«Супер-ямато» (проект а-150)

Проект линкора с индексом A-150, узнаваемый под условным заглавием «Супер-Ямато», ведет начало еще из 20-х годов, в то время, когда в Японии проектировалась 480-мм морское орудие. Опытный образец этого орудия был уничтожен при опробованиях, большая часть материалов по нему были стёрты с лица земли перед капитуляцией, а сохранившаяся информация очень скудна.

Не обращая внимания на неудачу начальных работ, мысль создания сверхмощного морского орудия не провалилась сквозь землю, более того, его теоретический калибр неспешно вырос до 510 мм, что было пределом для проектов линкоров во всех государствах.

Все началось с того, что в первой половине 30-ых годов двадцатого века, по окончании прекращения работ над проектом «Замена Фусо», глава 4-й секции МТД капитан 1-го ранга Кикуо Фудзимото представил в МГШ совсем уже сумасшедший проект с двенадцатью 510-мм орудиями в трех четырехорудийных башнях, расположенных в носовой части корпуса. К сожалению, в прекрасной статье Евгения Пинака («Арсенал-Коллекция», № 2 за 2012 год) указано, что Фудзимото представил собственный проект на конференции по постройке суперлинкоров 31 августа 1935 год – через девять месяцев по окончании собственной смерти.

"Наверное," тут имеет место опечатка в дате – 1935 год вместо 1934-го. Однако, по вторым источникам проект Фудзимото датируется 1932 годом. К тому же летом 1934 года Фудзимото вряд ли имел возможность глубоко погрузиться в разработку суперлинкора – у него появились иные неприятности…

При стандартном водоизмещении в 50 000 тысячь киллограм (полное – 60 000 тысячь киллограм) линейный корабль Фудзимото должен был иметь длину 290 метров, ширину 38 метров и осадку 9,8 метра, 460-мм борт и 280-мм палубу. Автомобили мощностью в 140 000 л.с. снабжали бы ему скорость в 30 узлов. Противоминная артиллерия складывалась из шестнадцати 155-мм орудий в восьми башнях, причем две из них размешались в самом носу, а остальные шесть – в центре корабля.

Кормовая часть предназначалась для размещения трех катапульт и ангара на 12 гидросамолетов.

Ясно, что в заявленное водоизмещение вместить все это было совсем невозможно. Исходя из этого в другом проекте адмирала Хирага1 при стандартном водоизмещении в 62 000 тысячь киллограм калибр орудий был значительно меньше – 460 мм, а число орудий составляло или восемь (в двух четырехорудийных башнях), или девять (в трех трехорудийных). Но средний калибр составлял 200 мм (три трехорудийные башни в корме)2.

Но расчеты продемонстрировали, что кроме того при девяти машинах и орудиях, нужных с целью достижения скорости в 30 узлов, водоизмещение корабля достигнет 90 000 тысячь киллограм, и осетра было нужно урезать.

По всей видимости, пара позднее показался проект ближайшего ассистента Фудзимото, инженера Ивакити Эдзаки, по общей компоновке и вооружению напоминавший проект Хираги, но с пара ослабленной артиллерией СК и УК. Как мы знаем, что существовал он в двух вариантах, отличавшихся водоизмещением – соответственно, у большего (67 000 тысячь киллограм) была замечательнее броня и ниже скорость.

Весьма интересно кроме этого, что проекты Хираги и Фудзимото предусматривали комбинированную дизель-турбинную силовую установку, а проект Эдзаки – чисто дизельную. Это, с одной стороны, увеличивало дальность плавания, с другой – разрешало обойти проблему предельной мощности одной турбины, которую имела возможность создать японская индустрия, а заодно добиться самая плотной компоновки машинного отделения.

Все три проекта были рассмотрены в августе 1934 года на особом заседании, посвященном проектированию суперлинкоров – и отложены в продолжительный коробку. Снова о линейном корабле с 510-мм артиллерией отыскали в памяти только пара лет спустя. По одной версии (Гарцке и Далин) это случилось в 1938–1939 году, в то время, когда на протяжении закладки «Ямато» и «Мусаси» японцы внезапно испугались, что их характеристики станут известны американцам, и решили снова расширить калибр пушек.

По версии Лакруа все произошло лишь в первой половине 40-ых годов двадцатого века, в то время, когда начотдела морских операций американского флота адмирал Старк в интервью внезапно объявил, что снова заказанные линейные корабли типа BB-67 («Монтана») будут нести 18-дюймовую артиллерию. Японцы снова же перепугались и безотлагательно начали составлять проект перевооружения уже строящегося «Ямато» под шесть 510-мм орудий. В следующем 1941 году морской арсенал в Куре наконец-то испытал такое орудие со боеприпасом весом в 1900 кг.

Потому, что ручные манипуляции со зарядами и снарядами аналогичного веса были бы очень тяжелы, велась работа над устройством автоматического заряжания. Так или иначе, проект взял индекс А-150 (предпроекты «Ямато» обозначались как А-140).

Нельзя исключать, что действительности соответствуют обе изложенные выше версии – и Лакруа, и Гарцке/Далина, они различных проектов. Имеется информация (ее, например, приводит Е. Пинак) о том, что изначальный проект А-150 существовал в восьми- и девятиорудийной предположениях с водоизмещением в 85 000 либо 90 000 тысячь киллограм и скоростью 31 узел, и только позже возвратился к базе «Ямато». Существует кроме этого карандашная схема с двенадцатью 460-мм орудиями, но ее происхождение не в полной мере светло.

Быть может, эти проекты имели в виду Гарцке и Далин, в то время, когда информировали о разработках 1938–1939 годов; при таких условиях «шестиорудийная» версия представляла собой легко возвращение к идее 510-мм линейного корабля, которую ранее уже разглядывали и от которой отказались.

Иначе, достаточно прекрасно узнаваемая современная прорисовка «восьмиорудийной» версии очевидно имеет одно да и то же происхождение с «шестиорудийной» версией – по сути дела, это все тот же «Ямато», но с удлиненным корпусом и добавленной четвертой башней. Тяжело сообщить, есть ли эта схема современной фантазией японского живописца, вдохновленной 510-мм вариантом «Ямато» – или в 1941–1942 годах проектировщики вправду возвратились к 90 000-тонному варианту уже на новом уровне.

Стандартное водоизмещение корабля проекта А-150 составило 64 000 тысячь киллограм; по другим сведеньям – 72 000 тысячь киллограм. Протяженность по ватерлинии – 262 метра; большая ширина – 38,9 метров, как у «Ямато». Осадка при стандартном водоизмещении – 10,4 метров, также как у «Ямато». Ходовая часть складывалась из 12 турбин и 4 котлов «Канпон» неспециализированной мощностью 150 000 л.с.

Проектная скорость – 27 узлов, запас горючего – 6400 тысячь киллограм, дальность плавания – 7200 миль на 16 узлах.

Бронирование корабля соответствовало такому на недостроенном «Синано», другими словами борт 400 мм с наклоном в 20°, горизонтальная часть палубы 190 мм. По другим сведеньям (72 000-тонный вариант) бортовое бронирование составляло 460 мм. Оружие составляли шесть 510/45-мм орудий в трех башнях и столько же 155/60-мм орудий в двух башнях.

Помимо этого, корабль нес двадцать универсальных 100/65-мм орудий в десяти двухорудийных стабилизированных установках (как на эсминцах типа «Акицуки», лишь посильнее бронированных. Существует вариант, в котором за счет снятия обеих 155-мм башен число 100-мм установок возрастало до 14, другими словами до 28 орудий.

«Восьмиорудийная» версия корабля, если доверять имеющейся японской литературе, имела стандартное водоизмещение 86 730 тысячь киллограм, длину по ватерлинии – 287,5 метра, большую ширину 39,9 метра и осадку при стандартном водоизмещении 11,2 метра. Мощность автомобилей составляла 200 000 л.с., скорость 30,5 узлов. Дальность плавания достигала 8000 миль на 16 узлах при запасе горючего в 9700 тысячь киллограм.

Бронирование 420-мм пояс с наклоном в 20°, горизонтальная часть палубы 210 мм. Кроме восьми 510/45-мм орудий в трех башнях корабль нес восемь 203/50-мм орудий в четырех башнях и тридцать шесть 100/65-мм орудий в 18 двухорудийных стабилизированных установках.

Не нужно забывать, что информация по проекту А-150 в конечном итоге очень скудна. большинство материалов была стёрта с лица земли японцами перед капитуляцией, а при применении вторичных источников, кроме того японских, ни при каких обстоятельствах запрещено совершенно верно знать, что лежит в их основе – настоящие документы, реконструкция по обрывкам информации либо же легко предположения и догадки.

Так или иначе, два новых суперлинкора должны были взять порядковые обозначения № 798 и 799. Первый предполагалось строить по окончании спуска «Синано» в том же доке в Иокосуке, второй – в Куре, в доке, где строился «Ямато». Цена постройки «Супер-Ямато», в соответствии с смете от 19 июля 1941 года, должна была составлять 214 млн иен.

Но по окончании битвы при Мидуэе работы над этим проектом были прекращены окончательно.

Иллюстрации:

«Супер-ямато» (проект а-150)

Проект суперлинкора Фудзимото с тремя четырехорудийными башнями в носовой части корабля

Проект А-150, современная японская реконструкция

Проект А-150 с восемью орудиями, современная японская реконструкция

Проект с двенадцатью орудиями. Рисунок малоизвестного происхождения

1 По Е. Пинаку, данный проект был представлен 4 июля 1934 года, но другие работы (а также японские) относят его к 7 сентября 1929 года. Помимо этого, по архитектуре сам он очень напоминает эскиз линейного корабля для замены «Конго».

2 200-мм орудия вместо 203-мм кроме этого намекают на более раннее происхождение проекта.

Проект А 150 супер ямато


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: