когда ледокол в первый раз пришел в Санкт-Петербург, химик писал моряку: «Лед, закрывающий Санкт-Петербург, Вы взяли верх, поздравляю. Ожидаю для того чтобы же успеха в полярных льдах».

Повторить успех не удалось. Как ни пробовал Макаров, его судно было не хватает замечательным, дабы преодолевать льды высоких широт Арктики. Пределом для ледокола стали 81 градус 28 мин. северной широты.

Недоброжелатели адмирала злорадствовали.

Но что страно: маломощный если сравнивать с современными ледоколами «Ермак» прошел через три войны — Японскую, Первую и Вторую мировые — и служил на Крайнем Севере более 60 лет! Лишь только в первой половине 60-ых годов двадцатого века его списали. На базе первого в мире арктического ледокола планировали сделать монумент-музей, но отстоять машину энтузиастам не удалось.

Прославленный ледокол разрешили войти на переплавку.

К счастью, в музеях страны сохранились артефакты с «Ермака». В Мурманске установлен монумент ледоколу, выстроенный около его настоящего трехтонного якоря. В Петербурге в Музее Антарктики и Арктики хранится штурвал корабля, а в столичном Музее флота — многие предметы из кают-компании «Ермака».

Вещи хранят дух одной из самых грандиозных автомобилей собственного времени.

Благодарим за помощь в подготовке материала Музей флота (Москва) и Музей Антарктики и Арктики (Петербург)

Обитель кочегаров: Около сотни человек на борту «Ермака» трудились кочегарами

Технические детали

«Ермак» рубил лед так же, как современные ледоколы: взбирался на ледовое поле и своим весом разламывал его. Преодолевать особенно толстый лед кораблю помогала дифферентная совокупность. Две цистерны, носовая и кормовая, соединялись трубой. В то время, когда ледокол застревал, в носовую цистерну из кормовой на высокой скорости перекачивалась вода — это помогало резать лед. Гребные винты «Ермака» приводились от трех паровых двигателей суммарной мощностью 9000 л.с. Круизная скорость по воде составляла 12 узлов.

Любопытно, что изначально ледокол укомплектовали передним гребным винтом — такое ответ употреблялось на зарубежных ледоколах. Но в условиях Арктики винт скоро повредился, и его заменили конусом, благодаря которому возможно было дробить подводный лед.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№76, февраль 2009).

Самый мощный ледокол колет самый толстый лед.avi


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: