У восьми нянек дитя без глаза

25 ноября 1941 года германская подводная лодка U 331 удачно атаковала британскую эскадру, потопив линейный корабль «Бархэм» (HMS Barham). Это общеизвестное в истории Второй мировой событие оставило в тени случай, что случился полгода спустя. Тогда вторая подводная лодка совершила успешную атаку в подобных условиях, нанеся не меньший по значимости вред английскому флоту, не смотря на то, что был потоплен не линейный корабль.

Всего один торпедный залп поставил британские подлодки на Средиземном море в сверхсложное положение, и вот как это было.

Очень важный корабль

6 июля 1929 года стало особым днём для английских ВМС. В данный сутки Королевский флот принял в свой состав плавбазу подлодок «Медуэй» (HMS Medway). Это первенствовал громадный корабль данного класса, намерено выстроенный под потребности английских субмарин, размещённых в разных военно-морских базах империи. Рассчитанный на обслуживание 18 субмарин типов O и P, «Медуэй» имел возможность принять на борт до 144 тонн и 1880 торпед ДТ.

Двигательная установка корабля была кроме этого дизельной. Кроме размещения собственного экипажа в 400 моряков, на корабле оборудовали жилые и рабочие места для ещё 1335 человек, что соответствовало его роли плавбазы и плавмастерской для нескольких флотилий подлодок на дальних станциях.

У восьми нянек дитя без глаза

Британская плавбаза подлодок «Медуэй» в довоенной яркой серой окраске (из коллекции Манаса Иксанова)

По окончании долгих приготовлений, в мае 1930 года плавбаза вышла в море из Портсмута в сопровождении четырёх лодок типа О и отправилась с ними на Дальний Восток. В том месте «Медуэй» обязан была заменить судно «Титания» (HMS Titania), употреблявшееся в качестве плавбазы подлодок с 1915 года. Прибыв к месту назначения, «Медуэй» задержался в Китае на десять лет, базируясь на Гонконг и Вэйхайвэй (Порт-Эдуард).

Война застала плавбазу на ремонте в Сингапуре. По окончании его окончания Адмиралтейство решило перевести «Медуэй» на Средиземное море для помощи лодок 1-й подводной флотилии. 3 мая 1940 года плавбаза прибыла в Александрию, где и пребывала последующие два года.

После этого всё изменилось.

Финиш июня 1942 года был для союзников одним из самые худших периодов войны на Средиземном театре. Мальта держалась из последних сил, но 20 июня пал Тобрук, а подлодки и авиация Оси выбивали на море суда и корабли союзников. В итоге части танковой армии «Африка» Эрвина Роммеля были у Эль-Аламейна, всего в 60 милях от Александрии – основной базы английского флота в восточном Средиземноморье.

Было решено произвести её эвакуацию с размещением судов и кораблей в Порт-Саиде, Хайфе и Бейруте.

Плавбаза 4-й флотилии подлодок Королевского флота «Медуэй» в Гонконге (http://www.tuwenba.com)

29 июня 1942 года Александрию покинул маленькой конвой: «Медуэй» и греческая плавбаза подлодок «Коринфия» (Corinthia) вышли в Бейрут под охранением восьми крейсера и эсминцев ПВО «Дидо». (HMS Dido). Такие меры безопасности были обусловлены не только значимостью плавбаз, но и их груза. На борту «Медуэй» пребывало 90 торпед – запас для 1-й подводной флотилии.

Простая «семёрка» U 372

Подлодка U 372, выстроенная на одной из верфей Киля, относилась к типу VIIC. 19 апреля 1941 года она была принята в состав кригсмарине. Начальником стал 32-летний капитан-лейтенант Хайнц-Йоахим Нойман (Heinz-Joachim Neumann), что до прихода на подлодки служил на линкоре «Шарнхорст» (Scharnhorst).

По окончании двухмесячной подготовки U 372 была сочтена готовой к первому боевому походу, что начался 9 июля 1941 года из Тронхейма. 5 августа Нойман вместе с другими лодками нападал к западу от Ирландии конвой SL-81. Выпустив последовательно четыре торпеды, U 372 добилась двух попаданий. Это разрешило Нойману заявить потопление двух судов неспециализированным тоннажем 12500 брт.

В конечном итоге на дно пошли британские пароходы «Белгрэвиан» (Belgravian) и «Свифтпул» (Swiftpool) на 8341 брт. Всего лодка провела в Атлантике 36 дней, по окончании чего пришла в Брест с двумя вымпелами на перископе.

Второй поход U 372 начался 10 сентября 1941 года и продлился 34 дня. 18 сентября U 372 включили в группу «Бранденбург», которой было приказано создать завесу к юго-востоку от Гренландии. В данный же сутки одна из лодок группы нашла конвой SC-44, но из-за нехорошей связи координированную атаку организовать не удалось.

Однако, четырём лодкам удалось совершить наступление, и SC-44 утратил четыре торговых судна и корвет. Нойман в атаке участие не принимал, но 19 сентября добил английский пароход «Барон Пентланд» (Baron Pentland) на 3410 брт, что был торпедирован U 652 девятью днями ранее и дрейфовал, кинутый командой. Данный успех U 372 был единственным в походе, и 13 октября 1941 года лодка возвратилась во Францию.

Третий поход стал для U 372 прощанием с Атлантикой. 13 ноября 1941 года лодка вышла из Бреста и забрала курс на Ньюфаундленд, дабы присоединиться к группе «Штойбен». Но спустя 10 дней все лодки группы получили приказ идти в район Гибралтара для нападения на местные конвои.

6 декабря 1941 года штаб подводных сил сказал Нойману, что у его лодки сейчас новая база – итальянский порт Ла-Специя. Спустя трое дней Нойману удалось прорваться через «игольное ушко» Гибралтарского пролива и войти в Средиземное море. Сейчас его лодка стала частью новообразованной группировки германских субмарин в Средиземном море, посланных Гитлером на помощь битому британцами Муссолини.

16 декабря Нойман завершил поход, придя в Ла-Специю.

Подлодка U 372 самого распространенного типа VIIC – обычная «рабочая лошадка» кригсмарине

Первые два похода на новом театре боевых действий сложились для U 372 открыто неудачно. 25 января 1942 года, в первом из них, у побережья Египта лодка была атакована вражеским самолётом и взяла повреждения от скинутых бомб – было нужно возвращаться в Италию. Второй выход в море, 15 марта, был совсем провальным.

Уже спустя пара часов по окончании выхода из базы из-за машинного телеграфа и неисправности руля лодка села на мель у острова Тино и возвратилась в Ла-Специю. Ремонт затянулся – U 372 поставили в док практически на два месяца.

В очередной поход U 372 вышла вечером 15 июня 1942 года. Нойман опять получил приказ совместно с ещё несколькими лодками функционировать в восточной части Средиземноморья: разведка Оси зафиксировала перемещение вражеских транспортов между Сирией и Александрией, Палестиной и Порт-Саидом. Прибыв на место 23 июня, U 372 заняла позицию к северо-западу от Александрии и семь дней следила за обстановкой. 29 июня Нойман доложил в штаб об отсутствии удач, поскольку вражеский судоходный трафик был мал.

Также он сказал, что рано утром все-таки увидел два конвоя из Александрии, один из которых двигался на восток. Это были «Медуэй» и «Коринфия» со своим эскортом.

30 июня 1942 года в издании военных действий командующего германскими подводными силами на Средиземном море показалась такая запись:

«Были перехвачены радиосообщение и короткий сигнал, но они не могли быть приняты подобающим образом из-за сильных атмосферных помех. Сообщение было от U 372 (Нойман), маленький сигнал, возможно, также от неё. Отправлен запрос на их повторение. В 22:45 от U 372 получено сообщение.

Лодка сказала, что она удачно атаковала конвой в квадрате CP7236, увиденный день назад в 04:48, и, что в восточном направлении увидено активное перемещение вражеских кораблей и судов».

У восьми нянек дитя без глаза

Рано утром 30 июня Нойман нашёл пара транспортов и решил преследовать их. Лодка обогнала конвой, но в 05:20 была вынуждена безотлагательно погрузиться. Прямо по курсу показался вражеский эсминец, что сорвал U 372 возможность выйти в наступление.

Первый блин был комом.

«Медуэй» на Средиземном море в качестве базы лодок 1-й подводной флотилии. Корабль несет ломаную деформирующую окраску армейского времени (из коллекции Манаса Иксанова)

В восемь часов утра лодка поднялась на перископную глубину, а спустя шесть мин. акустик зафиксировал множественные шумы винтов другого конвоя. Подняв перископ, Нойман заметил громадное двухтрубное судно, четыре эсминца и другие эскортные суда. Затем начальник заявил торпедную атаку:

«08:12. Мы меняем курс к 0° для прорыва охранения. Соперник идёт на восток со средней скоростью.

Применение командирского перископа затруднено, поскольку море как зеркальная гладь.

08:25. Завершили прорыв охранения. Сейчас помехой для нападения есть лишь один эсминец.

08:27. Залп четырьмя торпедами! Глубина хода торпеды 4 метра, расстояние 1500 метров. Стреляли без применения прибора управления торпедной стрельбой, что через чур шумит. Три попадания! За ними слышны шумы разламываемых переборок и звуки тонущего корабля.

Судно, возможно, класса «Атавея» либо «Ниагара», но вероятно и «Матсония».

08:30. На глубине 120 метров.

08:50–09:50. Спорадические взрывы глубинных бомб далеко, около 20. Отошли, заряжая торпедные аппараты».

Так, в соответствии с записи в издании военных действий U 372, смотрелась атака конвоя, идущего на восток. Эсминцы эскорта закрывали «Медуэй» и «Коринфию» с флангов, образуя охранную завесу по четыре корабля с левой и правой стороны от плавбаз. Так как Нойман нападал с юга, он имел возможность видеть в перископ завесу правого фланга, складывавшуюся из эсминцев «Крум» (HMS Croome), «Алденхем» (HMS Aldenham), «Хиро» (HMS Hero) и «Сикх» (HMS Sikh).

Снимок плавбазы «Медуэй», сделанный по окончании торпедирования. Корабль, взявший пара торпед в правый борт, ложится им на воду. Возможно, снимок сделан с эсминца «Хиро» (https://plus.гугл.com/+JohnCurrinnz16613)

Рискуя быть найденным, Нойман на перископной глубине прошёл через завесу правого фланга и вышел прямо на «Медуэй», тоннаж которого оценил в 13 000 брт. «Коринфию» и крейсер «Дидо» он, разумеется, подметить опоздал, поскольку не имел времени и возможности для детального наблюдения.

Любопытной есть сама торпедная атака. Осознав, что прорыв эскортной завесы прошёл удачно, Нойман спустя 120 секунд произвёл залп, не задействовав кроме того прибор управления торпедной стрельбой. Такая стрельба «на глазок» была позвана боязнью найти себя шумом, и пистолетной расстоянием до цели по окончании успешного манёвра U 372.

Счёт шёл на секунды, что подтверждает время хода первой торпеды до цели.

Не обращая внимания на то, что Нойман указал расстояние стрельбы в 1500 метров, первая торпеда поразила «Медуэй» спустя 25,5 секунд по окончании пуска. Это время приблизительно соответствует намного меньшей дистанции в 400 метров. Позднее в издании военных действий лодки было записано, что лодку прекрасно тряхнуло, погас свет, а рубочный люк разрешил течь.

Все это показывает, что начальник U 372 указал неверную расстояние, забрав цифры с «потолка». Помимо этого, по окончании таких родных разрывов контроль над лодкой мог быть потерян и возвращён лишь на глубине 120 метров, где U 372 была спустя 180 секунд.

Тонущая плавбаза издали. Рядом с ней один из эсминцев эскорта, занимающийся спасением людей. Где рядом в глубине прячется от возмездия U 372 (https://plus.google.com/+JohnCurrinnz16613)

Но фортуна легко бессовестно благоволила в то утро Нойману и его лодке, разрешив не только потопить ответственную цель в рискованной атаке, но и сохраниться по окончании нескольких взрывов торпед на самоубийственной расстоянии. Помимо этого, эсминцы охранения не смогли найти лодку, разрешив ей без всяких последствий уйти от расплаты по окончании торпедирования «Медуэй». Переждав опасность на глубине, U 372 в 12:58 всплыла на поверхность, дабы рассказать об успехе в штаб.

испытание мужества и Проверка дисциплины

Для британцев атака U 372 была неожиданной. Первым увидел опасность начальник 1-й подводной флотилии кэптэн Филипп Рук-Кин (Phillip Ruck-Keene). Пребывав на мостике, он в 300–400 ярдах от корабля заметил воронку, которая могла быть образована пуском торпед либо рубкой подлодки, на мгновение показавшейся на поверхности.

Рук-Кин был бессилен что-либо сделать: прежде, чем плавбаза имела возможность совершить манёвр уклонения, в её правый борт попали две либо три торпеды. Корабль лишился электроэнергии и хода. Приняв через пробоины большое количество воды, он взял сильный крен и начал ложиться правым бортом на воду.

Рук-Кин приказал людям покинуть «Медуэй», и в 08:42, спустя 15 мин. по окончании взрывов, плавбаза затонула.

Последнии секунды плавбазы «Медуэй». Над водой остался лишь шнобель корабля, что также не так долго осталось ждать скроется под водой. Множество спасшихся людей держатся на воде в ожидании помощи (https://plus.гугл.com/+JohnCurrinnz16613)

Так как спуск шлюпок был неосуществим, морякам было нужно прыгать в воду. операция по спасению началась уже спустя пять мин. по окончании атаки лодки, в то время, когда эсминец «Хиро» получил приказ принять сохранившихся людей на борт. Сейчас остальные эсминцы начали сброс глубинных бомб, и многие люди, пребывавшие в воде, почувствовали на себе последствия взрывов.

Но все закончилось благополучно. Не обращая внимания на то, что морякам с «Медуэй» не удалось воспользоваться плотами и шлюпками, жертвы были малы: погибло, по различным данным, 18 либо 30 человек. Много обломков и части груза, оставшихся на плаву по окончании смерти корабля, и своевременно начатый эсминцами «Хиро» и «Зулу» (HMS Zulu) подбор людей из воды, разрешили спасти 1105 человек.

Непременно, спокойное и тёплое море кроме этого сыграло громадную роль в успешном финале спасательных работ.

В собственном рапорте кэптэн Рук-Кин потом написал, что нижние чины и офицеры в момент смерти корабля вели себя примерно, в лучших традициях флота. Любопытно подчернуть, что экипаж «Медуэй» не был только мужским и включал в себя дам из Женской запасного работы ВМС (Women’s Royal Naval Service), каковые не уступили в мужестве и силе духа сильному полу.

Одри Сильвия Конингхэм (в центре), офицер штаба 1-й флотилии, совершившая мужественный поступок, спасший жизнь раненому моряку (http://www.iwm.org.uk)

Самоотверженный поступок совершила Одри Сильвия Конингхэм (Audrey Sylvia Coningham), офицер штаба 1-й флотилии. Появлявшись в воде, она увидела спасательный круг и двух моряков, цеплявшихся за него. Один из них тонул – ефрейтор Лесли Кроссмен (Leslie Crossman), при прыжке в воду повредивший ногу об ракушки на днище корабля. Хорошая пловчиха, Одри дала ему собственный круг, что разрешило раненому продержаться на воде до подхода шлюпки, а сама вплавь добралась до эсминца.

Потом она была награждена за собственный поступок медалью Альберта, вручавшейся за спасение судьбы.

Последствия

Утрата плавбазы «Медуэй» больно ударила по действиям британских лодок на Средиземном море. Не считая смерти полезного корабля, были утеряны боезапас и нужное оборудование 1-й подводной флотилии. Из 90 торпед сохранилось лишь 47, каковые не затонули и потом были подобраны с поверхности.

В итоге успешная атака U 372 стала причиной тому, что подлодки 1-й флотилии, утратившие на «Медуэй» снаряды и свои торпеды, смогли потопить в июле 1942 года лишь 800 тысячь киллограм торгового тоннажа соперника.

Также, произошедшее отразилось на подлодках, базировавшихся на Мальте, поскольку по окончании смерти «Медуэй» британцам было нужно вернуть обратно в Бейрут малую плавбазу «Тэлбот» (HMS Talbot), которая была послана на остров ранее. Позднее её переименовали в «Медуэй II».

Кэптэн Филипп Рук-Кин (сидит за столом) – начальник 1-й подводной флотилии Королевского флота (http://www.iwm.org.uk)

Так, один залп U 372 нанёс очень значительный урон всему английскому подводному флоту на Средиземноморье. Возможно высказать предположение, что в тех условиях смерть корабля была сравнима с утратой как минимум тяжёлого крейсера, в противном случае и линейного корабля. Отдавая должное «убийце» плавбазы и памятуя о её серьёзной роли в жизни 1-й флотилии, кэптен Рук-Кин сообщил: «Раз уж [Медуэй] суждено было быть потопленным, справедливо, что это сделано подлодкой, которой удалось совершить красивую атаку, прорвав замечательное кольцо судов охранения с асдиками, оставаясь незамеченной».

Смерть плавбазы привела к в военно-морских кругах Англии по вопросу эффективности тактики судов ПЛО на Средиземном море. Но Адмиралтейство отмело обвинения в неспособности эскортных судов обеспечить нужную защиту серьёзным судам наподобие плавбазы либо линейного корабля «Бархэм».

Так, помощник командующего силами ПЛО в Адмиралтействе кэптэн Филипп Кларк (Philip Clarke) объявил, что такая точка зрения «воняет, как гнилая рыба: командующий [ПЛО] остаётся при мнении, что в целом английские эскортные суда более удачно противодействуют подлодкам, чем итальянские. Быть может, дело в том, что мы не трубим об этом любой раз, в то время, когда срабатывает асдик».

другие офицеры и Кларк только заостряли внимание на заметных перепадах температуры слоёв воды, характерных для Средиземного моря летом, что заметно снижало эффективность гидролокатора, в особенности недалеко от дельты Нила. К сожалению для британцев, эта точка зрения стала причиной ещё одной трагедии, в то время, когда спустя месяц в практически схожих условиях германская подводная лодка U 73 послала на дно авианосец «Игл» (HMS Eagle).

Английский эсминец «Хиро», сыгравший ключевую роль в спасении 1105 человек с плавбазы «Медуэй» (https://en.wikipedia.org)

Что касается авторов победы над плавбазой «Медуэй», то всего через месяц, 4 августа 1942 года, U 372 потопили юго-западнее Хайфы прозевавшие её атаку 30 июня эсминцы «Зулу», «Сикх» и «Крум», и присоединившийся к ним «Теткотт» (HMS Tetcott). С воздуха судам ассистировал «Веллингтон» из 221-й эскадрильи Королевских ВВС. Все 48 членов экипажа лодки, включая начальника, были подняты британцами из воды и совершили остаток войны в плену.

В завершение хотелось бы заявить, что атака капитан-лейтенанта Ноймана по значимости и сложности исполнения потопленной цели мало в чём уступает громким удачам его сотрудников, пославших на дно линейный корабль «направляться» либо Арк «и» авианосцы «Игл Ройал» (HMS Ark Royal). Она в полной мере заслуживает включения в перечень самые ярких эпизодов подводной войны на Средиземном море.

Создатель высказывает глубокую признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.

литература и Источники:

  1. NARA T1022 (трофейные документы германского флота)
  2. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  3. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annapolis: Naval Institute Press, 1999
  4. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. Mittler Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001
  5. Bertke D.A., Smith G., Kindell D. World War II Sea без сомнений. Volume 3: The Royal Navy is Bloodied in the Mediterranean – Bertke Publications, 2012
  6. Morgan D., Taylor B. U-Boat Attack Logs. A Complete Record of Warship Sinkings from Original Sources 1939–1945 – Seaforth Publishing, 2011
  7. Paterson L. U-Boats in the Mediterranean: 1941–1944 – Annapolis: Naval Institute Press, 2007
  8. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 7. Norderstedt
  9. Wynn K. U-направляться Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
  10. http://www.uboat.net
  11. http://www.uboatarchive.net
  12. http://historisches-marinearchiv.de
  13. http://www.naval-history.net

\


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: