Тройной удар по британской гордости

Смерть «Абукира», «Хога» и «Кресси» стала поворотным моментом в истории военно-морской тактики. Отныне никто не смел недооценивать субмарины – в ведущих флотах мира без промедлений разрабатывались инструкции по противодействию им за счёт противолодочных манёвров, наращивания скорости на марше и прикрытия ордеров эсминцами. Изменилась и конструкция судов – отныне в неё стали закладывать противоторпедные були, опускать бронепояса заметно ниже ватерлинии, и устанавливать бронированные противоторпедные переборки. Атака германских подводников в одночасье поменяла картину морской войны

В начале Первой Мировой репутация подводных лодок как рода армий была очень спорной. Не обращая внимания на успешные действия в прошлых конфликтах, бурный пристальное внимание и технический прогресс к ним теоретиков военно-морского дела, субмарины всё ещё воспринимались как экзотика вызывающей большие сомнения сокровище. Любой уважающий себя флот имел их на вооружении, но руководство в точности не знало, что с ними делать.

Подводники же, вынужденные сражаться на очень несовершенных аппаратах в очень страшных условиях, как будто бы соревновались в отчаянности с другими энтузиастами той поры – авиаторами. Но этому положению было суждено измениться уже на второй месяц войны – 22 сентября 1914 года.

Действия флотов в начале войны

Английский Королевский флот, как и его основной оппонент в Атлантике – германский Флот открытого моря – действовал очень с опаской, как будто бы игнорируя бравурный «звон сабель» в высших политических эшелонах. Линейные корабли оставались под прикрытием батарей береговой обороны, покинув море лёгким силам флота. Так, 28 августа 1914 года при Гельголанде прогремели залпы линейных, броненосных и лёгких крейсеров.

Такая картина оставалась обычной и потом – патрулирование и охранную работу вели как раз крейсеры.

Королевский флот деятельно задействовал ветхие суда, построенные в начале века. В этом Британия ничем не выделялась на фоне вторых сторон конфликта – все старались прощупать обстановку, возможности и боевой настрой неприятеля, применяя наименее полезные боевые единицы и подставляя их под удар вместо новейших судов. Одной из серий кораблей ВМФ, деятельно задействованных англичанами, стали крейсеры типа «Кресси».

Тройной удар по британской гордости

Броненосный крейсер «Абукир»
Фото из коллекции автора
Пара слов о типе «Кресси»

Серия складывалась из шести броненосных крейсеров («Кресси», «Сатли», «Абукир», «Хог», «Башанти», «Юриалес»), каковые были заложены на верфях в 1898–99 и поднялись в строй в 1900–02 годах (не считая «Юриалеса», на котором подняли флаг в 1904 году). Борта этих судов прикрывались бронепоясом толщиной от 51 до 152 мм, а толщина бронепалубы составляла от 25 до 76 мм.

Основной калибр в числе двух 234-мм пушек размещался в кормовой и носовой башенных установках, а вспомогательный калибр (двенадцать 152-мм орудий) устанавливался в бортовых казематах. Помимо этого, на каждом крейсере находились четырнадцать пушек калибра 76 мм и три лёгких орудия калибра 37 мм. Паровые машины судов выдавали движение в 21 узел.

Схема крейсеров типа «Кресси»
Brassey’s Naval Annual, 1906

Разумеется, что к началу Первой Мировой броненосные крейсеры типа «Кресси» морально устарели, будучи через чур медленными, слабовооружёнными и имея очень не сильный броню. Эти суда были обречены на поражение при встрече с любым современным вымпелом, в особенности в случае если учесть неудовлетворительный уровень подготовки их личного состава, собранного по громадной части из резерва. Примечательно, что против независимого патрулирования крейсеров этого класса горячо выступал Уинстон Черчилль – тогдашний Первый лорд Адмиралтейства.

Англичане выходят в море

17 сентября 1914 года в Северное море вышли крейсеры 7-го крейсерского дивизиона под руководством адмирала Артура Кристиана. Их неспециализированная задача пребывала в помощи эсминцев, субмарин и минных заградителей, закрывавших пролив Ла-Манш от прорыва в том направлении германских соединений. Четыре крейсера («Абукир», «Кресси», «Хог» и «Юриалес»), сведённые в отдельное тактическое соединение «С», вышли для патрулирования района от побережья Голландии до минных постановок в устье Темзы.

Адмирал Кристиан держал флаг на «Юриалесе».

Спуск на воду крейсера «Хог» на верфи «Виккерс», 1900 год
Municipal Archives of Trondheim

Флагманский корабль скоро покинул ордер из-за нехватки угля и повреждения радиоантенны, взятого в следствии шторма, и Кристиан передал руководство соединением капитану 1-го ранга Джону Драммонду, шедшему на «Абукире». Нельзя не упомянуть о том, что погода была настолько плохой, что эсминцы не могли сопровождать крейсеры в походе, да и последние вышли в море с опозданием на дни.

Дебют субмарины U-9

20 сентября в тот же район выдвинулась подводная лодка U-9 под руководством капитан-лейтенанта Отто направляться – одна из первых германских субмарин, поднявшаяся в строй в 1910 году. Пожалуй, наиболее значимым её козырем был очень умелый начальник и превосходно подготовленный персональный состав. Так, экипаж субмарины U-9 первым в мире выполнил перезарядку торпедных аппаратов в подводном положении.

Капитан-лейтенант Отто Веддиген с женой
Источник – benfleethistory.org.uk

Технически подводная лодка не представляла собой ничего особого: четыре керосиновых мотора надводного хода выдавали скорость в 14,3 узла, а два электрических – 8,2 узла (под водой). Оружие субмарины складывалось из четырёх 450-мм торпедных аппаратов.

Задача U-9 была обычной – барражирование в определённом ей районе и свободная охота на проходящие суда неприятеля. Нельзя не подчернуть, что это стало первым боевым походом данного вымпела.

Капитан-лейтенант Веддиген взял разведданные о наличии больших судов британцев в заданном районе и потому проигнорировал пара миноносцев и транспортов, оставаясь в подводном положении. Сейчас английское соединение «С» двигалось курсом норд-норд-ост (к побережью Голландии) в строю кильватера, держа скорость 10 узлов. Необычным фактом есть то, что крейсеры шли прямо, не используя противолодочного манёвра и со скоростью ниже рекомендованной (12–13 узлов).

22 сентября в 6:10 на дистанции в 33 морские мили от Роттердама на германской подлодке засекли шумы нескольких больших судов. Веддиген приказал начать всплытие и сближение под перископ. Панорама продемонстрировала легко узнаваемые очертания с четырьмя трубами, и капитан-лейтенант сходу опознал их как крейсеры типа «Кресси». Срочно последовал приказ на выход и погружение на удачный для пуска ракурс.

Веддиген записал в бортовом издании, что расстояние поражения была уже собрана, но он желал сработать точно и решил подобраться поближе.

Атака из-под воды

В 6:25 подводная лодка U-9 произвела первый пуск торпед по шедшему головным «Абукиру». Менее чем через 60 секунд прогремел подводный взрыв, пришедшийся намного ниже бронепояса по левому борту. Крейсер скоро накренился, а экипаж начал борьбу за его живучесть, сделав контрзатопление правобортных отсеков.

Первой мыслью капитана Драммонда был подрыв на мине, поскольку активность вражеских подводных лодок в этом районе отмечалась как очень низкая. По данной причине сигнал по отряду не приближаться был дан очень поздно, и «Хог» успел подойти прикасаясь к «Абукиру» для помощи.

Германский агитационный плакат 1914 года, изображающий атаку подлодки U-9
Library of Congress

Пара крейсеров с застопоренными автомобилями представлялась совершенной мишенью для подводников. Наряду с этим шедший мателотом «Кресси» пребывал в двух милях и не имел возможности оказать помощи кроме того при немедленного обнаружения подлодки. Веддиген приказал обрисовать полуциркуляцию, заходя с кормового ракурса. Вторая торпеда отправилась к «Хогу» с «пистолетной» дистанции в полтора кабельтова (280–300 метров).

расстояние и Идеальный ракурс исключали промах в исполнении столь умелого экипажа. «Хог» взял попадание в область крюйт-камеры с 234-мм боеприпасами. Раздался сильнейший взрыв, и крейсер сразу же дал дифферент на корму. Наряду с этим субмарина опоздала принять воду в цистерны для парирования потери массы торпеды и подвсплыла.

По ней срочно открыли огонь с «Хога», но попаданий не добились, и Веддиген успел увести собственный корабль на глубину, выйдя из-под обстрела.

«Абукир» и «Хог» скоро набирали критические углы крена. Прошло чуть более получаса по окончании первого взрыва, в то время, когда стало ясно, что «Абукир» обречён – крен перевалил за 20 градусов. Ещё стремительнее кренился «Хог», взявший куда более важные повреждения от вторичного взрыва в крюйт-камере.

Приблизительно через 10 мин. по окончании попадания «Хог» начал опрокидываться и скоро отправился ко дну. «Абукир» пережил собственного собрата всего на пять мин..

Сейчас «Кресси» подошёл достаточно близко к месту боя, и его носовые орудия открыли огонь по перископу U-9. Веддиген скомандовал срочное погружение и манёвр, в следствии чего цель англичанами была утрачена, а на «Кресси» раздались весёлые крики – экипаж полагал вражескую лодку стёртой с лица земли. За такую беспечность им скоро было нужно поплатиться – U-9 выходила на новую атаку.

Обрисовав циркуляцию, субмарина вынырнула под перископ на дистанции около пятисот метров. Её снова обстреляли с «Кресси», но бесполезно. В ответ немцы разрядили третий аппарат и кроме этого промахнулись. В 7:20 четвёртая германская торпеда поразила крейсер, но фатальных разрушений не причинила, и экипаж U-9 стал спешно заряжать аппарат последней торпедой.

Между 7:20 и 7:30 подводная лодка снова обрисовала циркуляцию и, наконец, положила торпеду в борт «Кресси». Вторая пробоина была такой крупной, что корабль затонул уже к 7:55.

Торпедированный крейсер (если судить по характеру затопления, «Кресси») уходит на дно
Источник – historyplace.com

Так, единственная субмарина водоизмещением всего 611 тысячь киллограм чуть более чем за час потопила три очень больших боевых единицы.

Последствия трагедии

До тех пор пока U-9 с успехом возвращалась к себе, в море пробовали спасти выживших английских моряков. Ключевую роль в этом сыграли шлюпки «Хога», спущенные по окончании торпедирования «Абукира» и избежавшие участи собственного корабля. Всего через час к месту катастрофы подошли голландские транспорты «Титан» и «Флора» – сказывалась чрезвычайная оживлённость данной морской автострады.

Чуть позднее прибыли два британских траулера, а последними (в 11:00) – эсминцы коммодора Реджинальда Тервитта. Всего удалось спасти 837 человек, а 1459 моряков, включая Джона Драммонда, погибли.

Ещё один пример германской пропаганды, посвящённый победе Отто Веддигена
Источник – europeana1914-1918.eu

Занимательна будущее подлинного баловня фортуны, кадета-стажера Венмана Викхэм-Масгрейва, служившего на «Абукире». По окончании того как крейсер был торпедирован, он успел подняться на борт «Хога», что через пара мин. затем кроме этого взял торпеду. В то время, когда «Хог» начал тонуть, Викхэм-Масгрейв прыгнул за борт, сумел вырваться из воронки, которая образовывается при затоплении большого корабля, и спастись на борту «Кресси», дабы снова появляться в воде по окончании этого корабля и гибели.

Везучий кадет стал единственным человеком за всю историю морских войн, пережившим летальные торпедные атаки на трёх различных судах за один сутки и, более того, в течение одного часа.

Отто Веддиген возвратился в Киль 23 сентября, будучи национальным храбрецом, поскольку весть о потоплении сходу трёх вражеских крейсеров уже успела долететь до Германии. 15 октября его подводная лодка расправилась с ещё одним устаревшим английским крейсером «Хок». В 1915 году Веддигена перевели на пост начальника субмарины U-29, которую практически сразу после этого потопил тараном английский линейный корабль «Дредноут».

Для Британии смерть трёх крейсеров стала шоком. Катастрофа для того чтобы масштаба потребовала виноватых для «публичной порки», и «стрелочниками» прописали капитана Драммонда (за несоблюдение мер противолодочной безопасности) и адмирала Кристиана (за то, что он покинул отряд, покинув его на столь безалаберного помощника). Но масштаб трагедии никак не соответствовал наказанию – Кристиану вынесли порицание, чем дело и ограничилось.

Очевидным стало то, что тактика английского флота совсем не соответствует реалиям новой войны – флот не имел кроме того руководств по противодействию подлодкам, а Отто Веддиген отмечал, что британские суда кроме того не пробовали уклоняться от его торпед, торопясь к месту боя друг за другом.

Смерть «Абукира», «Хога» и «Кресси» стала поворотным моментом в истории военно-морской тактики. Отныне никто не смел недооценивать такое оружие как субмарины – в ведущих флотах мира без промедлений разрабатывались инструкции по противодействию им за счёт противолодочных манёвров, наращивания скорости на марше и прикрытия ордеров эсминцами.

Изменилась и конструкция судов – отныне в неё стали закладывать противоторпедные були, опускать бронепояса заметно ниже ватерлинии, и устанавливать бронированные противоторпедные переборки. Атака германских подводников в одночасье поменяла картину морской войны.

Экипаж подлодки U-9, награжденный Металлическими крестами за победу 22 сентября 1914 года. Капитан-лейтенант Отто Веддиген – второй слева в нижнем последовательности
Источник – historyplace.com

ТРОЙНОЙ УДАР ПО АМЕРИКАНЦАМ В СИРИИ | спецназ сша бои гута сирия новости россия турция иран политика


Темы которые будут Вам интересны: