Тысяча иодна тарелка: алхимик аведис искал золото для себя, анашел его для всех музыкантов мира

Тысяча иодна тарелка: алхимик аведис искал золото для себя, анашел его для всех музыкантов мира

Взять золото из неблагородных металлов ему так и не удалось, но в 1618 году Аведис произвел первую в истории музыкальную тарелку с небывалой длительностью и великолепным тембром звучания. Сделав заказ для армии султана (посредством шумовых тарелок солдаты пугали неприятеля), Аведис получил титул и благородное имя Зилджян (Ziljian, Zil ci в переводе с турецкого свидетельствует «мастер тарелок», а «ян» — армянский фамильный суффикс).

Аведис аккуратно хранил рецепт музыкального сплава и завел в семье правило: секрет изготовления тарелок передавался от отца только старшему сыну. Традиция прервалась лишь в двадцатом веке, в то время, когда Аведис Зилджян Третий перед смертью передал рецепт сходу двум сыновьям, Роберту и Арманду. Его доброта вылилась в долгие судебные тяжбы и семейные распри, а в первой половине 80-ых годов XX века Роберт покинул домашний бизнес и основал компанию Sabian.

На сегодня это главный соперник Zildjian.

Рецепты звука

олова и Сплав меди, использованный Аведисом, не был уникальным — латунь в те времена была прекрасно известна. Но примененные им неповторимые способы плавления делали смесь весьма эластичной, устойчивой к образованию трещин по окончании закаливания и весьма музыкальной. Компания Zildjian и другие производители тарелок сейчас хранят в строжайшем секрете узкие нюансы изготовления собственных сплавов, не обращая внимания на то, что современные средства химического анализа разрешают с легкостью выяснить их состав по примеру.

Традиционно лучшим сплавом для тарелок считается колокольная латунь, это меди и смесь олова в отношении 1:5. Колокольные мастера экспериментируют с пропорциями, и додают в латунь другие элементы, к примеру серебро, золото, фосфор. Колокольная латунь относится к двухфазным сплавам, каковые имеют неоднородную структуру. Такие сплавы прочны и прекрасно поддаются закалке, но изначально более хрупкие и сложные в обработке.

Исходя из этого процесс изготовления тарелок из колокольной латуни фактически нереально всецело автоматизировать — их плавку, ковку и обточку возможно создавать лишь при ярком участии мастера.

Сейчас для того чтобы употребляется мягкая латунь, однофазный сплав, в котором часть олова не превышает 8%. Данный металл обширно дешёв в виде страниц разных толщины и размеров, заготовки тарелок из него приобретают элементарной штамповкой. В большинстве случаев, листовую латунь применяют для того чтобы экономичных серий.

Но сейчас последовательность производителей, в частности Paiste, убедительно демонстрирует, что тарелки высшего класса из листовой латуни никак не уступают классическим.

Кое-какие тарелки и гонги чайна делают из бронзы. Действительно, значительно чаще латунь употребляется только для изготовления игрушечных и шоу-тарелок, каковые ставят на установку легко для набора. Для схожих целей применяют нейзильбер (сплав меди, цинка и никеля).

Производители важных инструментов в отыскивании нового звука также не гнушаются экспериментировать со сплавами. К примеру, тарелки Meinl FX9 изготовлены из марганцевой латуни (69% меди, 15% марганца, 15% алюминия и 1% цинка).

Печь-карусель

Классическая разработка изготовления тарелок требует внушительных затрат квалифицированного труда. Сперва из совершенно верно приготовленного сплава отливают заготовку тарелки. Она подвергается тёплой ковке, на протяжении которой тарелка обретает неспециализированные очертания. Бессчётные процессы медленного (охлаждения и отжига нагрева) разрешают снять внутренние напряжения металла. Посредством ручной холодной ковки мастер делает тарелку более жёсткой в строго нужных местах.

Данный творческий процесс контролируется на слух. За ковкой направляться обточка на токарном станке, на протяжении которой мастер придает тарелке нужную толщину. Станок только вращает тарелку, точило мастер держит в руках. жёсткость тарелки и Неравномерная толщина определяют темперамент ее звучания.

При обточке смогут формироваться канавки, каковые кроме этого воздействуют на звук. Наконец, тарелку возможно отполировать и украсить своим мастерским автографом.

Конечно же, с того времени как Ринго Старр прославил тарелки Ziljian на всю землю, многократно возросший спрос нереально было удовлетворить, делая тарелки вручную. При изготовлении высококлассных тарелок из колокольной латуни процесс горячей ковки и отлива заменили центробежным литьем (rotocasting) и прокатом. В сложной совокупности печей, размещенных на вращающейся платформе на роликах, создается температура более чем 7500С. Центробежная сила заставляет металл заполнять всю форму.

Оказавшиеся заготовки готовы к обточке и финальной ковке. Более несложный метод взять заготовку — отштамповать ее из листовой латуни.

Ковка современных тарелок — процесс таинственный. Практически во всех случаях ее осуществляет станок с программным управлением. Между тарелками, кованными вручную и машиной, всегда была отличие в звуке: «ручные» звучали ниже и основательнее. Природа этих различий, как выяснилось, крылась в следующем: случайный темперамент ударов мастера давал другой итог, нежели симметричная ковка станка.

Очевидно, станки с «псевдослучайной» ковкой не вынудили себя продолжительно ожидать, и «машинные» тарелки зазвучали как нужно. На данный момент ярлычок «hand made» производители вешают на те тарелки, ковка которых производилась под контролем мастера. В дейст-вительно «ручном» происхождении тарелок вы имеете возможность быть уверены, лишь в случае если их ковали при вас.

штамповки заготовок и Точные технологии отливки сделали обточку тарелок необязательной. Многие современные тарелки не обтачиваются вовсе. На некоторых недорогих тарелках обточка имитируется посредством проштампованных канавок.

Тарелки же топ-серий при необходимости честно обтачиваются — благо, на сегодня данный процесс всецело автоматизирован.

Звук грезы

Непосвященный слушатель, для которого все тарелки звучат приблизительно одинаково, быть может, недоумевает, для чего же производится такое многообразие столь своеобразных музыкальных инструментов. На данный вопрос нам ответил эксперт компании «Музторг», барабанщик Антон Ленков, что показал нам тарелки всех видов в действии: «Любой музыкант, трудясь над собственными партиями, в мыслях воображает себе их звучание и желает донести эту картину до слушателя. Ударяя по всем тарелкам, представленным на витрине, он ищет как раз ту, что звучала у него в голове».

Благодарим магазин «Музторг» за помощь в подготовке материала.

Слышим звон — определим, где он!

Эти тарелки предназначены не чтобы имеется, но дабы вкушать пищу духовную. Ударная установка делает в музыкальном ансамбле сходу две серьёзные функции: барабаны определяют ритм композиции, а тарелки создают на сцене настроение. Любая из них высказывает собственную особенную чувство.

Динь-Динь Диннннннньь

Само наименование тарелки Райд выделяет, что ее звук направляться вместе с музыкой. Райд владеет четкой атакой и разрешает акцентировать ритм в музыке, но одновременно с этим имеет долгое, медлительно затухающее звучание, наполняющее всю композицию характерным звоном. На райде музыканты довольно часто играются те же ритмические картинки, что и на хай-хэте, подчеркивая сменившимся звуком сюжет песни (к примеру, в припеве). Играясь ближе к чашечке тарелки, возможно добиться еще более акцентированного звучания.

В большинстве случаев барабанщик-правша устанавливает райд под правую руку. В большинстве случаев, райд оказывается самой громадной тарелкой в установке. Стандартными для нее считаются размеры 18−22 дюйма, но попадаются экземпляры до 26.

Райд отличается от снаружи схожей с ней тарелки крэш большей толщиной и весом, каковые разрешают ей звучать продолжительнее.

Тцтцтцтц-Тцтцтцтц

Хай-Хэт — это один из главных рабочих инструментов барабанщика фактически во всех стилях музыки. Две тяжелые тарелки средних размеров (14 дюймов) устанавливаются соосно на особой стойке. Нижняя тарелка закрепляется на полой трубке, верхняя — на проходящем в нее подпружиненном стержне.

Нажимая на педаль, барабанщик может регулировать расстояние между тарелками либо сомкнуть их всецело. Удары палочками по сомкнутым тарелкам (закрытый хэт) звучат быстро и отрывисто, подчеркивая ритм. Открытый хэт имеет более протяжное звучание.

Играться возможно и одной педалью, ударяя тарелки приятель о приятеля. В джазе распространен прием, в то время, когда барабанщик вначале ударяет по открытому хэту, а после этого смыкает тарелки, быстро и ритмично глуша звук. Многие барабанщики (рок, металл) пользуются закрывающими устройствами (рычаг либо педаль).

Дзиньцззз-Дзиньцззз-Дзиньцзззз

Сиззл представляет собой громадную тарелку райд с просверленными в ней отверстиями, в которых вольно болтаются железные заклепки. Сиззл звучит не так продолжительно, как райд, но звук получается намного более громким и звенящим за счет биения заклепок по колеблющейся тарелке. самоё широкое распространение сиззл взяли в джазе, где они оказывают помощь заполнить звуковую сцену сказочным звоном, как словно бы на тарелку высыпается бисер либо по ней барабанят сотней мелких палочек.

Тарелки сиззл различаются размером, весом, и конструкцией. Принцип сиззла время от времени реализуют, разместив над тарелкой кронштейн с опускающимися на нее железными цепочками, каковые в этом случае делают функцию заклепок.

Tщааааaaа-Тщааааaaа

Чайна по собственному звуку и внешнему виду — воплощение восточных мотивов. Они имеют цилиндрическую либо обод и коническую чашечку, загнутый кверху. Большая часть тарелки (как минимум внутренняя поверхность чашечки) остается неполированной, толщина от самого центра до края обода равномерна. Тарелка издает громкий, резкий, мало нечистый звук, напоминающий китайский гонг.

Данный удар способен перекричать все инструменты и прочие барабаны. На востоке ударным инструментам отводится почетное место, и звучание европейских (и турецких) тарелок думается восточным людям бедным и слащавым. Но европейцы применяют тарелки чайна для особенно замечательных драматических выговоров.

Спшс! Пшс! Спшс! Спшс!

Маленькая (4−12 дюймов), но звонкая Сплэш — броский представитель тарелок эффектов. Мощный удар по ней создаёт маленький, но острый и громкий звук. Значительно чаще сплэш применяют для выполнения выговоров, выбивающихся из неспециализированного ритмического рисунка (синкопированных). Стремительное затухание звука тарелки разрешает скоро возвратиться в главный ритм.

Тарелки сплэш довольно тяжелые для собственного размера и имеют фактически ровную толщину от колокола к ободу. Для более насыщенного, но менее резкого звучания выпускаются особенные узкие сплэши, имеющие сильный перепад толщины, как у тарелок крэш. Тарелки для маленьких выговоров выпускаются и в стиле чайна — с цилиндрической чашечкой и загнутым вверх ободом.

Дырьщщ! Дырьщщ!

Ближайшие родственники Крэш — громадные оркестровые тарелки, каковые степенный господин в бабочке держит в руках за особые ремешки. Как и в оркестре, крэш на ударной установке помогает чтобы подчеркивать выговоры в музыке весьма громким, замечательным, но довольно маленьким звуком. самый популярный диаметр тарелок крэш — 16−19 дюймов.

Дабы амплитуда звуковых колебаний была высокой, тарелки имеют тонкие (фактически как бумага) края. Хлесткие удары ближе к чашечке либо к краю тарелки дают весьма полезные характерные звуки, но они самый страшны для инструмента. Большинство ударов палочек приходится на среднюю часть тарелки, но кроме того это не выручает ее от трещин.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№50, декабрь 2006).

Золото изъяли у ювелира


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: