Титаники наших дней: безопасность

Титаники наших дней: безопасность
    В базу сюжета фильма «Титаник», триумфально прошедшего по экранам мира, легла настоящая катастрофа. Настоящий «Титаник», выйдя 10 апреля 1912 года в собственный первое плавание, столкнулся с айсбергом и затонул. Из 2800 человек спаслось менее 700

Океанские круизы манят любителей приключений не только роскошью плавучих отелей, но и тем, что плавание ни при каких обстоятельствах не бывает совсем надёжным. Часть романтики морских путешествий в том и состоит, что кроме того на борту многопалубного лайнера пассажир явственно чувствует могущество и опасное величие морской стихии, заставляющей учащенно биться его сердце.

«Титаник» и «Лузитания»

По окончании ужасной трагедии в первом же трансатлантическом рейсе «Титаника» человечество начало осознавать сложность и важность неприятностей безопасности больших пассажирских судов, их приспособленности к стремительной эвакуации пассажиров. Так как «совсем надёжный», как вычисляли в 1912 году, лайнер тонул достаточно неторопливо: по окончании столкновения с айсбергом огромное судно более двух часов наполнялось водой, а после этого погрузилось в пучину носом вперед, практически без бокового крена.

Однако эвакуация экипажа и пассажиров с «Титаника» проходила хаотично и бестолково: пассажиры в панике метались в хитросплетении коридоров и палуб, не зная выходов на шлюпочные палубы, попадали в тупики и закрытые проходы. Для спасения всех пассажиров и членов экипажа шлюпок было не хватает (они имели возможность принять 1178 человек, не смотря на то, что на борту пребывало 2224), но и большая часть спущенных на воду остались недогруженными, и многие погибли совсем зря.

Об данной ужасной трагедии, погубившей около 1500 человек, и о бестолковой организации спасения достаточно совершенно верно поведано в фильме Джеймса Кэмерона, что взглянуло рекордное количество кинозрителей во всем мире. Сама же неприятность в первый раз привлекла публичное внимание сразу после смерти настоящего «Титаника». Уже в 1913 году была принята Интернациональная конвенция по охране людской судьбе на море (International Convention for Safety of Life at Sea, она же SOLAS).

В соответствии с конвенции к морским судам стали применять очень твёрдые технические требования: любой пассажирский корабль должен быть оснащен достаточным числом мест в спасательных шлюпках, а время на эвакуацию всех находящихся на его борту ограничивалось одним часом. Кроме того в том случае, если в корпусе зияет огромная пробоина, оно обязано сохранять плавучесть как минимум час.

С того времени эти требования лежат в базе проектирования пассажирских обеспечения и судов их безопасности в чрезвычайных событиях. Соблюдение этих правил определяет размещение и количество спасательных шлюпок.

Выстроенное незадолго до «Титаника» второе большое пассажирское судно «Лузитания», принадлежавшее той же компании Cunard, опоздали по окончании принятия конвенции переоборудовать в соответствии с новыми требованиями, и это кроме этого обернулось огромными людскими жертвами. 7 мая 1915 года на пути из Нью-Йорка в Ливерпуль «Лузитанию» нападала германская подлодка. Попадание торпеды привело к взрыву паровых котлов, и лайнер, увлекая за собой 1198 пассажиров и членов экипажа, скрылся под водой через 20 мин..

Под прицелом террористов

Очевидно, по окончании принятия «конвенции» и гибели Титаника трагедии с громадным числом жертв не закончились. Пассажирские суда попадали в ужасные штормы, сталкивались с другими судами, подрывались на минах, садились на рифы и горели, но в полном большинстве случаев эвакуация за час выяснялась неосуществимой. Согласно точки зрения специалистов, кроме того самые современные суда обычно не смогут обеспечивать исполнения требований SOLAS, и об этом известно всем — от обладателей судов до страховых компаний.

Достаточно отыскать в памяти трагедию пассажирского лайнера «Адмирал Нахимов» (шикарного германского трофейного судна, носившего ранее имена «Герман» и «Берлин Геринг»). 31 августа 1986 года на выходе из бухты Новороссийска круизный лайнер «Нахимов» столкнулся с кораблем «Петр Васев», взял громадную пробоину ниже ватерлинии и, имея крен на правый борт более 60 градусов, прошел по инерции еще 900 метров и скрылся под водой. Из 24 спасательных шлюпок успели спустить лишь одну.

Согласно мнению комиссии , с момента столкновения до смерти прошло всего 7 мин..

За двое последующих дней удалось подобрать в море и спасти большая часть из 1234 человек, пребывавших на борту, но 423 — погибли.

Можно считать, что спасшимся крупно повезло: рядом был порт, летом вода в Черном море достаточно теплая, а большая часть пассажиров в момент столкновения еще не дремали. Так что погибли только те, кто не сумел либо опоздал выброситься за борт и отплыть от тонущего судна.

Вера в миф о надежности больших лайнеров в далеком прошлом развеяна — как и всякие большие сооружения, они являются опасностью . Однако огромные лайнеры не только не прекратили спускать на воду, но в последнее десятилетие случился настоящий бум их строительства. Наряду с этим начало нового столетия сопровождается еще и угрозой интернационального терроризма, ставшей действительностью по окончании 11 сентября 2001 года.

Сейчас привлекательной мишенью оказываются не только поезда, метро, небоскрёбы и авиалайнеры, но и морские пассажирские суда.

Сейчас мало кто не забывает, что еще во второй половине 90-ых годов XX века в турецком порту Трабзон на Черном море турецко-чеченская террористическая несколько захватила теплоход «Евразия» с 200 русскими пассажирами и удерживала их четыре дня. Тогда все обошлось, и никто из пассажиров не пострадал. Но о том предупреждении забывать не стоило. Сравнительно не так давно в распоряжении американских разведслужб были сведения о замыслах морских террористических операций «Аль-Каиды».

У захваченного в плен главы военно-морских операций данной организации Ахмада Белай Аль-Нешари было найдено целое досье с перечислением морских целей, включая туристические круизные лайнеры.

Одной из мишеней названа QM2 (так сокращенно именуют новейший и самый шикарный суперлайнер Queen Mary 2), принадлежащая все той же Cunard.

Это огромное 17-палубное судно длиной 345 метров и шириной 41 метр с 800 каютами для 2600 пассажиров (плюс 1250 человек экипажа) было построено в январе нынешнего года.

Неудачи стали преследовать Queen Mary 2 еще на стадии строительства. До выхода в море в том месте случился трагический случай: на стоящем в доке судостроительного завода в Сен-Назере лайнере обрушился не хорошо закрепленный трап. Сейчас на трапе пребывало сорок человек (погибло тринадцать).

Пресса предвкушала, что уже в первом трансатлантическом рейсе судно может ожидать трагедия, и заголовки предрекали: «Лайнер Queen Mary 2 отправится за «Титаником». Это было не безлюдное злопыхательство, поскольку разведслужбы взяли предупреждение, что уже в первом рейсе террористы смогут избрать судно мишенью для атаки. Но все обошлось, и 24 января 2004 года оно благополучно пересекло Атлантику.

Неестественное кораблекрушение

И все же беседы на тему безопасности пассажирских морских судов приобрели новую пищу. Многие задаются неприятными для судовладельцев вопросами — намного ли современные суда надёжнее «Титаника» и что необходимо сделать, дабы выполнить требования конвенции и не допустить трагедий? А ведь еще в 2000 году входящая в состав ООН Интернациональная морская организация (IMO) распорядилась провести в течение двух лет анализ безопасности больших пассажирских судов.

Пара лет назад на средства канадского правительства исследователи из компании Fleet Technology выстроили в лаборатории громадный макет корабля. Они желали с точностью установить, что же мешает пассажирам скоро покидать корабль при чрезвычайной обстановке. Так как до того судостроители пользовались только предположениями и несовершенными компьютерными симуляторами, моделировавшими поведение толпы в ходе эвакуации из строений и других неестественных сооружений.

В опытах приняло участие более двухсот добровольцев в возрастном диапазоне, самый типичном для настоящего состава пассажиров — от 4 лет до 81 года. Наряду с этим любой из добровольцев выполнял собственную роль лишь один раз, дабы на протяжении опыта не смог обучиться спасаться стремительнее. Для принятие участия в опыте приглашали кроме этого тех, кто передвигался посредством трости либо в инвалидной коляске.

Как мы знаем, что пассажиры многих круизных лайнеров — пенсионеры, а средний их возраст время от времени превышает 65 лет.

Экспериментаторы учли очевидное условие: тонущий корабль точно будет иметь крен. Помимо этого, в бурном море волны кидают судно с одного борта на другой. Исходя из этого макет коридора с трапом длиной в 21 ступень был установлен на гидравлических опорах, раскачивавших и наклонявших его на 20 градусов в различные стороны. Стало известно, что большая часть пассажиров не имеют четкого представления о конструкции судна и просто не знают, куда бежать и как попасть на нужную палубу.

Более того, макетные опробования продемонстрировали, что трапы и стандартные коридоры не хорошо приспособлены для движения толп людей, в случае если судно кренится кроме того незначительно.

Перемещение участников опыта записывалось камерами, а после этого обрабатывалось на персональных компьютерах. Оказалось, что, потому, что на многих лайнерах спасательные жилеты сохраняются в каютах, на протяжении трагедии часть пассажиров кидается в том направлении, создавая встречный поток тем, кто уже надел жилеты и торопится покинуть судно. На трапах трудности и заторы оказались по причине того, что в спасательных жилетах люди не видели собственных ног и мешкали на ступенях, опасаясь падения.

Обстановка в коридоре становилась еще более драматичной, в случае если отключить свет (на «Адмирале Нахимове» аварийное освещение погасло через 120 секунд по окончании столкновения, и судно тонуло в полной темноте) либо наполнить коридор дымом. А ведь, к примеру, на борту парома «Скандинавская звезда» в апреле 1990 года пожар начался сразу после выхода из порта Осло и длился двое дней. Это стоило судьбе 158 пассажирам, остававшимся на борту.

Следователи узнали, что тридцать человек прошли мимо выхода и погибли практически в трех метрах от спасения.

Исследователи из Интернациональной морской организации предлагают только одно действенное решение проблемы безопасности существующих пассажирских судов — сокращение числа пассажиров. Но вероятнее пригодятся еще годы интернациональных переговоров, пока судовладельцы прекратят сопротивляться назревшим переменам, в которых сейчас видят лишь попытку сократить их прибыли.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№22, август 2004).

Лолита — На Титанике


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: