Такр проекта 1144

В 1970-х годах в Советском Альянсе начали строить тяжелые ядерные ракетные крейсера проекта 1144, владевших огромными размерами и невиданной мощью, что разрешило западным экспертам выяснить их в класс линейных крейсеров. Статья посвящена службы и истории создания этих выдающихся судов.

Такр проекта 1144

Источник: направляться://and-kin2008.narod.ru (http://and-kin2008.narod.ru/pr1144/frunze_5.jpg)

Первые работы по надводным судам с ядерной энергетической установкой начались в Советском Альянсе еще в 1950-х годах. Но первоначально управление ВМФ не обращало внимания на эти перспективные разработки. Только по окончании окончания Карибского кризиса стала очевидной необходимость создания корабля с практически неограниченной дальностью действия, талантливого вести патрулирование во всех уголках Мирового океана.

В течение 1960-х годов велась разработка аналогичного корабля. Так как в то время уничтожение субмарин соперника считалось основной задачей, новое военное судно было прежде всего заточено под применение противолодочного оружия. Конструкторы полагали, что новый корабль станет заменой ветхим БПК и будет выстроена громадная серия новых судов. Но появилась неприятность, которая связана с судами сопровождения.

Новый ядерный БПК, уже тогда взявший обозначение «проект 1144», был полностью лишен средств ПВО, что потребовало наличия корабля помощи. Но создать проект аналогичного крейсера с ядерной установкой конструкторы весьма продолжительное время не могли.

В самом финише 1960-х годов таковой проект все-таки показался на свет. Крейсер, взявший обозначение «проект 1165», был оборудован не только новейшими средствами ПВО, но и противокорабельным оружием. Соединение из ядерного БПК и упомянутого выше крейсера являлось бы фактически неуязвимым для кораблей и авиации возможного соперника, но владело куда меньшими возможностями для борьбы с субмаринами.

В итоге управлением ВМФ было издано постановление об установке на перспективный корабль нового гидроакустического комплекса. Для его монтирования было нужно не только быстро расширить водоизмещение, но и повысить мощность ядерной энергетической установки.

ТАРК «Адмирал Нахимов» (бывш. «Калинин»)
Источник: http://army.lv (http://army.lv/large-photos/proekt-1144.32051.jpg)

Все это стало причиной тому, что в первой половине 70-ых годов двадцатого века оба проекта были объединены, и новый армейский корабль взял долгое обозначение: ядерный противолодочный крейсер проекта 1144. Проектирование корабля велось конструкторами ленинградского Северного проектно-конструкторского бюро (ПКБ). Данный крейсер стал «любимчиком» тогдашнего командующего ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова, приверженца создания океанского флота, талантливого выполнять походы в самых отдаленных точках океана.

Новый корабль с ядерной установкой превосходно вписывался в эту стратегию. В итоге перспективный крейсер, оснащенный всеми новейшими видами оружия, по своим размерам превзошел большая часть тяжелых судов времен Второй мировой. Его протяженность составляла четверть километра, а водоизмещение приближалось к отметке 25 млн кг.

Крейсер проекта 1144 владел сокрушительной мощью: на нем были установлены все новейшие в то время виды корабельного оружия. Корабль имел возможность нести 20 противокорабельных ракет «Гранит», был вооружен комплексами ПВО «Форт» («оморяченный» С-300) и «Оса-М», совокупностями противолодочной обороны, торпедными аппаратами, артиллерийскими орудиями.

Крейсер нового проекта стал одним из первых в мире судов, на котором были смонтированы вертикальные пусковые установки, благодаря чему возможно было не только сэкономить место, но и упростить запуск зенитных и противокорабельных ракет. Не считая всего другого, крейсер проекта 1144 был оснащен новейшим гидроакустическим комплексом «Полином», конечно радиолокационными станциями наблюдения за надводными и воздушными целями. Отдельные совокупности корабля взяли бронирование.

Работы в Северном ПКБ шли достаточно скоро, и уже через два года по окончании начала проектирования, в первой половине 70-ых годов XX века, управлением ВМФ СССР было издано постановление о постройке серии из четырех судов. Первый из них взял имя «Киров». Западные эксперты и сейчас именуют крейсера проекта 1144 «Kirov-class battlecruiser», тем самым сравнивая отечественные суда с линейными крейсерами.

В полной мере оправданная оценка, в случае если учитывать возможности и размеры этих судов.

ТАРК «Петр Великий» и БПК проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко» (на дальнем замысле)
Источник: http://sfw.so (http://sfw.so/uploads/posts/2009–07/1248603476_02168046.jpg)

С 1980 по 1988 годы в состав советского ВМФ вошли три тяжелых ядерных ракетных крейсера проекта 1144: «Киров», «Фрунзе» и «Калинин». Начиная с середины 1980-х годов эти суда совершили пара дальних походов. Но ближе к началу 1990-х их интенсивность быстро снизилась: сказалось снижение финансирования.

По той же причине затянулось строительство четвертого корабля серии, носившего имя бывшего генсека партии Ю. В. Андропова. Он, как и «Фрунзе» с «Калининым», строился по усовершенствованному проекту 1144.2. Тут нужно подчернуть, что по ассортименту и количеству оружия все суда серии различаются между собой.

Четвертый крейсер, потом названный в честь российского императора Петра Великого, есть самый продвинутым из всех.

Модернизация крейсеров

В течение 1990-х годов первые три корабля были переведены в резерв, где пребывали фактически два десятилетия. «Петр Великий» же неспешно достраивался, и только во второй половине 90-ых годов XX века был построен. С 1998 года он находится в строю Северного флота ВМФ России, есть его флагманом.

На протяжении собственной работы корабль совершил много дальних походов в Атлантике, Средиземном море, побывал в водах Индийского и Негромкого океанов. «Петр Великий» много раз становился участником больших военно-морских учений, принимал участие в операции по поиску затонувшей АПЛ «Курск», в 2009 году вел патрулирование у берегов Сомали, где экипажем корабля были пойманы пара групп пиратов.Остальные же крейсера, взявшие по окончании распада СССР имена «Адмирал Ушаков», «Адмирал Адмирал» и «Лазарев Нахимов», до последнего времени пребывали в резерве в очень плачевном состоянии. Но начиная с 2010 года в прессу стали проникать слухи о вероятном восстановлении этих судов.

В 2012 году правительством были принято решение о модернизации первого из них – «Адмирала Нахимова». В ближайщее время на этом крейсере будут проходить работы, на протяжении которых он возьмёт новейшее оружие, а также возможности для работы по наземным целям крылатыми ракетами комплекса «Калибр». По заявлениям армейских, в будущем такая модернизация затронет и другие крейсера проекта 1144.

Эти работы откроют новые возможности для русских тяжелых ядерных крейсеров, либо, в случае если так возможно выразиться, «второе дыхание», что разрешит им еще многие годы пребывать в строю отечественного ВМФ.

Крейсер «Петр Великий» в составе отряда судов ВМФ России в арктических водах, 2013 год.
Источник: http://www.b-port.com (http://www.b-port.com/mediafiles/items/2013/09/113042/IMG_7608.JPG)

Источники, употреблявшиеся в написании статьи:

  1. Сайт «Army.lv», www.army.lv;

  2. Энциклопедия судов, www.ship.bsu.by;

  3. Сайт «Военно-технический сборник Бастион», www.bastion-karpenko.ru.

Ракетный крейсер Киров.Атомный исполин.Документальный фильм.


Темы которые будут Вам интересны: