Тайна подводного крейсера третьей республики

19 февраля 1942 года в Английское адмиралтейство пришла срочная весточка с грифом «Совсем секретно» от советника из английского консульства в городе Колон, расположенном на входе в Панамский канал: «Французский подводный крейсер «Сюркуф» не прибыл, повторяю, не прибыл». Она положила начало одной из самых занимательных тайн, каковые хранит Всемирный океан.

Тайна подводного крейсера третьей республики

Подводный крейсер «Сюркуф»
(http://bernews.com)

История эта начинается с Вашингтонского морского соглашения (известного кроме этого как «Соглашение пяти держав»), подписанного в феврале 1922 Соединенными Штатами, Англией, Францией, Италией и японией. Данный соглашение значительно ограничивал боевую мощь флотов перечисленных держав, причем громаднейшим ограничениям подвергались Италия и Франция. Но все ограничения в нем касались только простых судов, о подводных лодках не было сообщено ни слова.

Французские армейские решили воспользоваться данной лазейкой и создать серию подлодок, каковые были бы способны делать ту же роль, которая традиционно отводилась крейсерам – независимые действия на коммуникациях соперника в громадном удалении от родных берегов.

Всего предполагалось простроить три такие лодки, и первая из них, названная в честь известного французского корсара эры Наполеоновских войн Робера Сюркуфа, была построена 18 октября 1929 года. Лодка была воистину огромна – звание «подводного крейсера» она взяла отнюдь не просто так. Она имела длину 110 метров, экипаж составлял 150 человек. Водоизмещение составляло 2880 тысячь киллограм в надводном положении и 4304 тонны в подводном.

На момент собственного создания «Сюркуф» был самым громадным подводным кораблем на планете и удерживал это звание до самой собственной смерти – только японские подлодки серии I-400, первая из которых вступила в строй в январе 1944 года, превзошли его водоизмещением и размерами. В полной мере крейсерскими были и характеристики «Сюркуфа».

Запас горючего на борту был достаточен для совершения рейса на расстояние в десять тысяч морских миль (18500 км), а припасов хватало для поддержания жизнедеятельности экипажа в течение 90 дней. Это разрешало «Сюркуфу» выполнять океанские переходы и, при необходимости, продолжительное время функционировать самостоятельно на коммуникациях соперника. Под водой лодка имела возможность пройти 130 км при полном заряде аккумуляторная батарей, расчетная глубина погружения составляла 80 метров.

Артиллерийская башня крупным планом. Возможно разглядеть крышки, герметично закрывающие дульные срезы орудий, и механический привод для их открывания изнутри лодки
(http://bernews.com)

Главным оружием лодки стали два 203-мм орудия. Увлекательна история выбора как раз таковой совокупности. Еще по опыту Первой мировой стало ясно, что основной задачей подводных лодок есть перехват транспортных судов соперника.

На счету подводников, очевидно, были и боевые суда, но практика скоро продемонстрировала, что уничтожение транспортов со снабжением подрывает военную мощь соперника (причем, не только на море, но и на земле) стремительнее и действеннее, чем охота за его эсминцами и крейсерами. Транспортные суда подводники в большинстве случаев топили при помощи палубной пушки – торпеда была оружием очень дорогостоящим и не всегда надежно трудящимся, тогда как артиллерийские боеприпасы обходились куда дешевле, кроме того с учетом того, что для затопления цели их требовалось значительно больше.

Модель, демонстрирующая внутреннее устройство «Сюркуфа» (http://wikipedia.org)

К концу войны, но, на транспорты стали достаточно массово ставить оружие для самообороны. Кроме этого были придуманы особые «суда-ловушки» – транспорты, оружие на которых маскировалось.

В то время, когда вражеская подводная лодка, соблазнившись беспомощной мишенью, всплывала рядом и подготавливалась к открытию огня, на нее обрушивался град снарядов. «Сюркуф» был надежно застрахован от аналогичной опасности – его замечательные орудия разрешали действенно расстреливать суда соперника, пребывав далеко за пределами ответного огня их пушек, имевших намного меньший калибр. Должна была помогать при охоте на транспорты и особенная конструкция орудийной башни – основной калибр возможно было заряжать, пребывав под водой, а неотёсанную наводку осуществлять на перископной глубине, пока лодка невидима для неприятеля.

Затем при всплытии оставалось лишь скорректировать наводку, открыть заглушки, закрывающие дульные срезы орудий, и дать залп – от момента всплытия до момента открытия огня проходило менее 60 секунд, ответить на происходящее соперник просто не должен был успеть. Кроме того в случае если соперник имел возможность выстрелить, поразить «Сюркуф» ему было бы непросто. Лодка имела возможность вести огонь артиллерии из позиционного положения, в то время, когда над водой выступает лишь рубка – рубка была покрыта броней (не весьма толстой, но для защиты от 75-мм пушек, которыми значительно чаще вооружались транспорты, хватало), а целый другой корпус был скрыт слоем воды, от которого боеприпасы, летящие по настильной траектории, рикошетировали.

«Сюркуф» в порту
(http://survincity.com)

У «Сюркуфа» имелись, кроме пушек, и торпедные аппараты, восемь большого калибра (550 мм) и четыре среднего (400 мм) – очень солидная батарея по меркам подлодок того времени. Зенитное прикрытие снабжали две 37-мм пушки и два спаренных крупнокалиберных пулемета, расположенные на рубке.

Была у подводного крейсера и собственная авиация – специально разработанный гидросамолет Besson MB.411, предназначенный для корректировки и разведки огня артиллерии, хранился в герметичном ангаре в задней части рубки. При необходимости запуска его выкатывали на палубу, где прикрепляли крылья, каковые для компактности хранились раздельно, и спускали на воду при помощи крана.

С воды он взлетал, как простой гидросамолет, на нее же садился по завершении полета, по окончании чего возвращался на борт при помощи того же крана. Процедура подготовки к запуску занимала всего четыре 60 секунд. При необходимости «Сюркуф» имел возможность кроме того проводить диверсионные рейды и абордажи – для этого на его борту имелся запас стрелкового оружия для штурмовой группы (роль которой выполняла часть матросов), моторный катер длиной в 4,5 метра и карцер, рассчитанный на сорок пленных.

Праздничное построение экипажа на палубе
(http://survincity.com)

Спустя всего полгода по окончании спуска «Сюркуфа» на воду, в апреле 1930-го, был подписан Английский морской контракт, в статье № 7 которого находились ограничения на постройку подлодок – в частности, большое водоизмещение в надводном положении устанавливалось равным 2845 тысячь киллограм, а калибр артиллерии не должен был быть больше 155 мм. «Сюркуф» Франции разрешалось покинуть в строю отдельным уточнением в контракте, но о постройке двух вторых лодок данного типа было нужно забыть.

По окончании постройки «Сюркуф» обширно рекламировался французской прессой и много раз посещал зарубежные порты с целью демонстрации военно-морской мощи державы. Неудивительно – самая громадная в мире подлодка, вооруженная орудиями, хорошими тяжелого крейсера, целой батареей зениток и несущая ангар с самолетом, смотрелась очень внушительно, как настоящий шедевр кораблестроения тех лет.

Чертеж «Сюркуфа» (http://3dhistory.de)

К сожалению, для настоящей работы лодка была пригодна куда менее, чем для агитационных фотосессий. Отмечалось, что у лодки имеются серьёзные неприятности с остойчивостью: при беспокойстве ее сильно раскачивает в надводном положении, а при погружении она еле сохраняет дифферент и крен в приемлемых рамках.

Время подготовки лодки к погружению выяснилось непозволительно громадно – кроме того в совершенных условиях на то, дабы уйти под воду, ей требовалось более двух мин., что в критической обстановке легко имело возможность привести к уничтожению лодки соперником. Наведение орудий на цель из подводного положения, столь выгодно смотрящееся на бумаге, на практике выяснилось неосуществимым – обеспечить герметичность подвижных соединений инженерам не удалось, и при любой попытке вращения артиллерийской башни в нее действовала вода. Отдельным кошмаром для снабженцев стало применение в конструкции «Сюркуфа» огромного количества нестандартных частей и деталей – фактически все, что требовалось для обслуживания и ремонта лодки, приходилось продолжительно и дорого изготавливать по личному заказу.

Матрос чистит дульный срез орудия главного калибра
(http://forum.worldofwarships.com)

Вторую мировую войну «Сюркуф» встретил на Ямайке, и фактически сразу же начал подготовку к возвращению на родину. Он вошел в состав эскортных сил английского конвоя KJ-2, и 28 сентября 1939 года отбыл в Ветхий Свет. Новый 1940 год «Сюркуф» встретил в Шербуре, а в мае, с началом германского вторжения, был послан в Брест, где поднялся в сухой док для ремонта.

Блицкриг развивался быстро, и к тому моменту, в то время, когда германские танки доходили к Бресту, лодка все еще была неисправна, но благодаря решительным действиям команды и капитана «Сюркуфу» удалось ускользнуть у соперника практически из-под носа. Не обращая внимания на то, что на лодке трудился всего один двигатель и был неисправен руль, она смогла пересечь Ла-Манш и достигнуть Портсмута.

Разведывательный самолет выгружают из ангара. Прекрасно видны лежащие на палубе отстыкованные плоскости
(http://survincity.com)

По окончании заключения перемирия между Германией и Францией англичане начали операцию «Катапульта» – вооруженный захват французских судов с целью не допустить их попадания в руки Кригсмарине. На «Сюркуфе» дело дошло до перестрелки, в которой погибли два английских офицера и матрос, еще один матрос был ранен, кроме этого погиб французский мичман.

Это, и тот факт, что в алжирском порту Мерс-эль-Кебир «Катапульта» стала причиной кровавой бойне, из-за которой англичанами было выведено из строя четыре корабля и убито 1297 французских моряков, стало причиной тому, что сотрудничать с английскими властями команда «Сюркуфа» отказалась. Из полутора сотен участников команды только 14 согласились остаться на борту и сражаться, а остальные отправились в лагеря для интернированных, предварительно успев стереть с лица земли всю находящуюся на борту лодки документацию и вывести из строя часть оборудования.

Интерьеры «Сюркуфа»
(www.lasegundaguerra.com)

«Сюркуф» взял новый экипаж, собранный из французских моряков, присоединившихся к перемещению де Голля «Свободная Франция». Большая часть из них до этого служила лишь на гражданских судах, а также армейские моряки в первый раз имели дело с таковой необыкновенной и сложной в обращении конструкцией как «Сюркуф». Недочёт выучки усугублялся и сложным моральным состоянием моряков.

Возможность того, что сражаться придется, в полной мере быть может, против собственных же соотечественников, неоднозначные действия англичан и постоянная вишистская пропаганда по радио, призывавшая французов возвращаться на родину и не разрешать британцам применять себя в качестве пушечного мяса – все это не содействовало высокому боевому духу.

Интерьеры «Сюркуфа»
(www.lasegundaguerra.com)

Английское адмиралтейство кроме этого появилось в непростом положении. С одной стороны, подводный крейсер владел весомой боевой сокровищем и, к тому же, благодаря довоенной пропаганде, ассоциировался у французов с мощью их страны, исходя из этого использовать его стоило – это разрешило бы наносить урон их союзникам и немцам, в один момент повышая моральное состояние бойцов «Свободной Франции».

Иначе, конструктивные недочёты лодки, нехорошая подготовка ее нового экипажа и, основное, его неустойчивость и ненадёжность приводили к тому, что производить «Сюркуф» в море многие члены Адмиралтейства вычисляли ненужным и возможно страшным. В итоге с апреля 1941-го до января 1942-го лодку выводили на боевые задания всего два раза, оба раза без каких-либо удач.

Состояние экипажа было плачевным, матросы довольно часто выяснялись под арестом либо были списаны на берег за различные нарушения и неподобающее поведение. Отношения между нижними чинами и офицерами были натянутыми и доходили до откровенной враждебности, многие члены команды открыто высказывали сомнение в полезности армии «Свободной Франции» как таковых.

Интерьеры «Сюркуфа»
(www.lasegundaguerra.com)

В начале 1942 года «Сюркуф» было решено перебросить на Тихий океан для помощи американскому флоту, очень сильно пострадавшему по окончании налета японцев на Перл-Харбор. В начале Февраля лодка добралась до Бермуд. По дороге ее пара раз трепало непогодой, почему были повреждены рубка, орудийная башня и пара торпедных аппаратов, перестал работать двигатель, утратили герметичность кое-какие люки на палубе. Самолет было нужно оставить на берегу по обстоятельству неисправностей еще раньше.

Состояние экипажа так и не улучшилось, к тому же он был неполным. По результатам перехода английским наблюдателем был сделан вывод о полной небоеспособности крейсера. Адмиралтейство, но, больше склонялось к точке зрения, что степень повреждений начальником лодки преувеличивается, и это легко саботаж, проистекающий из нежелания сражаться.

9 февраля «Сюркуф» получил приказ проследовать на Таити через Панамский канал. 12 февраля он покинул Бермуды и отправился в путь. Маршрут был очень страшным, поскольку направляться подводном положении лодка не имела возможности из-за повреждений, и потому легко имела возможность стать добычей собственных германских сотрудников, каковые в этом регионе практически кишели.

19 февраля в Английское адмиралтейство пришла та самая весточка, с которой мы и начали эту статью. Действительно, в начале весточка процитирована не до конца – потом находился следующий текст:

«Армейский транспорт США «Томсон Лайкс», вышедший день назад с конвоем в северном направлении, сейчас возвратился по окончании столкновения с неопознанным судном, которое, по всей видимости, сходу затонуло, в 22:30 18 февраля в 010 градусах 40 минутах северной широты, 079 градусах 30 минутах западной долготы. Транспорт вел поиск в данной точке до 08:30 19 февраля, но ни людей, ни обломков не нашёл. Единственный след – нефтяное пятно.

У «Томсон Лайкс» без шуток повреждена нижняя часть форштевня».

Так, в сообщении о пропаже лодки сразу же находилась и версия ее смерти, ставшая после этого официальной – в ночной темноте лодка, о курсе и местонахождении которой американцев не предотвратили, столкнулась с транспортом «Томсон Лайкс» и затонула со всем экипажем.

Официальная версия в полной мере правдоподобна и в праве на судьбу, но имеет последовательность «мутных» мест, оставляющих возможность для сомнений. К примеру, никто из команды «Томсон Лайкс» не видел, с чем как раз столкнулось их судно, а представителей «Свободной Франции» не разрешили войти на совещания рабочей группы по расследованию столкновения и не дали ознакомиться с ее материалами.

Свет на случившееся определенно пролил бы сам «Сюркуф», но его обломки до сих пор не отысканы. В 1965 году аквалангист-любитель Ли Приттимен объявил, что отыскал «Сюркуф» на дне пролива Лонг-Айленд, но история скоро заглохла, не отправившись дальше пары газетных статей. Сейчас выдвигаются другие теории смерти «Сюркуфа».

Одна из самые популярных гласит, что экипаж «Сюркуфа» все же отправился на предательство, и что пара американских подлодок «Макрель» и «Марлин» нашла его в проливе Лонг-Айленд перегружающим горючее и припасы на германскую подводную лодку, в следствии чего и «немец», и «француз» были потоплены. Вариации данной предположения включают вместо американских подлодок дирижабль береговой обороны либо английский эсминец.

Матросы на палубе «Сюркуфа»
(http://forum.worldofwarships.com)

Кое-какие уверены в том, что затопление «неблагонадежного» «Сюркуфа» планировалось союзниками заблаговременно, но огласке не предавалось, дабы не портить отношения со «Свободной Францией». В первой половине 80-ых годов XX века бывший морпех, проходивший службу в 1942-м на крейсере «Саванна», объявил, что его корабль взял в середине февраля приказ объединиться с неким британским крейсером, по окончании чего отыскать и утопить «Сюркуф», потому, что тот обстреливал союзные суда.

Действительно, в соответствии с этому рассказу, в то время, когда крейсера прибыли в назначенное место, «Сюркуф» уже затонул по иным обстоятельствам. Очень весомой выглядит, в отличие от прошлых, версия, которую выдвинул английский исследователь Джеймс Расбриджер. В документах американской 6-й бомбардировочной группы он нашёл запись о том, что утром 19 февраля рядом от Панамы была «найдена и стёрта с лица земли подлодка громадных размеров».

Так как в германских архивах не зафиксировано утрат лодок в том районе в указанное время, логично высказать предположение, что это был «Сюркуф». Наверное, рация лодки была повреждена состоявшимся незадолго до столкновением с «Томсон Лайкс», и она просто не смогла дать знать летчикам, что они бомбят собственных, а недалеко от Панамы лодка была вследствие того что это был ближайший союзный порт, где возможно было подняться на ремонт.

Как бы то ни было, на сегодня исчезновение «Сюркуфа» остается одной из тайн, каковые море хранит в огромном количестве В первую очередь времен, и определить ее разгадку нам еще лишь предстоит.

Военная приемка. Атомный подводный крейсер «Казань».


Темы которые будут Вам интересны: