Трагическая судьба линкора «бархэм»

Выстроенный в 1914 году «Бархэм» без шуток пострадал по время Ютландского сражения, а к началу Второй мировой уже считался устаревшим кораблем, вооружение и бронирование которого полностью не соответствовали новым требованиям. Последовавшие события подтвердили это, и 25 ноября 1941 года линейный корабль принял собственный последний бой…

Английский линкор «Бархэм», названный в честь адмирала Чарльза Миддлтона, 1-го барона Бархэма (1726–1813), был четвертым кораблем типа Queen Elizabeth (в русскоязычных источниках данный тип линейных кораблей известен как «Куин Элизабет» либо «Королева Елизавета»). Всего же существовали пять линейных кораблей этого типа (изначально планировалась постройка четырех судов, но правительство Малайи выразило желание оплатить постройку пятого корабля в качестве подарка метрополии):

Корабль

Верфь

Дата закладки

Дата спуска на воду

Дата вступления в строй

«Куин Элизабет»

линейный корабль «Уорспайт»

«Вэлиант»

линейный корабль «Бархэм»

«Малайя»

ВМФ, Портсмут

27.10.1912

16.10.1912

19.01.1915

ВМФ, Девенпорт

31.10.1912

26.11.1913

19.03.1915

«Фаерфилд», Глазго

31.01.1913

4.11.1914

19.02.1916

«Джон Браун», Клайдбэнк

24.02.1913

31.10.1914

19.10.1915

«Армстронг», Ньюкасл

20.10.1913

18.03.1915

19.02.1915

По начальному проекту линейные корабли должны были воображать собой пара увеличенную версию заложенных в январе-мае 1912 года линкоров Iron Duke (в русскоязычных источниках известны как «Айрон Дьюк»), но под влиянием управлявшего английское Адмиралтейство Уинстона Черчилля в проект были внесены значительные трансформации. Эти трансформации, казавшиеся сначала авантюрными, в итоге повергли в кораблестроителей и смятение адмиралов всей земли: орудия нового скоростного линейного корабля перевоплотили первые дредноуты, не говоря уже о более ранних броненосцах, фактически в беспомощные неподвижные мишени.

Тактико-технические характеристики

По своим габаритам новые линейные корабли незначительно отличались от предшественников типа «Айрон Дьюк»:

Тип линейного корабля

«Айрон Дьюк»

«Куин Элизабет»

Водоизмещение, т

Протяженность, м

Ширина, м

Осадка, м

29 560

30 750

189,8

195

27,4

27,6

9

9

Главными отличиями линейных кораблей этого типа от их предшественников стали ходовая главного установка и артиллерия калибра.

Трагическая судьба линкора «бархэм»

Линейный корабль «Бархэм», 1915 год. Установка орудия в башню главного калибра «В»

Источник: http://forummarine.forumactif.com
Оружие

Закладывая в 1905 году первый «battleship» называющиеся «Дредноут» (в русскоязычных источниках суда этого класса именуют «линкорами» либо «дредноутами»), ставший примером для подражания для многих флотов мира, британцы посчитали в полной мере достаточным вооружить его 305-мм орудиями. Но уже к 1910 году стало ясно, что 305-мм боеприпас на расстояниях более чем 50 кабельтовых (9,2 км) не может пробить броневой пояс судов соперника, а следовательно, поразить их крайне важные узлы (погреба снарядов, машинные отделения и котельные).

Единственным выходом из обстановки было увеличение огневой мощи орудий за счет повышения калибра. Первыми по этому пути пошли британцы, принявшие на вооружение 343-мм орудия (суда с подобным оружием в русскоязычной терминологии фигурируют как «сверхдредноуты»). Первоначально четыре линейного корабля типа «Куин Элизабет» предполагалось вооружить как раз такими 343-мм орудиями.

Но показавшаяся информация об опробованиях германской компанией «Крупп» 350-мм орудий, каковые якобы должны были поступить на вооружение новых линейных кораблей типа «Кениг», вынудила внести трансформации в проект. Глава отдела оружий Адмиралтейства адмирал Мур при помощи Уинстона Черчилля настоял на вооружении линейных кораблей орудиями калибра 381 мм, в то время еще пребывавшими в стадии разработки.

Калибр, мм

305

343

381

Главные баллистические эти английских орудий главного калибра

Масса орудия без замка, т

Масса боеприпаса, кг

Масса заряда, кг

Бронепробиваемость боеприпаса при вылете из ствола, мм

Бронепробиваемость боеприпаса на дистанции 9400 м, мм

66,7

76,2

98,7

386

635

871

139

134

194

426

439

457

284

318

356

Линейные корабли типа «Куин Элизабет» предполагалось вооружить десятью 381-мм орудиями, но в итоге решили ограничиться восемью орудиями, каковые расположили в двух носовых («А» и «В») и двух кормовых («X» и «Y») двухорудийных башнях. Начиная как раз с судов этого типа подобное линейно-возвышенное размещение орудий главного калибра (башни «В» и «Х» вели пламя соответственно в корму и нос поверх башен «А» и «Y») стало стандартным для линейных кораблей всей земли. Оружие новых линкоров не хватает испытанными орудиями было достаточно рискованным ответом, но благодаря ему линейные корабли типа «Куин Элизабет» существенно превосходили предшественников по огневой мощи, что разрешает экспертам выделять подобные суда в отдельную категорию (по русскоязычной терминологии – «сверхдредноуты второго поколения»).

Линейный корабль «Бархэм». Фото сделано по окончании 1936 года. Прекрасно видны башни главного калибра «А», «В» и орудия правой 152-мм казематной носовой батареи

Источник: http://waralbum.ru/

В качестве противоминной артиллерии для линейных кораблей выбрали шестнадцать 152-мм орудий. Выбор калибра с учетом последующего опыта двух мировых войн направляться признать очень успешным, чего нельзя сказать о размещении орудий, повторявшем проект «Айрон Дьюк». Двенадцать орудий размещались в носовой части на верхней палубе – по шесть в левой и правой казематных батареях, отделенных друг от друга переборкой толщиной в 50,8 мм, проходившей в диаметральной плоскости.

Три передних 152-мм орудия каждой батареи имели сектор обстрела 1° от диаметральной плоскости к носу и 119° – к корме на борт, остальные – в секторе от 13° до 135° на борт. Орудия были отделены друг от друга переборками толщиной 38 мм, а доступ к ним снабжал проход, тянувшийся на протяжении всей батареи. Главным недочётом аналогичных батарей было размещение передних орудий через чур близко к ватерлинии и носу, в следствии чего при сильном беспокойстве они захлестывались брызгами.

Установка резиновых прокладок между бортом и орудийными щитами, и металлических отражательных страниц сзади орудий пара снизила остроту неприятности, но морская вода проникала в казематы. Неудачным выяснилось и размещение на основной палубе четырех кормовых орудий.

Практически, ввиду затрудненности применения двух крайних кормовых орудий в открытом море, корабль изначально имел 90-градусную «мертвую территорию» для ведения огня в кормовой части (в 1915–16 годах эти орудия демонтировали ввиду их полной бесполезности). Казематные батареи уже к 1912 году стали явным анахронизмом и на линкорах более поздних проектов были заменены на двух- либо трехорудийные башни.

Линейные корабли типа «Куин Элизабет» взяли достаточно идеальную совокупность управления огнем. Управление огнем орудий главного калибра осуществлялось двумя постами центральной наводки, оборудованными дальномерами с базой 4,57 метра, помимо этого любая башня имела собственный дальномер и открытое визирное устройство горизонтальной наводки. При крайней необходимости огнем всей артиллерии главного калибра возможно было руководить из башни «В».

Для управления огнем 152-мм орудий кроме этого предполагалось оборудовать два поста, но практически устройства были взяты линейными кораблями намного позднее вступления в строй («Куин Элизабет» взял их в ноябре-декабре 1916 года, «Малайя» и «Вэлиант» – в апреле, а «Уорспайт» и «Бархэм» – в июле 1917 года).

Зенитное артиллерийское оружие линейных кораблей типа «Куин Элизабет» складывалось из двух 76-мм зенитных орудий, расположенных на баке по обе стороны от дымовой трубы. Слабость зенитного оружия линейного корабля стала ясна еще на протяжении Первой Мировой, исходя из этого в 1916 году было издано постановление о замене 76-мм зениток на 102-мм и установке двух дополнительных 102-мм орудий, но реализовали его намного позднее (так, на линейном корабле «Бархэм» 76-мм орудия заменили на 102-мм между январём 1924 года и ноябрём 1925 года, а дополнительные 102-мм орудия установили лишь в октябре-ноябре 1925 года). Минно-торпедное оружие линейных кораблей складывалось из четырех подводных торпедных аппаратов калибра 533 мм.

В 1918 году на башнях главного калибра («В» и «X») всех судов типа «Куин Элизабет» установили взлетные площадки для самолетов. Теоретически любой корабль должен был взять по одному разведчику и по одному истребителю, но на практике в общей сумме линейные корабли имели только 3 истребителей и 7 разведчика.

Линейный корабль «Бархэм», апрель 1934 года. Видны самолёт и взлётные площадки на башне «Х»

Источник: http://forummarine.forumactif.com
Силовая установка

Второй изюминкой линкоров типа «Куин Элизабет» была замена на них (в первый раз в истории строительства линейных кораблей) котлов со смешанным угольно-нефтяным отоплением на нефтяные. Мысль применения нефтяных котлов, снабжающих дальность хода и большую скорость, существовала довольно в далеком прошлом, но блокировалась политиками и интендантством, опасавшимися трудностей при снабжении судов нефтью, доставляемой с Ближнего Востока, вместо каменного угля из Англии, британских колоний и Уэльса.

Решение об установке нефтяных котлов было принято в июне 1912 года (по легенде, при равенстве голосов окончательное решение было принято благодаря голосу председательствовавшего Черчилля, засчитанному за два голоса). Четырехвальная силовая установка новых линейных кораблей складывалась из четырех турбин, передававших вращение напрямую на гребные валы, и двадцати четырех водотрубных котлов. В силу не до конца ясных обстоятельств суда приобретали ходовое оборудование разных производителей, наряду с этим компания «Браун-Кертис» поставляла турбины с различной конструкцией сопел.

Корабль

Турбина

Котел

«Куин Элизабет»

«Парсонс»

«Бабкок-Уилкокс»

«Уорспайт»

«Парсонс»

«Ярроу»

«Вэлиант»

«Браун-Кертис»

«Бабкок-Уилкокс»

«Бархэм»

«Браун-Кертис»

«Ярроу»

«Малайя»

«Парсонс»

«Бабкок-Уилкокс»

Неспециализированная мощность силовых установок одного линейного корабля составляла 75 000 л.с. (на «Вэлиант» – 71 112 л.с). Считается, что применение в составе силовой установки турбин «Браун-Кертис», подобных установленным на «Бархэм», и котлов «Бабкок-Уилкокс» имело возможность бы повысить ее мощность. Многие справочники говорят о большой скорости линкоров этого типа в 25 узлов, но на практике большая скорость составляла только 23–24 узла (в качестве обстоятельства в большинстве случаев именуют обрастание дна).

Большая дальность хода составляла 8600 миль на 12,5 узлах либо 3900 миль на большой скорости. Применение силовой установки нового типа значительно улучшило ходовые характеристики корабля (для сравнения, большая скорость хода линейных кораблей типа «Айрон Дьюк» составляла 21,3–21,6 узла, а большая дальность хода – 7780 миль при скорости в 10 узлов). Для энергоснабжения судов употреблялся постоянный ток напряжением 200 В, вырабатывавшийся двумя генераторами мощностью по 450 кВт, приводимых в воздействие нефтяными двигателями, и двумя турбогенераторами мощностью по 200 кВт.

Линейный корабль «Бархэм» в Скапа-Флоу. Фото сделано до 1918 года

Источник: http://tsushima.su/
Бронирование

Схема бронирования надводной части линкоров типа «Куин Элизабет» на первый взгляд повторяла схему бронирования линейных кораблей типа «Айрон Дьюк»:

Толщина брони, мм

«Айрон Дьюк»

«Куин Элизабет»

Пояс

102–305

102–330

Казематы

152

152

Траверзы

138–203

102–152

Барбеты

254

102–254

Башни

102–279

127–330

Палуба

25–64

25–76

Рубка

152–279

102–279

Но при проектировании главного броневого пояса конструкторами было решено, неоднозначно оцениваемое экспертами. Главная, самая толстая часть броневого пояса, предназначенная для прикрытия машинных погребов и отделений боезапаса, тянулась от барбета башни главного калибра «А» до барбета башни «Y» и складывалась из трех полос неспециализированной шириной около 4 метров. На «Айрон Дьюке» толщина бронеплит верхнего, нижнего поясов и среднего составляла соответственно 203, 305 и 229 мм.

На «Куин Элизабет» пропорция между толщинами плит была пересмотрена в сторону повышения до 330 мм толщины брони среднего пояса за счет уменьшения толщины брони верхнего пояса до 152 мм и нижнего пояса – до 203 мм. Большая часть экспертов, соглашаясь с уменьшением толщины нижнего пояса, пребывавшего при боевой осадке ниже ватерлинии, изначально высказывали сомнения в целесообразности ослабления верхнего пояса.

Отказ от угольных ям, интегрированных на более ранних линкорах в противоминную защиту, вынудил радикально пересмотреть защиту подводной части линейных кораблей типа «Куин Элизабет». Начальный проект предусматривал установку противоторпедных сетей, но в июле 1912 года от них было решено отказаться из-за громадной массы стрел для сетей (до 120 тысячь киллограм), к тому же моряки думали, что противоминные сети являются через чур сложными в эксплуатации и уязвимыми для огня артиллерии.

В окончательном варианте защита складывалась из двух продольных переборок толщиной 50,8 см, тянувшихся от носового до кормового торпедного отсека и от средней палубы до днища на удалении 1,8–2,4 метра от борта. Их оконечности замыкали поперечные переборки толщиной кроме этого в 50,8 см. Примененная на судах двухуровневая защита (боеприпас попадал конкретно в борт корабля, что, в лучшем случае, приводило к погашению взрыва противоминной продольной переборкой и затоплению части отсеков) значительно уступала уже существовавшей к тому времени трехуровневой совокупности, предусматривавшей наличие противоминных утолщений либо булей (боеприпас попадал в противоминное утолщение, и оно должно было полностью поглотить энергию взрыва, не допуская попадания забортной воды вовнутрь корабля).

Участие в Первой мировой

В начале Первой Мировой линкор «Бархэм» являлся флагманским кораблем 5-й эскадры линейных кораблей, включавшей кроме этого однотипные «Уорспайт», «Вэлиант» и «Малайя». Эскадра участвовала в Ютландском сражении, в котором попала под сосредоточенный пламя всего германского Флота открытого моря (отмечено попадание 17 снарядов калибра 280 и 305 мм). Самый пострадали шедшие головным «Бархэм» (попало шесть 280-мм снарядов, убито и ранено 63 человека, ремонт занял 33 дня) и замыкающим – «Малайя» (попало семь 305-мм снарядов, убито и ранено 96 человек, ремонт занял 24 дня). При оценке результативности огня 5-й эскадры историки в большинстве случаев ссылаются на Ю. Корбетта («Операции британского флота в мировую войну»):

«Залпы ложились одновременно и весьма кучно, и немцы не скрывают собственного восхищения перед управлением огнем на «Бархэме». Согласно их точке зрения, германские суда избежали смерти лишь благодаря нехорошим качествам британских трубок (взрывателей)».

Но по факту, взяв 17 попаданий, британские линейные корабли ответили всего шестью. Оценить уровень повреждений лишь только от 381-мм снарядов достаточно тяжело.

Совершенно верно известно только то, что в следствии попаданий двадцати одного боеприпаса большого калибра (а также пяти 381-мм снарядов) и одной торпеды германский линейный крейсер «Зайдлиц» принял 8500 тысячь киллограм воды, но смог самостоятельно добраться до базы, а в следствии шести попаданий (трех 305-мм, двух 343-мм и одного 381-мм боеприпаса) в линейный крейсер «Фон дер Танн» был затруднен накат орудий главного калибра в средних башнях и затоплено румпельное отделение, но, не обращая внимания на принятые 600 тысячь киллограм воды, корабль продолжил бой и в будущем возвратился на базу. Анализ повреждений, взятых в Ютландском сражении, вынудил британцев задуматься о совокупности бронирования линейных кораблей типа «Куин Элизабет».

Территория попадания

К-во снарядов

Калибр попавших снарядов, мм

Корабль

Последствия попадания боеприпаса

Средняя полоса броневого пояса

2

280

«Бархэм»

Бронирование под действием боеприпаса (в месте его удара) было смещено со собственного места и вдавлено вовнутрь на 19 см

305

«Малайя»

Бронирование не было пробито, но взяло некое смещение вовнутрь корпуса

Верхняя полоса броневого пояса

3

280

«Бархэм»

Бронирование пробито, в следствии внутреннего взрыва стёрта с лица земли радиорубка, убито 26 и ранено 37 участников команды

280

«Бархэм»

Пробито бронирование между верхней и основной палубами, взрыв в корабля привёл к пожару

280

«Бархэм»

Бронирование пробито, взрыв в помещении под полубаком

Нижняя полоса броневого пояса

2

305

«Малайя»

Образование пробоин в подводной части в районе нефтяных цистерн с затоплением водой бортовых отделений и с возникновением большого крена

Палуба

4

280

«Бархэм»

Пробито бронирование палубы полубака, взрыв в корабля

280

«Бархэм»

Пробито бронирование, взрыв между верхней и основной палубами

305

«Малайя»

Пробито бронирование, взрыв в 152-мм батареи правого борта, сильный пожар

305

«Малайя»

Пробито бронирование, взрыв в 152-мм батареи правого борта, сильный пожар

Башни

1

305

«Малайя»

Бронирование не пробито, но сорваны болты крыши башни «Х», которая вздрагивала при каждом последующем залпе

Другие

1

305

«Малайя»

Попадание в лазарет стёрло с лица земли оборудование, лекарства, убито пара пребывавших в том месте раненых и больных

Усиленная средняя полоса броневого пояса и броневая защита башен главного калибра доказали собственную свойство выдерживать попадания 305-мм снарядов, основной же недочёт бронирования пребывал в недостаточной толщине верхней и нижней полос палубы и броневого пояса. Недочёт бронирования палубы был особенно ясен в свете развития тогдашней авиации. Также, по опыту Первой Мировой британцы заключили о неэффективности противоминной защиты существовавших английских линкоров. Недочёты защиты надводной и подводной частей были страшны в равной степени, но английское Адмиралтейство решило сосредоточиться на противоминной защите:

«В случае если в будущем появится возможность войны с высококлассной морской державой (а на данный момент об этом нет и речи), возможно будет возвратиться к вопросу о защите палуб не только от нападения с воздуха, но и от навесного огня артиллерии».

Но кроме того в части противоминной защиты Адмиралтейство ограничилось полумерами, доказывая отказ от полной замены бронирования в пользу сооружения булей тем, что последнее мероприятие было намного дешевле: 200 000 фунтов против 350 000.

Линейный корабль «Бархэм». Фото сделано в 20-х годах

Источник: http://tsushima.su/
Модернизации межвоенного периода

На линкорах типа «Куин Элизабет» работы осуществлялись поочередно в два этапа и растянулись на период с 1922 по 1941 год. Линейный корабль «Бархэм», появлявшийся пятым кораблем в очереди, успел пройти лишь первый этап модернизации во время с января 1931 по январь 1934 года.

На протяжении модернизации «Бархэм» оборудовали противоторпедными булями, поделёнными по горизонтали на верхнюю (закрывала броневой пояс) и нижнюю (простиралась от дна до нижней кромки броневого пояса) части. Между внешней противоторпедной переборкой и стенкой буля размешались продольные пространства: полость буля, полость двойного дна и внешний отсек.

междудонное пространство и Внешний отсек предполагалось применять как топливные цистерны и в один момент – как часть защитной совокупности. Теоретически противоминная защита каждого корабля должна была выдерживать взрыв торпедной боеголовки массой 335 кг. В зоне основных артиллерийских погребов, где топливные цистерны отсутствовали (что снижало эффективность подводной защиты), к бортам были пристроены водозащитные отсеки.

Эти отсеки, оборудованные насосами, размешались у бортов, в междудонном пространстве, и во внешней полости буля. На протяжении модернизации средняя палуба над погребами была усилена 102-мм броней, а тыльная сторона каждого каземата 152-мм орудий – перекрыта переборкой из 38-мм страницы, которая, как вычисляли, владела достаточной прочностью, дабы задержать осколки тяжелых снарядов и бомб.

Линейный корабль «Бархэм» в мальтийском порту Ла-Валетта. 1 сентября 1936 года

Источник: http://forummarine.forumactif.com

Стандартная модернизация артиллерийского оружия английских линкоров в межвоенный период предусматривала:

  1. Повышение угла подъема орудий главного калибра, что разрешало расширить дальность стрельбы;
  2. Замену противоминных орудий на универсальные орудия;
  3. Установку зенитных автоматов;
  4. Установку радаров.

Модернизация артиллерийского оружия носила очень ограниченный темперамент и свелась к:

  1. Замене во второй половине 30-ых годов XX века четырех 102-мм зениток на четыре двухорудийные 102-мм установки;
  2. Установке трех восьмиствольных 40-мм зенитных автоматов (два установлены во второй половине 30-ых годов двадцатого века и один – в первой половине 40-ых годов двадцатого века) и четырех 12,7-мм пулеметов (по два в 1936 и 1941 годах).

Информацию об установке на линейном корабле радаров отсутствуют. Модернизация английских линейных кораблей, в большинстве случаев, сопровождалась полным либо частичным демонтажем торпедных аппаратов. Не стал исключением и «Бархэм», с которого в первой половине 40-ых годов двадцатого века были демонтированы носовые аппараты.

Громаднейшей модернизации подверглось авиационное оружие корабля: в 1933–1936 годах на нем демонтировали взлетные платформы на башнях «В» и «Х», а вместо них установили катапульту типа «EI-Т», разрешавшую осуществлять запуск гидросамолета «Фейри-IIIF» (в первой половине 40-ых годов двадцатого века катапульту приспособили для запуска гидросамолета «Суордфиш»).

На протяжении модернизации стандартное водоизмещение корабля возросло до 31 350 тысячь киллограм, а полное – до 35 970 тысячь киллограм, что отрицательно сказалось на его скоростных чертях.Однако, замена элементов силовой установки не проводилась, а полученная на ходовых опробованиях большая скорость в 22,3 узла кроме этого была растолкована нехорошим состоянием дна.

К началу Второй мировой линейный корабль «Бархэм» являлся устаревшим кораблем, бронирование, зенитное вооружение и противоминная защита которого полностью не соответствовали новым требованиям, что и подтвердили последовавшие события.

28 декабря 1939 года «Бархэм», в первые месяцы войны привлекавшийся к сопровождению конвоев в Индийском и Атлантическом океанах, был атакован германской подлодкой U-30 к северу от Гебридских островов. Теоретически противоминная защита должна была свести к минимуму ущерб от попадания, но на практике попадание торпеды в левый борт на уровне носовых погребов боезапаса орудий главного калибра стало причиной образованию в буле пробоины длиной 9,75 м и шириной 5,2 м с последующим затоплением артиллерийских погребов и прилегающих отсеков.

Крен корабля на левый борт, достигший 7°, удалось остановить и выпрямить лишь методом перекачки нефти (что-то подобное было проделано на однотипном линейном корабле «Малайя» в 1916 году). По окончании трехмесячного ремонта в Ливерпуле линейный корабль перевели в Средиземное море, где 27 мая 1941 года он был поврежден в следствии воздушного налета германских пикирующих бомбардировщиков.

Наряду с этим самым страшным для корабля стало не прямое попадание 250-кг бомбы в башню главного калибра «Y», приведшее всего лишь к образованию отверстия диаметром 457 мм и потушенному через 20 мин. пожару, а взрыв 250-кг бомбы в воде рядом с бортом. В следствии взрыва в борте появилась пробоина 6 на 4,9 метра, но появившийся крен в 1,5° был оперативно компенсирован произведенной перекачкой нефти на другой борт. Работы по устранению повреждений заняли два месяца, по окончании чего линейный корабль вышел в собственный последний поход.

Смерть линейного корабля «Бархэм»

25 ноября 1941 года в 16 часов 25 мин. (в английских источниках упоминается время «4.25 p.m.», что время от времени ведет к разночтениям) «Бархэм», следовавший в направлении Бенгази вместе с однотипными линейными кораблями «Куин Элизабет» и «Вэлиант» в сопровождении восьми эсминцев, был атакован германской подлодкой U-331 у ливийского побережья в точке с координатами 32 градуса 34 60 секунд северной градусов и 26 широты 24 60 секунд восточной долготы. Немцы произвели залп из четырех торпед, три из которых попали в левый борт между башней и дымовой трубой «Y». По окончании попаданий линейный корабль скоро накренился и лег на борт, а в 16 часов 29 мин. прогремел взрыв, практически уничтоживший корабль.

Линейный корабль «Бархэм» накреняется. 25 ноября 1941 года

Источник: http://waralbum.ru/

Линейный корабль «Бархэм» лег на борт. 25 ноября 1941 года

Источник: http://waralbum.ru/

Взрыв линейного корабля «Бархэм». 25 ноября 1941 года

Источник: http://waralbum.ru/

Таковой была смерть линейного корабля. В следствии взрыва погиб начальник «Бархэма» капитан первого ранга человек и 861 Кук из команды. Обстоятельством взрыва принято вычислять детонацию снарядов кормового погреба орудий главного калибра. Согласно точки зрения рабочей группы, расследовавшей события смерти «Бархэма», детонация была позвана пожаром в погребах снарядов 102-мм орудий.

Согласно точки зрения же спасшегося при взрыве адмирала Придхэм-Уиппела к трагедии привело попадание торпеды. И все же подлинной причиной смерти «Бархэма», вероятнее, стало желание английского Адмиралтейства сэкономить 150 000 фунтов на модернизации противоторпедной защиты корабля.

History channel — Гибель линкора «Royal Oak»


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: