U 530 — лодка из «конвоя фюрера»?

Одна из самых распространённых преданий о германских подлодках Второй мировой войны говорит о так именуемом «конвое фюрера». Это мифическое образование в большинстве случаев связывают с неким отрядом подводных лодок, пребывавших в личном распоряжении Гитлера и делавших его персональные задания. Одной из таких лодок довольно часто именуют U 530, которая в конце войны якобы доставила в Аргентину ответственных пассажиров, реликвии и документы Фашисткой германии.

На чём основана эта история?

Одна из многих «девяток»

14 октября 1942 года в строй кригсмарине вступила подводная лодка с номером U 530, выстроенная в Гамбурге на верфи «Дойче Верфт АГ» (Deutsche Werft AG). Как и другие громадные океанские лодки типа IXC/40, при длине около 77 метров она имела водоизмещение 1120/1545 тысячь киллограм (надводное/подводное) и развивала скорость 19,0/7,3 узла соответственно. Оружие составляли шесть торпедных аппаратов (четыре в носу и два в корме) с запасом в 22 торпеды, 105-мм зенитные автоматы и палубное орудие.

Начальником U 530 стал капитан-лейтенант Курт Ланге (Kurt Lange). Данный офицер был ветераном германского флота. Он пришёл в рейхсмарине рядовым матросом в первой половине 20-ых годов XX века и спустя четыре года уволился в запас в звании обер-навигатора.

С началом войны 36-летнего Ланге призвали из резерва с присвоением звания лейтенанта цур зее. До сентября 1941 года он руководил 9-й флотилией сторожевых судов, а после этого перешёл в подплав. Пройдя направления подготовки подводников, а после этого начальников подлодок, в октябре 1942 года Ланге взял назначение на U 530.

По окончании испытаний и окончания тренировок лодка была включена в 10-ю подводную флотилию, базировавшуюся на французский Лориан.

U 530 — лодка из «конвоя фюрера»?

Только что собранный экипаж подлодки U 530, французский Брест, 1942 год.
http://www.bundesarchiv.de

За четыре боевых похода с февраля 1943 по октябрь 1944 года Ланге удалось потопить два судна неспециализированным тоннажем в 12 063 брт и повредить ещё один танкер на 10 195 брт. За эти достаточно скромные удачи лодка пара раз чудесным образом не поплатилась. Её повреждали глубинные бомбы эскорта конвоев, она сталкивалась с форштевнем атакованного ею судна, а в один раз U 530 чуть избежала сурового неприятеля субмарин — американского эскортного авианосца «Боуг» (USS Bogue) и сопровождавших его эсминцев.

Вермут, обер-лейтенант Отто Вермут

В январе 1945 года Курт Ланге, которому шёл уже 42-й год, был переведён на береговую должность. Заменил его юный офицер — 24-летний обер-лейтенант цур зее Отто Вермут (Otto Wermuth), что ещё не имел опыта руководства лодкой. С июля 1942 года по февраль 1944-го он являлся вахтенным офицером на U 103 (тип IXB) капитан-лейтенанта Густава-Адольфа Янссена (Gustav-Adolf Janssen).

На ней Вермут совершил четыре боевых похода неспециализированной длительностью в 254 дня.

В марте 1944 года Вермут был послан на направления подготовки начальников подлодок. 10 июля того же года его прописали начальником U 853, которая ремонтировалась на верфи Лориана, но во Францию Вермут не попал. Ремонт лодки затягивался, а 7 августа началась осада Лориана частями армии США.

Вермут числился начальником U 853 до конца августа 1944 года, так и не заметив лодку.

14 сентября Вермут был заочно зачислен в экипаж U 530 вахтенным офицером, дабы по окончании возвращения лодки из похода поменять на данной должности обер-лейтенанта цур зее Пауля Беркеманна (Paul Berkemann). В январе 1945 года помощник Дёница адмирал Ганс-Георг фон Фридебург (Hans-Georg von Friedeburg) счёл вероятным назначить Отто Вермута на пост начальника U 530.

Последний поход U 530

К февралю 1945 года U 530 закончила доковый ремонт и снова готовься к выходу в море. Вермут получил приказ подготовиться к походу. На лодку загрузили продовольствие на 17 недель, 14 торпед, и вечером 19 февраля 1945 года она покинула Киль.

Спустя четверо дней U 530 субмарина прибыла в норвежский порт Хортен, где прошла опробования хождением и пробными погружениями под «шнорхелем».

Пришвартованная к бочке U 530 досматривается аргентинцами в гавани Мар-дель-Плата, июль 1945 года. Лодка пробыла в море 130 дней.
http://www.navsource.org

К этому времени лодку дозаправили, но залили 225 тысячь киллограм горючего вместо 245 положенных. Это было сделано по просьбе инженер-механика U 530, что объявил, что лишние 20 тысячь киллограм перегрузят лодку и она лишится стабильности в управлении.

3 марта Вермут покинул Хортен, выйдя в собственный первый поход в качестве начальника боевой субмарины. В соответствии с приказу, U 530 должна была направляться к канадскому порту Галифакс — точке оживлённого вражеского судоходства. На протяжении перехода через Атлантику Вермут передавал в штаб вечерние сводки погоды, пока эту обязанность не переложили на другую лодку.

Главную часть пути U 530 проделала под «шнорхелем», только по ночам всплывая на четыре часа. Но, это не помешало соблюсти одну из традиций, укоренившихся в германском флоте на протяжении Второй мировой. В один из дней Вермут, как начальник лодки, совершил церемонию заочного бракосочетания матроса Йоахима Кратцига (Joachim Kratzig) с невестой, которая в тот момент пребывала в церкви Киля.

Церемония была совершена по радио, по окончании чего начальник выдал Кратцигу свидетельство о браке.

U 249 — первая германская субмарина, сдавшаяся союзникам по окончании приказа Дёница от 5 мая 1945 года. Спустя трое дней лодка всплыла на поверхность и забрала курс в ближайший порт Англии с исполнением всех условий капитуляции. Снимок сделан с американского самолёта 8 мая 1945 года.
www.uboatarchive.net

13 апреля U 530 получила приказ поменять район действий и идти к Нью-Йорку. Это было одно из последних сообщений, переданных через станцию «Голиаф», которая остановила собственную работу в середине апреля. С этого момента приём радиосообщений, передаваемых на лодки в Атлантике, стал значительно хуже.

Как Вермут потом вспоминал на допросе, последнее сообщение из штаба подводных сил лодка приняла 26 апреля 1945 года.

Так как издание военных действий U 530 не сохранился, дабы вернуть последовательность событий в районе Нью-Йорка, обратимся к показаниям участников её экипажа, допрошенных офицерами разведки ВМС США 22 августа 1945 года:

«Примерно 28 апреля U 530 пересекла 200-метровую изобату и пребывала в течение примерно половину месяца к югу от Лонг-Айленда, только в один раз приблизившись на две-три мили к берегу. Примерно 4 мая лодка выпустила три торпеды “Лут” (Lut) по конвою из 10–20 судов. Две торпеды в цель не попали, а у третьей была неисправной батарея, и она не вышла из торпедного аппарата.

Двумя днями позднее был увиден громадный конвой. Лодка выпустила две торпеды “Лут”, но и они в цель не попали. Через час торпедой того же типа был бесполезно атакован танкер.

Ещё спустя час лодка выпустила по отставшему от конвоя судну звуковую торпеду Т-5, но промахнулась. На следующий сутки, 7 мая 1945 года, лодка нападала громадной конвой двумя торпедами Т-5, но и они цель не нашли. На протяжении этих действий в перископ были увидены два дирижабля и самолёт, по окончании чего пара бомб упали неподалеку от лодки. Было решено покинуть район действий и постараться вернуть сообщение со штабом подводных сил…»

В документе американцы сделали примечание, что в указанном районе одновременно с этим были конвои HX-354, UC-65A и ON-298, и, возможно, как раз они были атакованы, но не информировали о каких-либо контактах с подлодками.

Путь в Аргентину

Как мы знаем, германские субмарины должны были прекратить боевые действия с 8:00 5 мая 1945 года. В соответствии с показаниям Вермута, радиограмма с этим приказом была принята на U 530 между 8 и 10 мая 1945 года. В ней говорилось о прекращении всех атак, поднятии светло синий флага, нахождении на движении и поверхности к ближайшему порту союзников для сдачи.

Потом последовали сообщения с распоряжениями снять с торпед взрыватели и выкинуть все артиллерийские снаряды за борт.

Фото начальника U 530 Отто Вермута в идентификационной карте с его личными данными, заполненной аргентинцами по окончании сдачи лодки в июле 1945 года.
www.uboatarchive.net

Вермут распоряжениям не поверил, сочтя их уловкой неприятеля, но и подлинность их не стал исключать. В итоге он решил уйти из территории военных действий и интернировать экипаж и лодку в одной из нейтральных государств. Испания и Португалия не доходили из-за близости к территории военных действий, исходя из этого выбор пал на Аргентину.

Начальник U 530 знал, что эта страна порвала дипотношения с Германией, но не подозревал, что она начала Рейху войну. Вермут полагал, что встретит у аргентинцев более радушный приём, чем где-либо. Это решение одобрили офицеры лодки и её экипаж.

Подводники U 530 думали, что положение Германии к этому времени было неисправимым, но только немногие выступили за сдачу лодки союзникам. Большая часть одобрило ответ начальника идти в Аргентину, не хотя познавать на себе позор и ужасы плена, о которых на протяжении войны твердила нацистская пропаганда.

Потом на допросе у аргентинцев Вермут объявил, что у него в Аргентине не было никаких друзей либо родственников, что он ни при каких обстоятельствах прежде в том месте не был и не имел привычных среди интернированного экипажа броненосца «Адмирал граф фон Шпее», не смотря на то, что некоторых из них он видел в Гамбурге в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Кроме этого он сказал, что и остальные члены экипажа U 530 не имели связей с данной южноамериканской страной. Из этого возможно сделать вывод, что до приёма радиограммы с приказом о сдаче никто на U 530 об Аргентине не помышлял.

Фото из аргентинской газеты. Члены экипажа U 530 ви аргентинские моряки на протяжении сдачи лодки в Мар-дель-Плата.
www.uboatarchive.net

Решив идти в Южную Америку, экипаж избавился от оставшихся на борту торпед, снарядов и части оборудования (радар, вычислительно-решающий прибор и т. п.). За борт кроме этого были выкинуты все тайные документы, включая издание военных действий U 530. Затем лодка забрала курс на юго-восток, дабы обойти Бермуды и двигаться дальше к экватору.

Путь до экватора занял около месяца — по словам Вермута, лодка пересекла его 17 июня 1945 года, всё это время медлительно двигаясь на юг. Первый отрезок пути, близкий к территории боевых действий, U 530 прошла только в подводном положении. Позже лодка ночью начала всплывать на поверхность и снова уходить под воду перед рассвет .

До тех пор пока субмарина не достигла 20° южной широты, на поверхности она для экономии горючего шла со скоростью в 7–7,5 узла и держала движение в два узла в подводном положении. Только по достижении указанной широты Вермут приказал расширить скорость надводного хода до девяти узлов.

К вечеру 9 июля 1945 года U 530 достигла аргентинского порта Мар-дель-Плата к югу от Буэнос-Айреса, в один момент являвшийся базой ВМС Аргентины. Вермут дождался восхода солнца, и в 6:30 лодка с зажжёнными навигационными огнями вошла в порт. Отвечая на запросы с берега, Вермут приказал передавать сигнальным прожектором: «Германская субмарина».

Лодка вошла в Мар-дель-Плата на электромоторах, поскольку дизели немцы намерено вывели из строя. На её борт встал офицер ВМФ Аргентины, которому Вермут официально сдался.

Лодки U 530 (в яркой окраске по центру) и U 977 (внизу) в гавани военно-морской базы Рио-де-Жанейро на протяжении перехода из Аргентины в Соединенных Штатах, сентябрь 1945 года. Субмарины прошли ремонт на верфи в Аргентине, где были заново окрашены.
http://www.uboatsnewengland.com

По словам Вермута, сейчас на борту лодки оставалось всего около шести тысячь киллограм горючего и 1,8 тонны смазочных материалов. Перед выходом из Норвегии инженер-механик лодки лейтенант Петер Леффлер (Peter Leffler), не долив 20 тысячь киллограм горючего, всё-таки забрал лишних пять тысячь киллограм смазочного масла.

12 июля 1945 года над U 530 был поднят аргентинский флаг, а все 54 члена экипажа лодки отправились в Буэнос-Айрес, а после этого в колонию на острове Мартин-Гарсия. 22 июля германских подводников допросили офицеры разведки ВМС Аргентины. Затем 29 июля Аргентина передала U 530 и её экипаж американцам, каковые самолётами доставили немцев в Нью-Йорк.

Лодка была поставлена на ремонт на одной из аргентинских верфей, дабы готовиться к переходу в Соединенных Штатах.

А был ли Гитлер?

Неожиданный приход U 530 в Аргентину мгновенно стал причиной для сплетен и слухов о вероятной доставке начальников Фашисткой германии в Южную Америку. Как писал в собственном труде американский историк Клэй Блэйр, латиноамериканская пресса наполнилась разной ерундой, включая утверждение, что U 530 привезла Адольфа Гитлера, Еву Браун, и Мартина Бормана и других из Германии в Аргентину. Помимо этого, Вермута обвиняли в потоплении бразильского крейсера «Байя» (Bahia), что в действительности затонул 4 июля 1945 года от взрыва собственных же глубинных бомб на протяжении учений.

Подлодка U 530 по окончании прибытия в Соединенных Штатах из Аргентины.
www.uboatarchive.net

Очевидно, вопрос о грузе и возможных пассажирах U 530 интересовал аргентинскую и американскую разведку. Аргентинцы узнали ответ на него на упомянутом допросе:

«Вермут продемонстрировал, что 54 человека — это простой экипаж подлодки того типа, к у которого в собствености U 530, что экипаж на борту на момент сдачи являлся неизменным со времени выхода из Германии, что на борту были лишь члены экипажа, и все находящиеся на борту являются участниками экипажа, и, что за время похода U 530 не принимала на борт никаких пассажиров любого подданства, как гражданских, так и военных. Он кроме этого объявил, что на побережье Аргентины либо второй страны не производилась ни высадка людей, ни выгрузка сокровищ, и что на протяжении похода никаких неположенных лодке грузов на борту не пребывало».

В итоге аргентинскому правительству надоел разгул слухов о «контрабанде фашистов». Как пишет британский исследователь Лоуренс Патерсон, в итоге аргентинское военно-морское министерство выпустило официальное коммюнике, в котором объявило, что U 530 не несёт ответственности за смерть «Байи», на борту лодки не было никаких нацистских фаворитов либо офицеров и что лодка никого не высаживала на побережье Аргентины перед собственной капитуляцией.

Подлодка U 977 на протяжении «Вояжа Победы» по портам в восточной части прибрежной полосы США, устроенного американцами в ноябре 1945 года.
http://www.navsource.org

Истерия газетчиков взяла новый виток, в то время, когда 17 августа 1945 года в Мар-дель-Плата пришла U 977 (тип VIIC) обер-лейтенанта цур зее Хайнца Шеффера (Heinz Schaeffer). Сейчас уже Шеффера обвинили в перевозке Евы и Гитлера Браун. Верхом нелепости стала легенда о том, что U 530 и U 977 были эскортом конвоя, что доставил Гитлера и его окружение на нацистскую базу в Антарктиде.

Её автором стал аргентинский журналист венгерского происхождения Ладислао Сабо (Ladislao Szabo), позже продолжительно собиравший лучи славы на данной вызывающей большие сомнения теме.

До тех пор пока газеты смаковали версии о спасении Гитлера на подводной лодке, в дело включилась разведка союзников. Шеффера и его экипаж допросили в Аргентине, по окончании кроме этого послали в Соединенных Штатах для более подробного следствия. Допросы подводников c U 530 и U 977 продолжились, но ничего нового не дали. Вермута и Шеффера намерено содержали в одном помещении, нашпигованном микрофонами, дабы выудить из их общения хоть что-то об их «тайной миссии».

Но оба офицера ни при каких обстоятельствах не были привычны, исходя из этого их беседы не воображали интереса для разведки союзников.

U 534 — единственная сохранившаяся до наших дней лодка типа IXC/40. Она была потоплена 5 мая 1945 года в проливе Каттегат, найдена и поднята в первой половине 90-ых годов двадцатого века, а сейчас демонстрируется как корабль-музей. Как и U 530, эта лодка причисляется приверженцами теории бегства Гитлера в Антарктиду к «конвою фюрера».
https://en.wikipedia.org

Как справедливо увидел Клэй Блэйр, если бы Гитлер либо Борман желали сбежать из Германии на подлодке, то маловероятно, что они выбрали бы такую ветхую лодку, как U 530, где начальником был юный офицер, не имевший опыта руководства. К их услугам было большое количество новых лодок разных типов и более умелых начальников, признательных Гитлеру за награды и почёт. В отношении U 977 и 24-летнего Хайнца Шеффера это справедливо в той же степени.

«Конвой фюрера»

В итоге, пройдя все допросов и процедуры проверок в Соединенных Штатах, экипажи обеих подлодок были посланы в Европу, где подводники были высвобождены из плена. Но шумиха с приходом этих лодок в Аргентину, благодаря Жабо, на много лет сделала их объектом внимания любителей сенсаций. Так, в разной литературе и в сети U 530 и Отто Вермут довольно часто упоминаются в следующем ракурсе:

«13 апреля 1945 года священные реликвии Фашисткой германии, документы и индивидуальные вещи фюрера, уложенные в шесть медных коробок, были доставлены в германский портовый город Киль и загружены на U 530. На лодку взошли и пять загадочных пассажиров, лица которых скрывали хирургические повязки. Той же ночью субмарина вышла из Киля.

Её начальник взял два личных письма – от Гитлера и Дёница. В соответствии с предписанию, он обязан был забрать у каждого члена экипажа «обет вечного молчания». На стоянке в Кристиансанде Вермуту передали третий запечатанный пакет с указанием и инструкциями предстоящего маршрута».

Утверждения о «медных коробках», каковые якобы вёз «конвой фюрера», имеют конкретного автора. Об этом пишет Клэй Блэйр:

«Вильгельм Бернхарт, соавтор абсурдной повести «Адольф Гитлер и тайны Копья Лонгина» (1988), и самопровозглашённый член экипажа U 530, написал, что перед прибытием в Аргентину U 530 запрятала в очень холодной антарктической пещере «шесть освинцованных медных коробок», якобы вмещавших «избранные сокровища» Фашисткой германии».

Также, Бернхарт стал автором ещё одной известной лжи. Он опубликовал письмо, якобы написанное ему как собственному бывшему подчинённому Отто Вермутом и содержащее предостережение не выдавать «секретов о миссии U 530», каковые Бернхарт собрался предать гласности. Очевидно, Вильгельм Бернхарт ни при каких обстоятельствах не являлся членом команды U 530 и придумал всё это, дабы привлечь интерес к собственной книге.

Последнии секунды одной из двух аргентинских беглянок: 13 ноября 1946 года у побережья штата Массачусетс при опробованиях торпед U 977 была казнена американской подлодкой «Этул» (USS Atule). Прекрасно виден след торпеды, сверху замечает самолёт-разведчик. Через год, 21 ноября 1947 года, такая же будущее и в том же районе постигла U 530 — её потопила лодка «Торо» (USS Toro).
www.uboatarchive.net

Второй известной «уткой» стала история о тайной базе фашистов в Антарктиде, сведения о которой якобы всплыли на допросе экипажа U 530 и на много лет были сохраняються в тайне американцами. Эта выдумка также не имеет подтверждений: его допросов команды и протоколы Вермута в далеком прошлом рассекречены и находятся в Национальном архиве США в Вашингтоне, где с ними может ознакомиться кто угодно.

Истории высадок с германских подлодок до сих пор будоражат воображение поклонников теории заговоров. Лоуренс Патерсон в собственной книге писал:

«Субмаринам довольно часто приписывали высадку и доставку разных грузов и людей на берега Ирландии, Новой Зеландии, Аргентины, Канарских островов, различных частей Англии и т.д. Но подтверждённым фактом есть то, что германские подлодки употреблялись лишь для высадки шпионов, саботажников и диверсионных групп. Теории же о лодках «конвоя фюрера», перевозивших золото, ценности, нацистских деятелей, религиозные артефакты а также фюрера, известного своими страданиями от морской заболевания, ни при каких обстоятельствах не подтверждались хоть мельчайшими доказательствами и являлись выдумками либо слухами».

Правда намного прозаичнее. U 530 и U 977 были последними элементами проигранной подводной войны Дёница, управляемыми молодыми подводниками, чьё неприятие возможности сдаться и сдать собственную лодку сопернику в итоге перевесило риски, которые связаны с долгим и тяжёлым походом в Аргентину.

Начальник U 873 капитан-лейтенант Фридрих Штайнхоф при сдаче собственной лодки американцам 16 мая 1945 года. Спустя трое дней он совершит суицид в колонии Бостона, не выдержав побоев и персонала и издевательств следователей.
http://www.desausa.org

В завершение хотелось бы добавить один неизвестный факт. 16 мая 1945 года подлодка U 873 сдалась американцам, но в нарушение всех конвенций экипаж был помещён в колонию, а не в лагерь пленных, где подводники подвергались избиениям и унижениям со тюремного персонала и стороны следователей. Спустя трое дней начальник лодки капитан-лейтенант Фридрих Штайнхоф (Friedrich Steinhoff), не выдержав издевательств на допросах, покончил с собой в муниципальный колонии Бостона.

Данный факт делает приход лодок Вермута и Шеффера в Мар-дель-Плата не таким уж и нелогичным. Выбирая Аргентину как конечную точку маршрута, они желали избежать судьбы Штайнхофа, рассчитывая на более доброе отношение аргентинцев, чем англо-американских союзников.

Создатель высказывает глубокую признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.

Литература:

  1. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunted, 1942–1945. — Random House, 1998.
  2. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
  3. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. MittlerSohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001.
  4. Paterson L. Black Flag. The Surrender of Germany’s U-Boat Forces 1945. — Seaforth Publishing, Barnsley, 2009.
  5. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 3. Norderstedt.
  6. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 9. Norderstedt.
  7. светло синий K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
  8. Шаффер Х. Последний поход U-977. — СПб.: Роза Ветров, 2013.
  9. http://www.uboat.net.
  10. http://www.uboatarchive.net.
  11. http://historisches-marinearchiv.de.
  12. http://wlb-stuttgart.de.
  13. http://www.base211.ru.
  14. http://www.histarmar.com.ar.
  15. http://www.navsource.org.
  16. http://www.uboatsnewengland.com.

Ад под водой. Месть Гитлера


Темы которые будут Вам интересны: