Тринадцать негритят: трагическая судьба первых фрегатов континентального флота

Сейчас американский армейский флот объективно есть наибольшим и сильнейшим флотом мира. Но, очевидно, так было не всегда. На самой заре собственной истории он очень сильно уступал по всем параметрам собственному яркому сопернику – флоту Англии.

Будущее первой серии американских фрегатов была трагичной, но начало современного американского флота было положено как раз ими.

Быть либо не быть?

К осени 1775 года стало ясно, что восстание тринадцати американских колоний может закончиться поражением, если не удастся отыскать достаточных источников провианта, амуниции и вооружения — партизаны были весьма не хорошо вооружены и обмундированы. Одним из способов ответа данной неприятности было избрано каперство.

13 октября 1775 года Континентальный Конгресс проголосовал за то, дабы снабдить два 10-пушечных рейдера, укомплектовать их командами по 80 человек и отослать в крейсерство на три месяца. Как раз эту дату принято вычислять днём рождения US Navy. Главной задачей для рейдеров намечался перехват идущих в Америку английских судов с оружием и продовольствием.

Споры незадолго до были жаркими, многие депутаты думали, что снаряжение каперов — это поспешный и глупый вызов самому могущественному флоту мира. Представитель Мэриленда Сэмьюэл Чейз так и заявил: «Строительство Континентального флота — это самая безумная мысль в мире», и многие парламентарии с ним дало согласие. Но решающими были кроме того не слова, а действия правительства Род-Айленда и генерала Вашингтона.

5 октября в Бостоне была взята информация о том, что к Квебеку на протяжении атлантического побережья направляются 2 английских брига, загруженных провиантом, порохом и обмундированием, причём суда совсем не вооружены. Вашингтон, определив об этом, приказал безотлагательно снарядить три шхуны для перехвата британского конвоя, и начать переоборудование в Бостоне двух каперов. История умалчивает, удалось ли перехватить английские бриги, но в итоге 13 октября Конгресс был должен зафиксировать де-юре то, что уже случилось де-факто – рождение Континентального флота.

Тринадцать негритят: трагическая судьба первых фрегатов континентального флота

Континентальный Конгресс, 1775 год
Фрегаты регулярного флота

Ставка на каперы была не единственной. 11 декабря того же 1775 года была создана рабочая группа из 12 человек по «разработке совокупности строительства, финансового обеспечения и базирования Континентального флота республики». Два дня спустя, 13 декабря, было издано постановление о постройке 13 фрегатов (по пять 32-пушечных и 28-пушечных и три 24-пушечных) – базы нового американского флота.

Ставилось условие, что к марту 1776 года они должны были войти в строй. С целью этого строительство было распределено следующим образом: один фрегат строился в Нью-Гемпшире, два – на верфях Массачусетского залива, один в Коннектикуте, два – на Род-Айленде, два в Нью-Йорке, четыре в Пенсильвании и один в Мериленде. Для постройки новых фрегатов Конгресс выделил 666 666 американских долларов, а всего строительство должно было обойтись в 866 666 долларов. Как велика была эта сумма по тем временам?

Давайте сравним со ценой британских судов.

В случае если поделить сумму в 866 666 долларов на 13 судов, окажется по 66 666 американских долларов, либо по 13 330 британских фунтов, за фрегат. 32-пушечный британский фрегат «Монреаль», выстроенный в первой половине 60-ых годов восемнадцатого века, обошёлся англичанам в 11 503 фунта стерлингов, а 24-пушечный «Тартар» (1756 года постройки) – в 8 558 фунтов. Строительство 28-пушечных фрегатов обходилось британцам приблизительно в 10 тысяч фунтов.

Гавань Филадельфии, 1775 год

Цена судов колониальной постройки всегда была немного выше, что и отражает сумма принятых Конгрессом ассигнований.

Наименование корабля

Пушки

Место строительства

Raleigh

32

Портсмут (Нью-Гэмпшир)

Hancock

32

Салсбери (на реке Меримак)

Boston

24

Салсбери (на реке Меримак)

Warren

32

Провиденс

Providence

28

Провиденс

Trumbull

28

Чатэм (Коннектикут)

Montgomery

28

Поукипсай (на реке Гудзон)

Congress

24

Поукипсай (на реке Гудзон)

Randolph

32

Филадельфия

Washington

32

Филадельфия

Effingham

28

Филадельфия

Delaware

24

Филадельфия

Virginia

28

Балтимор

Самыми тяжёлыми орудиями на этих судах должны были стать 18-фунтовые пушки, на верхней палубе ставились орудия калибром не более 4 либо 6 фунтов.

13 декабря 1775 года по праву можно считать днём рождения регулярного американского флота.

13 негритят

Как же сложилась будущее этих первенцев американского флота?

В августе 1777 года в Чесапикский залив вошла большая британская флотилия: 70-пушечный корабль «Саммерсет», 64-пушечный «Аугуста», 50-пушечный «Айсис», 44-пушечный «Робак», 32-пушечный «Перл», 28-пушечный «Ливерпуль», 20-пушечная «Камилла» и ещё около 20 транспортных судов и военных. До тех пор пока английская армия, высадившаяся в 50 милях от Филадельфии, сражалась с армиями повстанцев, флот англичан пробовал прорваться в реку Делавэр.

Выстроенные, но неоснащённые американские фрегаты «Рандольф», «Вашингтон», «Эффингем» и «Делавэр» 23 сентября увели вверх по реке, а 25 сентября Филадельфия пала. Тем временем отряд английского коммодора Эндрю Хэммонда сражался с береговыми фортами в устье Делавэра. 22 октября 64-пушечный корабль «шлюп» и Аугуста «Мерлин» вылетели на мель наоборот американского форта Ред Бэнк. На неподвижных судах американцы сосредоточили целый собственный пламя.

Британские суда под градом бомб и ядер пара раз пробовали стащить «Аугусту» с мели, но напрасно. В итоге 23 октября то ли от случайной бомбы, то ли по недосмотру утомившейся от сражения команды английский 64-пушечник взлетел на воздушное пространство. Пожар начался с кормы, распространился весьма скоро, а взрыв был таковой, что в оккупированной Филадельфии его «почувствовали как землетрясение».

Однако, к началу ноября американская защита был прорвана, и американцы были вынуждены сжечь 32-пушечный «Вашингтон», 28-пушечный «Эффингем» и 24-пушечный «Делавэр», дабы они не достались неприятелю.

Бой 64-пушечного английского корабля «Аугуста» у форта Ред Бэнк

Чуть ранее, 6 октября 1777 года, по той же причине в устье Гудзона были сожжены ещё два американских фрегата, 28-пушечный «Монтгомери» и 24-пушечный «Конгресс».

Перефразируя известную считалочку из романа Агаты Кристи, возьмём: «Пять не смогли проснуться, их осталось восемь».

32-пушечный «Хэннок» успели оснастить к 21 мая 1777 года. Он вышел в море и неподалеку от Бостона захватил торговый бриг. 7 июня в компании с «Бостоном» данный фрегат смог захватить 28-пушечный английский фрегат «Саммерсет».

8 июля 1777 года «Хэннок» столкнулся шнобель к носу с 44-пушечным английским кораблём «Рэйнбоу» и по окончании 29-часовой погони был должен сдаться.

«Восемь негритят в Девон ушли позже, один не возвратился, остались всемером»

28-пушечный фрегат «Вирджиния» был достроен в Балтиморе в августе 1776 года. Четыре раза он выходил в крейсерство (в мае, октябре, декабрь и ноябрь 1777 года), но совсем неудачно. С «Вирджинии» бежали матросы, прельщённые значительно более высокой оплатой у каперов-частников. Наконец, в январе 1778 года капитан фрегата Джеймс Николсон был должен признать, что из-за некомплекта команды он кроме того не имеет возможности вывести корабль из дока.

Благодаря мерам, принятым губернатором Мериленда Томасом Джонсоном, экипаж был пополнен, но при попытке 31 марта 1778 года выйти в Чесапикский залив фрегат вылетел на мель прямо наоборот города Хэмптон. Скоро на горизонте показались англичане – шлюп «Сапфайр» и фрегат «Конкерор». На судне началась паника, Николсон спустил шлюпку и вместе с судовыми документами покинул корабль, а экипаж выкинул белый флаг.

«Семь негритят дрова рубили совместно, зарубил один себя — и осталось шесть их»

32-пушечный фрегат «Рейли» был построен 21 мая 1776 года. В следующем году его оснастили, и 12 августа 1777 года «Рейли» вышел в море к побережью Франции. В том месте фрегат захватил английские торговые бриг и шхуну.

Столкнувшись 4 сентября с британским шлюпом «Друид», «Рейли» смог нанести ему незначительные повреждения, но вышел из боя, не рискнув сразиться в ближнем бою с британцами.

29 декабря фрегат достиг французского Лориана, где пополнил запасы и проследовал к Сенегалу. Тут «Рейли» захватил английское торговое судно. После этого фрегат совершил ещё один трансатлантический переход и 9 марта 1778 года достиг Малых Антильских островов, где был обнаружен английскими 20-пушечным шлюпом «Ариадна» и 18-пушечным шлюпом «Серсея».

Суда Континентального флота «Альфред» (на главном замысле) и «Рейли» (далеко)

Не обращая внимания на то что «Рейли» имел на основной палубе 18-фунтовые пушки и по весу бортового залпа превосходил оба английских корабля, капитан слабохарактерно поднял белый флаг. Фрегат был захвачен.

«Шесть негритят пошли на пасеку гулять, одного ужалил шмель, их осталось пять»

32-пушечный фрегат «Рэндольф» вошёл в строй в середине октября 1776 года. 3 февраля 1777 года он вышел в море, крейсировал до 11 марта, по окончании чего свернул крейсерство из-за эпидемии жёлтой лихорадки.

Фрегат поднялся на ремонт и карантин, но его как будто бы преследовал не добрый рок: на протяжении нахождения в Чарльстоне (Южная Королина) в него два раза (!!! — быть может, единственный случай в истории) попадала шаровая молния. Первая очень сильно повредила корму, а вторая расколола пополам фок-мачту.

Выйдя в крейсерство 1 сентября, «Рэндольф» смог захватить 5 английских судов с богатым грузом, препроводил призы в собственный порт и опять вышел в море 14 февраля 1778 года. В этом случае фрегат отправился к Флориде. 7 марта около 21.00 вперёдсмотрящие с «Рэндольфа» увидели паруса одинокого корабля.

Незнакомец "настойчиво попросил" холостым выстрелом поднять знамёна на «Рэндольфе». На фок-мачте фрегата взвилось звёздно-полосатое знамя, и американец отправился в наступление. Позднее выжившие с американского фрегата утверждали, что спутали английский 64-пушечный линкор «Ярмут» с громадным торговым шлюпом. Финиш американца был предсказуем – залп 32-фунтовых орудий с английского линейного корабля практически порвал американский фрегат.

Одно из ядер пробило стены крюйт-камеры, и в следствии взрыва на месте 32-пушечного фрегата «Рэндольф» появилась вспышка броского огня и облако дыма вперемешку с обломками. Из 315 американских моряков выжило только 4 человека.

Бой фрегата «Рендольф» и корабля «Ярмут». Картина в военно-морской академии США в Пенсаколе

Взрыв был такими сильным, что пламя поразил кроме того паруса и такелаж «Ярмута». Потом экипаж «англичанина» полдня исправлял повреждения.

«Пять негритят судейство учинили, казнили одного, осталось их четыре»

32-пушечный «Уоррен» был выстроен и оснащён в декабре 1776 года. Войдя в реку Провиденс в январе 1777-го, он предсказуемо вмёрз в лёд. На протяжении зимовки взял значительные повреждения, проторчал на верфи практически год, и лишь 8 марта 1778 года вышел в море.

Захватил 2 приза, на зиму 1778-го остался в Бостоне. На протяжении летнего крейсерства смог захватить 7 торговых британских судов, а 19 июля участвовал в неудачной Пенобскотской экспедиции. Войска повстанцев были рассеяны англичанами, а «Уоррен» 14 либо 15 августа, чтобы он не попал в руки соперника.

«Четыре негритёнка пошли купаться в море, один попался на приманку, их осталось трое»

28-пушечный «Провидэнс» и 24-пушечный «Бостон» были направлены для защиты Чарльстона в декабре 1779 года. 12 мая 1780 года город пал, и оба фрегата были захвачены соперником.

Теоретический чертёж 24-пушечного американского фрегата «Бостон»

«Трое негритят легли на солнцепёке, двое сгорело — и вот один, несчастный, одинокий»

28-пушечный американский фрегат «Трамбулл» прославился боем с 32-пушечным капером британцев «Ватт». В следствии боя жесточайше повреждённый «Ватт» затонул, но и американец еле доплёлся до собственного порта, утратив в сражении 30 человек ранеными и убитыми.

Американский фрегат «Трамбулл»

8 августа 1781 года последний из первой серии фрегатов Континентального флота столкнулся с 32-пушечным фрегатом «Айрис» (по иронии судьбы, это был бывший собрат «Трамбулла» – захваченный британцами в 1779-м году «Хэннок») и 18-пушечным шлюпом «Генерал Монк». Бой происходил в полной темноте, на протяжении тропического ливня, британцы смогли окружить американское судно с носа и с кормы, и по окончании упорного сопротивления «Трамбулл» сдался.

Не смотря на то, что утраты были маленькими, корабль повстанцев был очень сильно повреждён на протяжении боя и еле-еле дошёл до Нью-Йорка, где был реализован на дрова.

«Последний негритёнок поглядел устало, он отправился повесился, и никого не стало»

Будущее Континентального флота была плачевной, и это относится не только 13 фрегатов. К 1780–1781 годам практически все суда — и регулярные, и частные — были стёрты с лица земли либо захвачены британцами. Практически, на море США спас французский флот, без которого американцам было нужно бы весьма туго.

Аагата Кристи 10 негритят. Считалочка (вариант #1)


Темы которые будут Вам интересны: