Трагедия «арандоры стар»

В истории Второй мировой было много трагедий, в то время, когда обстоятельством смерти тысяч людей стала атака подлодки. Но общеизвестные катастрофы «Вильгельма Густлофа», «Гойи» либо «Лаконии» оставили в тени первый подобный случай. на данный момент немногие не забывают, что первая такая трагедия, повлёкшая за собой смерть практически 1000 человек, произошла в далёком 1940 году – тогда один из самых известных подводных асов Германии вызвал гибель сотен собственных же соотечественников.

«66 587 тысячь киллограм – выучить наизусть»

«…Чуть ли я имел возможность ожидать, что буду сражаться древесной винтовкой!» – заявил взбешённый Гюнтер Прин (Gunther Prien) собственному командующему Карлу Дёницу (Karl Donitz) по окончании возвращения U 47 из норвежских фьордов в апреле 1940 года. Но, Дёниц замечательно осознавал чувстве собственного офицера по поводу его промахов, вызванных неисправными торпедами: «торпедный кризис» больно ударил по вере германских подводников в собственное оружие.

Исходя из этого командующий подводными силами старался в малейшие сроки вернуть эту веру, сделав торпеды более надёжными. Принятые меры дали определённый итог, и в мае-июне 1940 года смертоносные «сигары» опять стали топить торговые суда в Атлантике.

Трагедия «арандоры стар»

Подлодка U 47, довоенное фото (http://www.lasegundaguerra.com)

Вечером 3 июня 1940 года U 47 покинула Киль, выйдя в собственный шестой боевой поход. Для амбициозного «Быка Скапа-Флоу» это была возможность забыть собственные норвежские неудачи. Но перед тем как начать побеждать, лодке было нужно учавствовать в спасении экипажа германского бомбардировщика, что был сбит британским истребителем и упал в море.

Утром 6 июня U 47 нашла надувную лодку с тремя лётчиками, каковые были приняты на борт.

Подводный его экипаж и ас были полны решимости добиться успеха. Исходя из этого, в то время, когда утром 14 июня первая выпущенная торпеда прошла мимо цели, боевой дух подводников не пострадал. На U 47 все жаждали победы, и она не вынудила себя ожидать.

К вечеру того же дня Прин открыл счет в этом походе, в то время, когда выстрелом из кормового торпедного аппарата потопил английское судно «Бэлморалвуд» (Balmoralwood), отставшее от конвоя. Благодаря исправной торпеде британцы лишились полезного груза: на дно ушли практически 9000 тысячь киллограм пшеницы и четыре самолёта.

Вечером 21 июня к югу от Ирландии U 47 атаковала конвой НХ-49. На перископной глубине Прин прокрался вовнутрь его ордера и выпустил три торпеды по двум танкерам, идущим в середине центральной колонны. Он успел подметить попадание в цель первой торпеды, но после этого был должен безотлагательно уйти на глубину, дабы избежать столкновения с судном, которое шло прямо на него.

Гюнтер Прин и спасённый им 6 июня 1940 года экипаж германского бомбардировщика по возвращении U 47 в Киль (http://www.lasegundaguerra.com)

Сделав вывод, что остальные торпеды также поразили цель, Прин записал на собственный счет два танкера по 7000 брт любой. Но подводный ас совершил ошибку – первая торпеда попала в громадный английский танкер «Сан Фернандо» (San Fernando), что затонул на следующий сутки при буксировке в порт. Любопытно, что тоннаж «норвежца» равнялся 13 056 брт, что было не значительно меньше заявленных Прином 14 000 брт.

К этому времени случилось событие, которое сыграло ключевую роль в будущем. 16 июня на U 47 перехватили радиограмму с U 46, которая доложила в штаб, что потопила 53 000 брт. Последней сейчас руководил бывший вахтенный офицер Прина обер-лейтенант цур зее Энгельберт Эндрасс (Engelbert Endrass), что в первом же походе cначала потопил английский вспомогательный крейсер «Каринтия» (HMS Carinthia), а после этого пара судов.

Настоящие удачи Эндрасса по итогам похода покинули четыре судна и один корабль на 35 347 брт, ещё одно большое судно на 8782 брт было повреждено.

Как писал в собственных мемуарах Прин, радиограмма U 46 подстегнула самолюбие команды U 47, которая была счастлива удачам бывшего сослуживца, но уступать ему не планировала. В следствии необъявленного «соцсоревнования», не считая вышеупомянутых двух судов, c 22 по 30 июня U 47 послала на дно ещё пять, доложив в штаб о потоплении 51 086 брт. Но этого очевидно не хватало, дабы обогнать Эндрасса.

Слева Гюнтер Прин, справа U 47, возвратившаяся из похода на базу, 6 июля 1940 года. На рубке лодки, не считая её простой эмблемы «Быка Скапа-Флоу», нанесена надпись «66587 tо.», что свидетельствует тоннаж, потопленный в этом походе (http://www.lasegundaguerra.com)

Сейчас на лодке осталось всего шесть снарядов и одна неисправная торпеда. Прин поручил торпедистам сделать всё, дабы её возможно было применять. Приказ начальника был выполнен, и таковой шанс представился утром 2 июля 1940 года, в то время, когда с лодки был увиден пассажирский лайнер. В соответствии с мемуарам Прина, дальше обстановка развивалась следующим образом:

«Громадный корпус с двумя дымовыми трубами. Идёт на нас со стороны солнца, маневрируя в дикой пляске зигзага. Против солнечного света его окраска не видна, но по силуэту я определяю, что мы имеем дело с грузовым пароходом класса «Ормонд».

Это значит, что его водоизмещение образовывает более пятнадцати млн кг. Мы находимся в позиции по борту судна на через чур большой дистанции, но необходимо стрелять, в противном случае судно начнёт удаляться… И я обращаюсь к своим ассистентам:

– Приятели, – беспокойство перехватывает моё горло, – зажмите громадной палец! Удастся ли нам это сделать при таких негативных условиях? После этого подаю команду:

– Пли!

Ожидание… Мучительно медлительно отсчитываются секунды. Судно весьма на большом растоянии. Я думаю, через чур на большом растоянии… Тут я вижу в перископ, что именно посередине судна высоко, на уровень мачт, поднимается столб воды, и сразу после этого грохот взрыва достигает отечественной лодки.

Громадный пароход медлительно заваливается на правый борт.

Со всей поспешностью за борт спускаются спасательные лодки. Большое количество лодок. Одновременно с этим в воде плавают много голов. Но им нереально оказать помощь.

Побережье через чур близко, и судно ещё на плаву. На баке отчётливо видны стволы орудий.

Я опускаю перископ, и мы отходим под водой. В то время, когда через пара мин. я опять наблюдаю в перископ, то вижу только спасательные лодки да спокойную гладь моря. Я спускаюсь из боевой рубки и иду в собственную выгородку, дабы сделать очередную запись в издание военных действий. У сферической переборки центрального поста я нечайно останавливаюсь.

На ней висит плакат, на котором громадными буквами написано: «66 587 тысячь киллограм. Выучить наизусть»».

Самолюбие Прина и его экипажа было удовлетворено. В то утро жертвой последней торпеды U 47 стал английский лайнер «Арандора Стар» (Arandora Star) на 15 501 брт. Итог Эндрасса был превышен, лодка забрала курс на базу, прибыв в Киль 6 июля.

Но подводники с U 47 не были бы так рады собственному успеху, если бы выяснили, что стали обстоятельством громадной катастрофе.

«Чисто британское убийство»

С началом войны граждане Германии, пребывавшие на территории Англии, подлежали интернированию, потом это правило распространилось и на граждан Италии. Юридически эти люди были беспомощны перед такими действиями, поскольку их права, в отличие от пленных, не были оговорены ни Гаагской, ни Женевской конвенциями.

Майский разгром во Франции и капитуляция последней поставили Англию перед угрозой вторжения вермахта. Не страно, что враждебность британцев к итальянцам и немцам, возросла. К находившимся в концентрационных лагерях зарубежным гражданам присоединились подданные Соединённого Королевства германского и итальянского происхождения, а также беженцы из Германии, спасавшиеся в Англии от преследования фашистов.

Опираясь на опыт Первой Мировой, к лету 1940 года британцы собрали в таких лагерях около 8000 интернированных лиц, каковые подлежали предстоящей высылке в доминионы.

Английский лайнер «Арандора Стар» (http://www.wrecksite.eu)

Одна из партий интернированных отправлялась в Канаду на лайнере «Арандора Стар» (Arandora Star). Рано утром 2 июля 1940 года судно вышло из Ливерпуля, имея на борту в общем итоге 1673 человека, в число которых входили 479 интернированных итальянца и 734 немцев, 86 германских военнопленных и 200 охранников.

Выйдя в океан, лайнер продолжил собственный путь без эскорта, идя противолодочным зигзагом на скорости в 15 узлов, но уже в 07:58 (тут и потом указано время по Берлину) судно было торпедировано U 47 к северу от Ирландии. Торпеда попала в машинное отделение, выведя из строя турбины и все генераторы. Радист лайнера успел передать сигнал бедствия, что был принят береговыми станциями.

Лайнер продержался на плаву чуть более часа, и за это время экипажу удалось спустить на воду шлюпки и спасательные плоты. Часть последних была забита людьми, другие остались полупустыми – многие пассажиры (по большей части, итальянцы) побоялись покинуть судно, предпочитая остаться на его борту.

Английский лайнер «Арандора Стар» в Майами в феврале 1932 года (http://haynesworld-u-cdolly.blogspot.sg)

Капитан лайнера Эдгар Уоллес Молтон (Edgar Wallace Moulton) и его офицеры до последнего момента оставались на судне, руководя эвакуацией. В этом им помогал один из интернированных – Отто Бурфайнд (Otto Burfeind), бывший капитан германского лайнера «Адольф Вёрман» (Adolph Woermann). Оба капитана погибли.

Потом Молтон посмертно был награждён за мужество военной медалью Ллойда, а Бурфайнд был упомянут в английской прессе.

В 09:20 лайнер затонул, унеся на дно множество людей. Среди погибших было 55 участников команды, 37 охранников, 243 итальянцев и 470 немца – всего 805 человек. Вот как это вспоминал свидетель сержант Норман Прайс (Norman Price):

«Я видел, как много человек облепили судно, как будто бы муравьи. Большая часть было утянуто судном под воду, в то время, когда оно, быстро сев кормой и задрав шнобель, скоро затонуло… Многие наряду с этим погибли, пробуя спрыгнуть в воду; иные были ранены, приводнившись на плававшие рядом обломки».

Помощь пришла спустя пара часов. Сперва над выжившими показалась четырёхмоторная летающая лодка «Сандерлэнд», которая скинула пакеты первой помощи, сигареты и провизию. Самолет час кружил над местом бедствия, ждя канадского эсминца «Сен-Лоран» (HMCS St.

Laurent), посланного с целью проведения операции по спасению.

Канадский эсминец «Сен-Лоран», спасший практически 900 человек с затонувшего лайнера. Своевременное прибытие корабля на место трагедии снизило вероятные утраты среди пассажиров и членов экипажа лайнера (https://en.wikipedia.org)

Эсминец израсходовал пять часов, дабы взять на борт оставшихся в живых. Принять людей из шлюпок было не самой тяжёлой задачей, намного сложнее было с теми, кто держался на воде, цепляясь за обломки. В воде было большое количество нефти, и измазанные люди не могли удержаться на ставшими скользкими канатах, скинутых с корабля.

Исходя из этого моряки с эсминца были вынуждены втягивать людей на борт посредством булиней.

К вечеру «Сен-Лоран» подобрал 868 человек, включая 586 итальянцев и немцев. Сейчас на эсминце, с учётом его экипажа, выяснилось около 1000 человек. Маленький корабль был практически забит людьми, для размещения которых были использованы все жилые помещения «Сен-Лорана» а также одна из его котельных.

Команда эсминца, как имела возможность, заботилась за спасшимися.

На следующий сутки «Сен-Лоран» доставил потерпевших кораблекрушение в Гринок. Отправленный за ним на место бедствия английский эсминец «Уолкер» (HMS самые) живых людей не нашёл. Следом море начало отдавать тела погибших: 30 июля 1940 года на ирландском побережье были обнаружены останки 71-летнего итальянца Эрнесто Моруцци (Ernesto Moruzzi) и ещё четырёх человек с погибшего лайнера.

В Августе Атлантика вынесла на ирландский берег 213 тел, из которых 35 были опознаны как жертвы «Арандоры Стар», а ещё 92 – как вероятные пассажиры лайнера. Остальные погибшие из-за долгого нахождения в воде идентификации не подлежали.

Английский актер итальянского происхождения Том Конти в роли полковника Лоуренса в известном фильме ««Радостного Рождества, господин Лоуренс» японского режиссера Нагисы Осимы. В фильме принимали участие такие звезды, как Дэвид Боуи и Такеши Китано. По иронии судьбы, Конти, будучи сыном интернированного в годы войны итальянца, сыграл в этом фильме британского офицера, попавшего в плен к японцам. Как выяснилось, будущее Конти кроме этого переплетена с катастрофой «Арандоры Стар».

В момент торпедирования на лайнере пребывали его будущий крестный отец Гаэтано Сибелли и приятель его отца Альфонсо Авелла. Им обоим посчастливилось выжить (http://www.bbc.com)

Но катастрофа спасённых итальянцев и немцев не закончилась. Эсминец доставил их в Шотландию, но они не были отпущены. Бывших пассажиров «Арандора Стар» опять послали в лагеря для интернированных, по окончании чего они всё-таки были вывезены с территории метрополии в Австралию.

Потерянные пользы

Мир определил о свершившейся трагедии на следующий сутки, 3 июля 1940 года, в то время, когда английская пресса заявила о торпедировании лайнера «Арандора Стар» на пути его следовании в Канаду с 1500 итальянцами и интернированными немцами на борту. Кроме этого сообщалось, что около 1000 человек были спасены. Пятью днями спустя ИА Рейтер назвало правильные цифры погибших.

Эта информация создала очень щекотливую обстановку для обеих противоборствующих сторон. У Германии показался предлог нанести по сопернику сильный агитационный удар, отомстив за истерию в прессе по окончании торпедирования германской подводной лодкой лайнера «Атения» в начале войны.

Определив о произошедшем, руководство кригсмарине начало прикидывать, как с пользой применять инцидент. В соответствии с записи в издании военных действий Управления войны на море от 9 июля 1940 года, выводы были сделаны следующие:

«Штаб ВМС просчитал пользу от применения в агитационных целях инцидента с потоплением следовавшего в Канаду английского пассажирского парохода «Арандора Стар», что привёл к жертвам среди германских и итальянских военнопленных. Возможно было постараться обвинить британцев в умышленном подведении под удар пленных и интернированных лиц с целью предотвращения атак английских судов германскими подлодками без предупреждения. Но, поскольку вражеская пропаганда не преминула бы раструбить о английском великодушии, вылившемся в перевозку этих лиц в Канаду подальше от воздушных налётов на Англию, и и прим и – пресса. автора], возможно, опять зациклилась бы на атаках без предупреждения со стороны германских подводных лодок, штаб ВМС решил не упоминать данный инцидент в германской прессе».

В следствии факт смерти практически 1000 человек, из которых пара сотен были немцами, был скрыт не только от экипажа U 47 , но и от всей германской общественности.

Групповой снимок интернированных итальянцев в лагере Фридирикшен, Канада, 1943 год (http://www.italiancanadianww2.ca)

Необходимо подчеркнуть, что будущее фактически предоставила Гюнтеру Прину шанс опередить действия капитан-лейтенанта Вернера Хартенштайна (Werner Hartenstein) на два года. Если бы U 47 всплыла по окончании атаки рядом со спасшимися, то, быть может, в истории войны вместо легендарного инцидента с U 156 и «Лаконией» (Laconia) показался бы инцидент с «Арандора Стар». Точно утверждать это нереально, поскольку не известно, решился бы Прин нарушить приказ №154, данный Деницем в конце 1939 года, либо нет:

«Не занимайтесь спасением людей; не берите их к себе; не заботьтесь ни о каких шлюпках с судна. близость земли и Погодные условия не имеют никакого значения. Вас обязана интересовать лишь безопасность вашей усилия и подлодки, приложенные, дабы достигнуть предстоящих удач как возможно скорее.

Мы должны быть жёсткими в данной войне. Неприятель начал войну, дабы стереть с лица земли нас, и, так, ничего другого от нас может не ожидать».

Так интернированные люди была заложниками двойственной обстановке. С одной стороны, это была незащищённость интернациональными законами, разрешившая собрать их на лайнере для депортации в Канаду, иначе – ожесточённые правила подводной войны, где польза от неожиданных атак судов ставилась выше, чем жизнь собственных граждан.

Всё это стало причиной тому, что потопление «Арандора Стар» стало первым в истории Второй мировой подобным инцидентом с смертью для того чтобы громадного количества гражданских. По неприятной иронии судьбы ими стали германские и итальянские граждане, погубленные германской подлодкой.

Создатель высказывает глубокую признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.

литература и Источники:

  1. NARA T1022 (трофейные документы германского флота)
  2. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  3. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. MittlerSohn, Hamburg – Berlin – Bonn, 2001
  4. Hogel G. Embleme, Wappen, Malings Deutscher U-boote 1935–1945 – Hamburg, Koehler Verlag, 2001
  5. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 1. Norderstedt
  6. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
  7. Дениц К. Германские подводные лодки во Второй мировой – М.: «Воениздат», 1964
  8. Карганов А.С. Тайная Скапа Флоу – СПб.: «Роза Ветров», 2011
  9. http://avalon.law.yale.edu
  10. http://www.naval-history.net
  11. http://www.uboat.net
  12. http://www.uboatarchive.net
  13. http://www.bluestarline.org
  14. http://historisches-marinearchiv.de
  15. www.wlb-stuttgart.de

Доктор Счастье. Мелодрама. ПРЕМЬЕРА 2017. Star Media


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: