Троянская война

Троянская война
    Ничего похожего на людское море не отмечается
    На снимках — фактически все реально существовавшие суда. Другое — иллюзии

Берегите кактусы

Окрестности Трои — море, где должна была разместиться тысяча судов, вид и песчаное побережье на городскую стенке — снимали в Мексике, в местечке называющиеся Лос-Кабос. Тамошние власти, озабоченные проблемами экологии, дали разрешение на съемки лишь при том условии, что не пострадают местные неповторимые черепахи и весьма редкие кактусы, которыми заросло побережье.

Кактусы следовало убрать, дабы очистить будущее поле битвы. Продюсеры наняли биологов, задачей которых начало пересчитать все кактусы и снабдить любой из них биркой с заглавием. Затем 4 тысячи кактусов были выкопаны из почвы (вручную!) и перевезены в особый питомник, где их держали до окончания съемок. Тогда любой кактус был высажен обратно — на то же место, откуда его забрали.

Что же касается черепах, то два эксперта на пляже и все время съемок круглосуточно его охраняли, собирая черепашьи яйца и помещая их в инкубатор.

Контролируемый пожар

По окончании очистки побережья началось строительство внешней стенки и городских ворот Трои. За четыре месяца было выстроено 170 метров стенки, которую позднее посредством компьютерной графики продлили в обе стороны до нужной длины.

Декорация самого города была выстроена на Мальте, в военного упрочнения XVII века, и стала одной из самых громадных в мире. Дома, площадь и торговые ряды строили 200 британских рабочих и нанятые им в помощь мальтийские ремесленники. Кое-какие улицы, но, стали продуктом компьютерной графики английской студии The Moving Picture Co.

Последней сценой, которую снимали в этих декорациях, стал пожар Трои. «Это был один из самых громадных пожаров в кино со времен «Унесенных ветром», — говорит важный за эффекты в фильме Джосс Уильямс. Он отмечает, что, в отличие от ветхого фильма, в «Трое» применение огня строго контролировалось. Команда Уильямса проложила под «городом» целую совокупность газовых труб протяженностью в пара километров.

Эти трубы были подсоединены к баллонам с жидким пропаном, и 350 отдельных клапанов разрешали по команде пиротехников производить горючее в жидкой либо газообразной форме. Само собой разумеется, было нужно совершить нужное количество репетиций и позвать — на всякий случай — пара автомобилей «скорой помощи», каковые дежурили в течение съемок всех «огнеопасных» эпизодов. К счастью, их услуги не пригодились.

Как двигался троян

Троян, воплощение коварства и греческого хитроумия, был выстроен фактически «в натуральную величину» (около 12 метров высотой). Собирали его на Shepperton Studios в Лондоне — по отдельности нижнюю часть корпуса с ногами и верхнюю часть, с головой. Коня изготовили из стекловолокна и стали, а позднее покрасили «под дерево» — другого материала у его строителей в древние времена не было под рукой.

Вся конструкция весила 11 тысячь киллограм и была собрана полностью лишь пара месяцев спустя, на Мальте.

В этот самый момент перед съемочной группой появилась вторая неприятность: как совершить тяжелого коня через ворота Трои? Техническое ответ посоветовал документальный фильм о том, как египтяне строили пирамиды и передвигали массивные каменные блоки на бревнах. Съемочная несколько «Трои» решила воспользоваться опытом древних. Через ворота были проложены бревна, а на коня установлена совокупность кабелей и канатов.

При обработке отснятого материала на компьютере все эти подробности из кадра убрали — так, дабы казалось, что коня тащат жители.

Перечень судов

Тысяча греческих судов отправилась в путь за красивой Еленой.

В составе той впечатляющей флотилии, которую мы видим на экране, настоящих судов лишь два. Другое — цифровые модели.

Настоящие суда строили на Мальте, и они были полностью функционирующими. «Это настоящие шедевры с позиций разработки», — вычисляет живописец-постановщик Найджел Фелпс. Суда должны были отвечать всем правилам техники безопасности, и исходя из этого было нужно строить потайные отделения для спасательных жилетов и шлюпок — греческое флотоводство всего этого не предусматривало.

Каждое судно имело возможность сойти на экране за пара различных судов — стоило лишь заменить паруса и фигурку на носу. Для сцен высадки греков на побережье Мексики выстроили еще три корабля полностью и два — только наполовину. Все они были древесными, и спускать их на воду не предусматривалось.

Другие же суда были созданы на персональных компьютерах в Лондоне, на студии Framestore CFC — самой громадной компьютерной анимации и студии спецэффектов в Европе. По словам технического директора проекта Лорана Хугеньо, главным в работе над «Троей» стала так называемая «ДНК» для греческих судов. Пять вариантов корпуса, пять вариантов носа и практически сотня вариантов парусов (нарисованных при помощи программы цифровой симуляции ткани SyFlex) — комбинируя эти элементы, возможно было взять нескончаемое множество судов, совсем не похожих друг на друга.

Сейчас оставалось расставить суда по поверхности моря. У данной работы — собственные хитрости. «Дабы засунуть цифровой элемент в кадр, необходимы определенные точки отсчета, — растолковывает сотрудник Framestore CFC Джон Тум. — В открытом море таких стабильных точек нет». В итоге на протяжении побережья растянули веревку с буйками, привязанную между двумя лодками.

Буйки расположили через равные промежутки. Оператор снимал безлюдной океан с буйками, а позднее на персональных компьютерах на протяжении них размещали суда. Операция эта заняла пара месяцев.

ИИ для виртуальных статистов

Один из самых эффектных кадров в фильме — панорама побережья с вертолета, продолжающаяся менее 60 секунд. В этом кадре появляется 40 судов, уже достигших берега, пара тысяч солдат, разгружающих трюмы и разбивающих лагерь, готовящиеся к высадке сотни и моряки судов на подходе. Всего в данной сцене занято 600 «живых» статистов — и ни одного настоящего корабля. «Кроме того я не всегда знаю, где начинаются цифровые эффекты, а где отечественные статисты, — восхищается Вольфганг Петерсен. — Я думаю, мы пошли дальше, чем создатели «Властелина колец», по причине того, что технологии весьма скоро изменяются».

«Виртуальные статисты» для «Трои» были созданы с применением программы «Эндорфин», созданной на базе изучений Оксфордского университета. Эта программа разрешает цифровым персонажам проявлять в полной мере человеческие реакции и накапливать опыт на протяжении неестественного аналога процесса эволюции. Будучи всего один раз запрограммированы, персонажи в будущем способны реагировать на разные обстановки самостоятельно и разнообразно, в зависимости от эпизода.

Так, виртуальные статисты в «Трое» по-различному действуют при взрывах: одни прикрываются щитом, другие падают, третьи приложив все возможные усилия пробуют удержаться на ногах.

До недавнего времени самым громадным успехом в области применения компьютерных статистов для массовых сцен была программа «Massive», которую новозеландская студия Weta Digital создала специально для трилогии «Властелин колец». На английской The Moving Picture Co., которой поручили работу с массовыми сценами для «Трои», вначале разглядывали возможность приобретения лицензии на «Massive».

Но стало известно, что на продажу выставлена лишь упрощенная версия, в которой отсутствует часть нужных функций. К тому же сорок тысяч долларов за лицензию — дорого, в случае если таких лицензий требуется 20 штук, по числу занятых в продукции серверов. В Лондоне сделали вывод, что несложнее будет создать подобную программу самим, и совладали с данной задачей за 15 месяцев.

Программа складывалась из базы данных по перемещениям (сокращенно Emily, от Motion Library Editor) и подпрограммы для анимации (сокращенно Alice). Для начала на студии совершили процедуру motion capture, зафиксировав на цифровые камеры 90 разных перемещений, причем любая сессия продолжалась не продолжительнее двух мин.. Emily поделила полученные отрывки на сегменты по 8 кадров в каждом, и оказалась «библиотека перемещений» более чем из тысячи фрагментов.

Любой фрагмент анализируется и сопоставляется с другими, предоставляя фактически неограниченные возможности для предстоящего комбинирования. «Допустим, отечественный ИИ сообщит: я желаю, дабы данный персонаж прошел от А до Б. Emily ответит ему: вот что у меня имеется — выбирайте, какие конкретно фрагменты ходьбы вам подходят, — комментирует Чес Джаррет, сотрудник The Moving Picture Co. — Это указывает, что комбинация фрагментов неизменно различная, и два различных персонажа ни при каких обстоятельствах не будут двигаться одинаково». оживление и «Создание» каждого цифрового воина проходило в два этапа. «Сперва мы даем ему эмоции: он может видеть, слышать, чувствовать почву под ногами и различать собственных и неприятелей. А после этого мы говорим ему, что делать с данной информацией», — растолковывает Джаррет.

Однако создатели программы признают, что в отличие от «Massive» их программа не предназначена для сложных батальных сцен. Кое-какие эпизоды сражений снимались раздельно, с каскадерами, каковые трудились на площадке для motion capture.

Невооружённые храбрецы

Два наибольших сражения, продемонстрированные в фильме, съемочная несколько назвала «битвой на баррикадах» и «битвой стрел». «Мы желали продемонстрировать кровь, слезы и пот», — утверждает режиссер Вольфганг Петерсен. второй режиссёр и Постановщик сражений Саймон Крейн руководил целой армией специалистов по боевой хореографии и оружию. В его распоряжении было 50 каскадеров со всего статистов и 1000 света.

Их научили синхронно двигаться, маршировать и делать распоряжения. За месяц до начала съемок в Мексику на подкрепление прилетели 250 атлетов из болгарской Спортивной академии. Их наняли за физическую форму и «средиземноморский» внешний вид.

Для «битвы стрел» было произведено 20 тысяч настоящих стрел, но солидную часть тех, что мы видим на экране, добавили на компьютере в стадии постпродакшн — по соображениям безопасности. Кроме того искусный лучник Парис не выпустил на съемках ни одной стрелы — исполнитель данной роли Орландо Блум соответствующие пассы руками. Тем, кто сражался на клинках, оружия также не выдали — лишь рукоятки.

Лезвия пририсовывались на персональных компьютерах. Брэд Питт (Ахиллес) был вооружен маленькой резиновой дубинкой, которая позднее была заменена на цифровой клинок.

Любопытное устройство разрешало создать чувство, что Брэд Питт отражает своим щитом летящие в него копья. Конечно, по-настоящему в него ничего не бросали, но в необходимый момент наконечник копья вылетал из щита — правильнее, из цилиндра, укрепленного на его обратной стороне. Актеру для этого необходимо было лишь откинуть защелку.

На съемках сражений употреблялись и дистанционно управляемые манекены с накладными конечностями, грудными клетками и головами. Все это в необходимый момент отрубалось, отлетало либо давилось колесницами. Для пущей убедительности манекены делали многослойными — на скелет из пенопласта наращивали восковые мускулы, конечности красили кровавого цвета краской и покрывали силиконовой кожей. Пара десятков манекенов было заказано лишь чтобы изображать трупы.

Кроме этого на съемки пригласили статиста-калеки Тони Томлисона с ампутированной ногой. В «Трое» ему «отсекал ногу» сам Брэд Питт.

Второй режиссер картины Саймон Крейн придумал расставить по всему полю дождевые установки, наполненные кетчупом и соком арбуза. Иногда в атмосферу взлетали красные струи, и тогда казалось, что поле битвы застилает кровавый туман.

Не меньше, чем многолюдные сражения, впечатляет поединок Ахиллеса и Гектора. Эрик Бана и Брэд Питт сыграли тут сами — режиссер желал, дабы лица актеров были видны крупным планом. Петерсен кроме этого отказался от применения тросов и трамплинов — фирменный большой прыжок Ахиллеса Питту было нужно делать самому (тогда-то он и повредил собственный ахиллесово сухожилие).

До тех пор пока актеры тренировались и наращивали мускулы, хореографы и каскадёры три месяца продумывали рисунок боя, жалуясь, что в сценарии нет ничего, не считая расплывчатого объяснения — дескать, «Ахиллес сражается, как всевышний». В следствии Ахиллес дрался, как Мохаммед Али, а Гектор — как Эвандер Холифилд. Без дублеров.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№22, август 2004).

Троянская война История древнего мира Документальный фильм


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: