«Тилльмановские линкоры»

«Тилльмановские линкоры»

Эта серия проектов «предельных» вариантов линкора показалась благодаря настойчивости сенатора Бенджамина Тилльмана (1847–1918), бывшего губернатора Южной Каролины. Тилльман воображал собой тип хорошего южного политикана – популиста, черносотенца и демагога, малообразованного (не окончил кроме того школу, сбежав в армию конфедератов), но шумного и пробивного. в течении большей части собственной сенатской карьеры он оставался в оппозиции ко всему, и исходя из этого пользовался славой enfant terrible – человека, с которым лучше не спорить и по большому счету не связываться (в 1902 году он был кроме того лишен слова за драку с другим сенатором прямо в зале совещаний).

Исходя из этого, в то время, когда 16 июля 1916 года Тилльман как член сенатской рабочей группе по морским делам в пространнейшей речи "настойчиво попросил" прекратить экономить на флоте и начать строительство линкоров максимального размера (сиречь ограниченных лишь габаритами шлюзов Панамского канала — 1000*110*40 футов), никто решился ему не возражать. Люди поумнее осознавали, что ничем важным это все равно не закончится, а буйный сенатор хоть на время угомонится, взяв новую игрушку.

В итоге резолюция о проектировании «предельного линейного корабля» была принята большинством голосов, а секретарь флота Джозеф Дэниэльс дал Бюро ремонта и кораблестроения распоряжение нарисовать картины прекраснее и посолиднее, дабы сенаторы впечатлились. Серия таких эскизных схем с разными вариантами бронирования и вооружения была представлена сенату в конце 1916 — начале 1917 года. Тилльман успокоился, и всем стало прекрасно…

Однако, «Тилльмановские линейные корабли» остались в истории кораблестроения как пример необычного «футурологического опыта» – перспективного планирования кораблей ВМФ, не ограниченного текущими технологическими возможностями. Очень многое из того, что нарисовали американские конструкторы в конце 1916 года, воплотилось в настоящий металл четверть века спустя.

Предварительными вариантами «предельных линейных кораблей», из которых позже выросли проекты, подготовленные для сенатора Тилльмана, можно считать рассматривавшиеся в Конгрессе в 1912–1913 годах два проекта сверхдредноутов в 50 000 тысячь киллограм с десятью и восемью 406-мм орудиями. Первый и самый сумасшедший из них, датированный 25 марта 1912 года, "Наверное," представляет собой начальный вариант того самого «броненосца» Тейлора, прославленного Фридманом – он имел наклонную под 45° главную часть броневого пояса, а центральная из пяти двухорудийных 406-мм башен была вознесена на огромном барбете над дымовыми трубами и рубкой для обеспечения кругового огня.

Эскизный проект дредноута с десятью 406-мм броневой и орудиями защитой по совокупности Тейлора. 1912 год

Второй проект, датированный 14 февраля 1913 года имел всего восемь 406-мм орудий и простую схему броневой защиты, но скорость у него возрастала с 22 узлов до 25.

Эскизный проект дредноута с восемью 406-мм орудиями. 1913 год

Все «тилльмановские» проекты 1916–1917 годов уже имели современную подводную защиту слоистого типа, спроектированную в середине 1916 года для линейных кораблей типа «Теннесси», и турбоэлектрическую силовую установку. Проекты II и IV с шестиорудийными 406-мм башнями можно считать полностью неосуществимыми, потому, что такую башню никто и ни при каких обстоятельствах кроме того не пробовал разрабатывать.

Проект «Тилльман II» с двадцатью четырьмя 406-мм орудиями в шестиорудийных башнях. 1916 год

Проект «Тилльман IV» с двадцатью четырьмя 406-мм орудиями в шестиорудийных башнях. 1916 год

Разумеется, осознавая проблемы с разработкой новых башен, проектировщики сделали дополнительный вариант проекта II — с шестью двухорудийными (другими словами уже существующими в проекте) 406-мм башнями, расположенными в три яруса.

Более осуществимый вариант проекта «Тилльман II» с двенадцатью 406-мм орудиями в шестиорудийных башнях. 1916 год

Проект I имел водоизмещение в 70 000 тысячь киллограм и двенадцать 406-мм орудий в трехорудийных башнях — в действительности подобные башни в первый раз были изготовлены британцами в середине 1920-х годов для линейных кораблей «Нельсон» и «Родней», а в американском флоте показались на линкорах типа «Норт Кэролайна», вступивших в строй в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

Проект «Тилльман I» с двенадцатью 406-мм орудиями в трехорудийных башнях. 1916 год

Наконец в январе 1917 года показались проекты IV-1 и IV-2 водоизмещением в 80 000 тысячь киллограм, оснащенные 457-мм орудиями в двух- и трех-орудийных башнях. Как мы знаем, трехорудийные 457-мм башни в действительности имели лишь линейные корабли типа «Ямато»…

Проект «Тилльман IV-1» с тринадцатью 456-мм орудиями в пяти двухорудийных и одной трехорудийной башне.
1917 год

Проект «Тилльман IV-2» с пятнадцатью 406-мм орудиями в трехорудийных башнях. 1917 год

самые реалистичным смотрится проект III в 63 500 тысячь киллограм — практически это будущая «Саут Дакота», но имевшая втрое более замечательную силовую установку, разрешающую добиться скорости линейного крейсера. Возможно заявить, что данный корабль был повторен 25 лет спустя в проекте «Монтаны» — последнего американского линейного корабля.

Проект «Тилльман III» — линейный крейсер с двенадцатью 406-мм орудиями в трехорудийных башнях. 1916 год

Теоретический чертеж проекта «Тилльман III». Прекрасно видно, что мидель корабля имеет практически прямоугольное сечение — так проектировщики пробовали «спихнуть» большой количество корпуса в линейные размеры, ограниченные параметрами шлюзов Панамского канала

Артиллерия ополченцев


Темы которые будут Вам интересны: