Тактика парусных флотов: «сломать линию!»

К 1780-м годам британская тактика ближнего боя и решительного сближения появилась в тупике. Французы нашли действенную контрмеру: они не допускали «схватки» и просто держали среднюю либо дальнюю расстояние, методично обстреливая британцев и нанося им повреждения и потери. В следствии непременно англичане от атаки, а французский флот затем, даже в том случае, если и не одерживал решительной победы, имел возможность выполнять собственные задачи потом.

Очевидным решением проблемы для британцев имела возможность стать попытка сломать линию соперника.

Битва у островов Всех Святых

Довольно часто новую тактику английского флота с прорезанием вражеской линии (cutting-out) связывают с Джоном Клерком из Элдина. Кем же был данный человек, и что он реально сделал?

Жил-был Джон Клерк, человек в Британии XVIII века. Служил он небольшим чинушей в шотландском Элдине и занимался всякой ерундой. Но основной его страстью был флот, вернее — история морских войн.

Джон Клерк прилежно изучал и сравнивал эскадр и движения флотов.

А в первой половине 80-ых годов восемнадцатого века вышла его книга «Эволюции флотов», которая произвела настоящий фурор в английском Адмиралтействе. Дело в том, что Клерк ходил в друзьях у адмиралов Джервиса и Роднея, каковые разделяли его взоры.

Клерк сказал страшные вещи с позиций «формалистов», напиравших на Боевые руководства времён герцога Йоркского и Вильгельма Оранского. Он утверждал, что для подготовленной эскадры подветренное положение удачнее, чем наветренное. Из-за чего?

Да по причине того, что эскадра, находящаяся под ветром, может применять орудия нижнего борта и, делая постоянные повороты оверштаг либо бакштаг (отступая назад), соперника и нанести ему значительные повреждения. Клерк кроме этого думал, что для наветренного положения лучшим методом атаки будет прорезание вражеской линии баталии.

И всемерно за это агитировал.

Тактика парусных флотов: «сломать линию!»

Джон Клерк из Элдина

Наряду с этим направляться осознавать одну несложную вещь. Сказать о том, что прорезание вражеской линии либо окружение соперника принесёт победу, – это всё равняется, что утверждать, что вода мокрая, а небо голубое. Это как бы было очевидным ещё задолго до Джона Клерка. Вопрос, скорее, стоял в том, как этого достигнуть.

И вот на данный – самый главный – вопрос Клерк ответить так и не смог.

Отыщем в памяти, о чём мы говорили в прошлой части. Французы, вышколив собственных марсофлотов, держали сомкнутую линию (довольно часто бушприт одного корабля фактически лежал на корме другого). Обстрел соперника они начинали с дальней дистанции.

В случае если британцы сближались с французами (а из совета Клерка именно это и следовало делать) под углом, родным к прямому, их головные суда приобретали от сосредоточенного огня соперника потери и тяжёлые разрушения. И подойди они, в итоге, на расстояние ближнего боя – прорезать линию уже было бы некому и нечем.

И, однако, эта тактика была применена в бою у островов Всех Святых (1782) адмиралом Джорджем Роднеем. Одержанная им победа подсластила пилюлю от невыразительного выступления Роял Неви в войне за независимость США. Родней поймал флот французов в ловушку у Доминики, прижав к берегу.

Потому, что французы выстроили собственную бой и знаменитую линию шёл на контр-направлениях, вероятнее, закончился бы он ничьей, как и при Уэссане. Но тут счастье улыбнулось Роднею: ветер внезапно изменился с восточного на юго-юго-восточный. Те французские суда, каковые уже шли в голове колонны на SSW, остались на прошлом курсе, но остальные – в арьергарде и центре — встретили лобовой ветер.

Дабы продолжить перемещение, им было нужно развернуть шнобель к западу, что подставило их под губительный продольный пламя соперника. А основное – в их линии показались разрывы.

Сражение у островов Всех Святых (1782 год), момент прорезания линии

Родней прорезал линию де Грасса между 74-пушечными «Глорье» и «Диадем». Английский трёхдечник обрушил продольные залпы на оба французских корабля, следующие за ним пять судов кроме этого вели пламя по сопернику. Родней обогнул «Диадем» и открыл по французам пламя левым бортом. Суда французского арьергарда скучились, задние, пробуя отвернуть, налезали на передних.

В итоге суда Водрёя прекратили воображать боевую силу.

Приблизительно то же самое случилось и в арьергарде, где концевой корабль центра под началом коммодора Аффлека прорезал французскую линию между «Сезар» и «Эктор». За ним последовали 12 концевых судов Худа. Дивизион Дрейка во главе с «Мальборо» связал боем концевые суда Водрёя.

Получается, что Роднею – и это возможно утверждать полностью с уверенностью – . Иначе, непременно, ему направляться дать должное. В эргономичной ситуации британский адмирал не растерялся, чётко нашёл подходящий момент и прорезал французскую линию.

Итак, первое осмысленное прорезание линии в английском флоте произошло в первой половине 80-ых годов восемнадцатого века и случилось в следствии успешного стечения событий. Что было бы, если бы ветер не изменился? Французы бы шли ровной линией, бушприт к корме, сближающиеся с ними головные суда англичан попадали бы под пламя двух-трёх-четырёх судов и, вероятнее, просто не дошли бы до французской линии, разрушенные донельзя.

Тактические нюансы

Что же происходит, в то время, когда корабль прорезает вражескую линию? Парусники, в отличие от движимых автомобилями галер и кораблей, смогут идти лишь вперёд, у них нет заднего хода. Так, те из них, что находятся перед прорезавшим линию кораблём, попадают в необычную пробку (отыщем в памяти пример Бинга и ситуации с «Интрепидом» из прошедшей части). Суда налезают друг на друга, сталкиваются, пробуют обойти своих друзей, и тем самым разламывают собственную линию.

Соответственно, ни о каком сосредоточенном огне по сопернику речи уже не идёт.

Те же суда, каковые находятся «снаружи» пробки, от места боя, поскольку заднего хода, как мы уже говорили, парусники не имеют. Кроме того если они всецело обстенят паруса, то некое время будут двигаться по инерции. Для разворота на обратный курс парусникам приходится совершить пара манёвров, а помимо этого, таковой разворот вероятен не при любом ветре.

И по окончании разворота нужно будет опять выстраивать линию.

Сражение у островов Всех Святых, схема

Для прорезания вражеской линии нужно:

  1. дабы линия соперника была выстроена с громадными промежутками между мателотами;
  2. дабы повреждения, каковые причиняет нападающему его соперник до прорезания, не были фатальными.

И ещё одно ответственное событие. Дабы прорезать вражескую линию, нужно пребывать на ветре. И тут стоит упомянуть о преимуществах наветренного и подветренного положения.

Дело в том, что парусный корабль, идущий под парусами, значительно чаще имеет наклон на один из бортов. Борт, находящийся с той стороны, откуда дует ветер, наблюдает вверх. Борт с противоположной стороны, соответственно, наблюдает вниз, в море.

Так, суда, находящиеся на ветре, атакуя своего противника, что расположен под ветром, смогут только частично пользоваться орудиями нижних деков и ведут пламя по настильной траектории с пушками, наклонёнными вниз приблизительно на 15 градусов.

Их визави, у которого борт, обращённый к сопернику, наблюдает вверх, ведёт пламя пушками, наблюдающими вверх приблизительно на 15 градусов вверх. Другими словами, пламя наветренного борта значительно чаще поражает корпус корабля неприятеля, а пламя подветренного борта – рангоут и верхнюю палубу.

Исходя из этого все рассказы о французской якобы трусливой тактике, которая применяла целенаправленный пламя по мачтам и реям, не выдерживают никакой критики. Как мы с вами не забываем, французы значительно чаще принимали бой под ветром, а британцы – на ветре. Как раз исходя из этого британцы в большинстве случаев стреляли в корпус, а французы – по реям и мачтам. Это легко издержки, которые связаны с наветренным и подветренным положениями, а не какая-то в том месте умышленная тактика.

Не считая всего другого, под ветром нормально возможно пользоваться орудиями нижних деков, самыми тяжёлыми и разрушительными, в то время как на ветре нижние деки значительно чаще не применяют, дабы вода не захлестнула открытые порты.

Что случилось при Трафальгаре

Ну а сейчас нам стоит перейти к адмиралу Горацио Нельсону и его известной атаке двумя колоннами с прорезанием линии франко-испанского флота при Трафальгаре (1805).

Сражение у Кампердауна, схема

В действительности первым подобный манёвр совершил английский адмирал Адам Дункан в бою при Кампердауне (1797). Потому, что голландцы де Винтера поставили в линейные корабли и линию, и фрегаты, Дункан решил воспользоваться этим и прорезать голландскую линию сходу в двух местах. В следствии голландский флот был разрезан на три части, две из которых были захвачены/стёрты с лица земли.

Всего британцы захватили 8 фрегата и 2 кораблей (из фрегатов 16 и возможных 2 кораблей).

Увидим, что манёвр по прорезанию линии стал вероятным лишь по причине того, что в некоторых местах огневая мощь голландцев была ослаблена поставленными в линию с судами фрегатами. В другом случае головные суда Дункана понесли бы тяжелые потери, и, вероятнее, никакого прорезания не произошло бы.

Сражение у Кампердауна, последний этап

Мы не будем разглядывать морское сражение, побеждённое адмиралом Нельсоном при Абукире, потому, что в том месте никаких новшеств в тактике не использовалось. Использованные в том месте приёмы выполнялись ещё за 150 лет до этого, да и в эру Нельсона также не были редки. Отыщем в памяти, к примеру, атаку Ушакова на турецкий флот у мыса Калиакрия.

Остановимся подробнее на Трафальгаре.

Из-за чего атака Нельсона стала вероятной, и что в том месте по большому счету случилось? «Удар Нельсона» (Nelson touch, как его именуют в английской литературе) оказался успешным по двум обстоятельствам.

Первая из них – это послереволюционная деградация французского флота. Как мы не забываем, в 1770-х французы подняли собственное тактическое мастерство и выучку экипажей так, что смогли не только воплотить в судьбу «подветренную тактику», но и получать с её помощью ощутимых удач. Во главу угла ставилась подготовка марсофлотов, потому что выдерживать чёткий график и расстояние перемещения возможно лишь с прекрасно обученными командами.

Так вот, по окончании революции большинство офицеров эмигрировала, а созданная совокупность подготовки развалилась, Артиллерийский Морской корпус был распущен и закрыт как рассадник монархизма, а на место прошлых капитанов пришли бывшие моряки торгового флота. В ситуации французы проводить сложные тактические манёвры, перестроения и т.д. просто не могли. Во времена Первого Консула обстановка с флотом ни на каплю не улучшилась.

Наполеон по большому счету кинул лучшие силы флота на комплектование и создание планировавшегося им десанта на канонерках в Англию. Во флоте были более-менее подготовленные суда, но сказать о подготовленных соединениях, талантливых согласованно реализовывать сложную тактику, сейчас не приходится.

Трафальгар, схема перестройки английского флота в 2 линии

1/3

Обстоятельство вторая – это неприятности руководства соединённым флотом. У французов была собственная совокупность руководства, у испанцев – собственная. У французов была собственная тактика, у испанцев – собственная.

В следствии соединённая эскадра была сборищем судов, а не единым армейским механизмом.

При Трафальгаре франко-испанскому флоту просто не удалось держать линию, где бушприт одного корабля ложился бы на корму другого:

«Как же распределились силы у союзников? в первых рядах в относительном порядке шёл Дюмануар. Потом «Эро», «Сан-Франсиско» и «Сан-Аугустин» образовывали маленькую пробку: «Эро» увалился на ветер, «Сан-Аугустин» — под ветер.

Перед «Бюсантором» шёл величественный 136-пушечник «Сантиссима Тринидад», плюсами которого, согласно точки зрения Вильнева, были лишь мощное вооружение и высокий борт. Французские моряки неуважительно отзывались об этом корабле как о «свалке громадных орудий», находя его через чур утяжелённым и неповоротливым.

«Бюсантор», один из самых лучших ходоков Флота Леванта, был укомплектован хорошей командой, «одной из лучших в эскадре». За флагманом должен был направляться однотипный с «Бюсантором» 80-пушечник «Нептюн» капитана Эспре-Транекиля Местраля с красивым экипажем, но его оттеснил испанский 74-пушечный «Санто-Хусто», что по большому счету имел место в линии на четыре корпуса сзади. Местраль, пробуя поменяться местами с «Санто-Хусто», не смог его обойти.

В следствии оба корабля увалились под ветер. За ними упал и 64-пушечник иберийцев «Сан-Леандро».

Позади «Бюсантора» показалась зияющая дыра, которой британцы позднее удачно воспользовались. В случае если забежать мало вперёд – Нельсон ворвался на «Виктори» между «Бюсантором» и 74-пушечником «Редутабль», в то время как тут должен был пребывать «Нептюн». Потому, что утраты на флагмане Нельсона в данный сутки были самыми громадными, в полной мере быть может, что при построении в соответствии с боевому расписанию они бы возросли ещё больше, и возможно, «Виктори» однако имели возможность взять на абордаж».

Трафальгар, схема атаки

Конечно, что в таковой ситуации и Коллингвуд, и Нельсон легко нашли разрывы, куда ввели собственные колонны. В следствии, как и следовало ожидать, авангард Дюмануара ушёл вперёд, а арьергард и центр союзников были разгромлены.

Трафальгар был полной и безоговорочной победой тактики «мелеистов». Но обусловлено это было лишь тем, что соперник времён Французской Республики у британского флота был недееспособным. Будь против Нельсона при Трафальгаре матросы и капитаны времён Орвилье – и его грандиозная победа обернулась бы не меньше грандиозным поражением.

Заслуга сэра Горацио только в одном – что он не действовал по книгам либо шаблонам, а просто воспользовался событиями, сложившимися сейчас. Он превосходно воображал собственного соперника и знал его не сильный стороны.

Трафальгар, обстановка на конец боя

Так как, переводя на язык парового флота, попасть с обстановку, в то время, когда тебе поставили «палочки над Т», и сохранять надежду наряду с этим одержать победу при наличии обученного и дисциплинированного соперника в принципе нереально.

Литература:

  • С. П. Махов, Э. Б. Созаев: Захватить Англию! – Вече, 2012 г.

Сравнительная тактика трёх основных флагманов флота


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: