Супертяжеловес: небесные грузовики

Супертяжеловес: небесные грузовики

В 1970-е годы СССР напрямую связывал собственный развитие экономики с массовым освоением Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, что потребовало доставки в эти районы тяжеловесных крупногабаритных грузов: ядерных реакторов для строящихся АЭС, ректификационных колонн для нефтехимических производств, огромных турбин и других компонентов энергетических установок. Анализ показывал, что массы аналогичных грузов колебались от 100 т до 500 т, при габаритах до 70 м в длину и 8 м в диаметре.

ЖД транспорт не годился — узкие туннели не разрешали пропускать грузы таких габаритов на восток. Морская и речная транспортировка занимала большое количество времени и по понятным обстоятельствам годилась лишь для доставки из порта в порт. Потом — лишь автомобильными трейлерами.

Это превращало каждую перевозку в неповторимую транспортную операцию, обычно потребовавшую реконструкции дорог, эстакад и переделки мостов, что многократно увеличивало как сроки, так и цена транспортной операции и никак не соответствовало предполагаемым темпам освоения огромных восточных пространств. Авиационная же перевозка, не обращая внимания на собственную большую цена, имела серьёзное преимущество — сроки. А своевременно запущенный объект — дополнительные сэкономленные средства.

Был и еще один клиент на воздушных гигантов — армейские. В конце 1970-х в СССР вовсю велись работы по созданию неповторимой космической совокупности, предусматривающей воздушный старт космического аппарата с огромного самолета-носителя. Первым промежуточным вариантом для того чтобы самолета стала «Мрия» — большегрузная модификация Ан-124 «Руслан», у которого удлинили фюзеляж, добавили секцию в крыло, прикрепили к ней по дополнительному двигателю и увеличили количество стоек в шасси.

А экспериментальному машиностроительному заводу (ЭМЗ) им. Мясищева была поручена разработка принципиально нового большегрузного самолета — М-52.

Летающие катамараны

Новое — прекрасно забытое старое. Еще полвека назад авиаконструкторы пробовали увеличивать грузоподъемность, объединяя два самолета неспециализированным крылом, — достаточно отыскать в памяти германских летающих «сиамских близнецов» времен Второй мировой — Heinkel He.111Z Zwilling. В конце 1970-х мысль снова овладела умами — проекты двухфюзеляжных транспортных самолетов показались у Boeing (спарка B-747) и Lockheed (спарка C-5A Galaxy).

Таковой подход разрешал скоро и относительно дешево удвоить существующую грузоподъемность, обеспечить эргономичную погрузку-выгрузку на внешней подвеске и сэкономить место на стоянке.

За базу отечественного летающего катамарана инженеры ЭМЗ забрали отработанный стратегический бомбардировщик 3 М этого же завода. Основной элемент катамарана, объединяющий самолет в одно целое, — центральная секция крыла, центроплан. При кажущейся простоте центроплан — самый сложный элемент идеи.

Много неприятностей было и с исходным крылом 3 М. Стратегический бомбардировщик проектировался в первой половине пятидесятых годов с предельно упрощенной механизацией крыла, состоящей лишь из выдвижных однощелевых закрылков и посадочных щитков. Но, для 3 М этого хватало — вес стратегического бомбардировщика, заходящего на посадку, образовывает всего 40% от взлетного. Для транспортного самолета это не годилось.

Всего же авиаконструкторы создали четыре варианта катамарана, отличавшихся как формой центроплана, так и степенью доработки главных несущих крыльев.

Но в ходе работы над проектом инженеры все больше склонялись к классической однофюзеляжной схеме самолета: экономия в весе составляла 20−25 тысячь киллограм, улучшалась аэродинамика, да и сама схема была прекрасно отработана и не сулила неприятных сюрпризов. К тому же данный вариант потребовал для переделки всего один бомбардировщик 3 М, а не два.

Таковой подход и стал причиной появлению транспортной версии 3 М «Атлант», что взвалил на себя главную тяжесть доставки частей комплекса «Энергия-Буран» на Байконур, совершив более 150 полетов. Но на данный момент нас интересует совсем второй самолет.

Тема 52

У «Атланта» и показавшейся позднее «Мрии» был большой недочёт — крупногабаритные грузы они перевозили «на пояснице», что потребовало строительства неповторимых дорогих погрузо-разгрузочных комплексов. До тех пор пока целый грузопоток шел между Байконуром и заводами, неприятность как-то решалась. Кардинальным ответом была бы разработка самолета очень большой грузоподъемности с нижней подвеской.

Работа над проектом, взявшим наименование «тема 52», была поручена помощнику главного конструктора ЭМЗ Р.А. Измайлову.

Основной проблемой стало шасси. При хорошей компоновке чтобы обеспечить подфюзеляжную подвеску крупногабаритных грузов, стойки шасси было нужно бы делать долгими, как ноги у цапли либо вертолета-гиганта Ми-10. Но долгие стойки не могли бы выдержать замечательную нагрузку, на которую рассчитывался самолет-тяжеловес.

Ответ данной неприятности и выяснило необыкновенный внешний вид М-52 — высоко расположенный узкий фюзеляж круглого сечения, отогнутая вниз огромная кабина экипажа, в которой размещалась передняя стойка шасси, и две обтекаемые гондолы с многоколесными тележками главного шасси, расположенные на вертикальных пилонах под консолями крыла.

Не обращая внимания на эти ухищрения, высота носовой стойки шасси составляла шесть метров! Была создана неповторимая трансформируемая конструкция, при уборке уменьшающаяся вдвое, которая была признана изобретением. Четыре главные стойки шасси оборудовались 12-колесными тележками, а общее число колес равнялось 52-м, что совпадало с порядковым номером проекта.

Разгонщик

Главным требованием к М-52 оставалось все же обеспечить воздушный старт многоразовой космической совокупности. Для этого огромный самолет должен был разогнаться на высоте 10 км с подвешенным кораблем до скорости более чем 700 км/ч и перед пуском выйти на угол тангажа 25−30 градусов. Применение М-52 в качестве разгонщика орбитальных самолетов накладывало на него занимательные ограничения.

В частности, он должен был обеспечить в экстренных случаях катапультирование вверх двух членов экипажа орбитального самолета. А как это сделать, в случае если космический корабль прикреплен прямо под брюхом у гиганта? Специально для этого у разгонщика наоборот люков катапульт были прорезаны вертикальные туннели с отстреливаемыми крышками!

При экстренных обстановок сперва отстреливались люки, по окончании чего срабатывали катапульты, выбрасывая пилотов прямо через фюзеляж разгонщика.

Транспортник

Еще занимательнее был М-52 в транспортном варианте. На встроенных узлах внешней подвески самолет имел возможность перевозить крупногабаритное оборудование массой до 400 т (!) на расстояние до 2000 км. Но такие грузы возможно сосчитать по пальцам. В простое же время М-52 должен был доставлять стандартные грузы в неповторимом транспортном контейнере на расстояния до 6500 км.

На контейнере нужно остановиться раздельно.

Грузовой контейнер, созданный по заказу военно-транспортной авиации, был оснащен независимым 28-колесным шасси. Кроме того, для облегчения погрузки-разгрузки шасси было спроектировано «приседающим».

Но главным фокусом было то, что грузовой контейнер имел независимый привод на колеса, а все стойки имели возможность синхронно поворачиваться как симметрично, так и в противофазе, превращая сам контейнер в сверхманевренное транспортное средство, талантливое самостоятельно перемещаться в пределах аэропорта. Грузовой контейнер подъезжал под самолет, подвешивался на пяти подъемных узлах и притягивался к фюзеляжу, надежно фиксируясь особыми захватами.

Бумажный гигант

К сожалению, работы по М-52 были прекращены на проектном этапе — в небо встала узкоспециализированная «Мрия», предназначенная для транспортировки топливного орбитального «самолёта» и бака Энергии «Буран». А сам «Буран» похоронил проект орбитального самолета воздушного старта. Любопытно, что с украинского «Мрия» переводится как «Мечта».

К М-52 это наименование доходило значительно лучше.

Благодарим К.Г. Удалова за помощь в оформлении и подготовке статьи.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№37, ноябрь 2005).

Легендарные самолеты. Ил-76 — небесный грузовик.


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: