Век карманных субмарин: мини-субмарины

Век карманных субмарин: мини-субмарины
    «Океанская жемчужина» отправляется на прогулку в океанские глубины у берегов Калифорнии. Сферическая кабина этого аппарата превосходно выдерживает давление, дает красивый обзор при минимуме оптических искажений

Мы начинаем погружение. Вот уже зеленоватая недружелюбная рябь плещется на уровне моих ног, а граница между водой и воздухом неуклонно движется вверх. Мне-то, слава всевышнему, удается оставаться сухим — так как я в прозрачного герметичного акрилового шара диаметром 135 см. Этим шаром увенчан шнобель канареечно-желтой подлодки водоизмещением 3,5 т, а вся конструкция — итог труда еще молодой компании SEAmagine Hydrospace Corporation.

Этот аппарат — прототип, флагман для целой линейки персональных плавсредств, каковые должны совершить революцию в мире подводных лодок для частного применения. Пришло время развернуть данный бизнес от создания штучных игрушек для богатых к настоящему серийному производству. По крайней мере так думает исполнительный директор и президент компании Уильям Конен. Он сидит рядом со мной в стеклянной сфере на месте пилота и рассуждает: «Мой ориентир — Boeing, не больше и не меньше.

На рынке подводных аппаратов еще найдется место для компании уровня Boeing, и занять его планирую как раз я».

Быть может, так оно когда-то и будет. А до тех пор пока тут, в Хантингтон-Бич в Южной Калифорнии, стоит красивая погода и с лазурного неба сияет ослепительное солнце. На пирсе собралась маленькая масса людей, с любопытством замечающая за тем, как мы медлено уходим под воду.

Как в радостных снах

Волны сомкнулись у нас над головой, и окружающая нас стеклянная сфера мигом провалилась сквозь землю. Появилось необычное чувство, что я не сижу в судна, а просто нахожусь под водой, наряду с этим почему-то ухитряясь оставаться совсем сухим. Мы медлительно опускаемся и зависаем над самым дном.

Согнувшись вперед, я всматриваюсь в чёрный ил прямо у меня под ногами. Отечественное появление спугнуло какую-то буроватую рыбешку, и она извивается над илом в отыскивании убежища. Всматриваюсь вверх — в том месте, на изнаночной стороне водной поверхности, среди серебристых бликов пляшет бело-желтое пятно солнца.

Я опасался, что погружение приведёт к чувству клаустрофобии либо какие-то другие страхи, но ничего аналогичного — в душе царит безмятежность, как в радостных снах. «Эта штуковина сделана не чтобы перемещаться в ней из пункта А в пункт Б, — говорит Конен. — Ее назначение — вот так зависать в водной толще, дабы сверху наслаждаться просторами глубин».

Продолжительное время возможно было лишь грезить о том, дабы иметь собственную подлодку и самому на ней плавать. В течение целого века субмарины употреблялись достаточно обширно — но только в военных и время от времени научных целях. На рынке развлечений подобные аппараты практически не оказались.

Действительно, сейчас частные подводные лодки вошли в моду, став игрушками для богатых, и какая-нибудь мегаяхта без подлодки на борту воспринималась уже как шикарный автомобиль без встроенного DVD-плеера. Русский олигарх Роман Абрамович держит на собственной 377-футовой яхте Pelorus двухместную подлодку, а 413-футовая яхта Пола Аллена Octopus ценой $450 млн может похвалиться десятиместным подводным аппаратом.

на данный момент практически всем миллиардеров не до шикарных игрушек, так что все мировое производство в данной сфере может только окуклиться и ожидать окончания кризиса. В случае если данный рынок в сегменте «хай-энд» все-таки выживет, то разумеется, что со временем технологический прогресс сделает мини-субмарины дешёвыми и для более широкого круга клиентов.

Как скинуть лишний вес?

Строительство подводных лодок связано с ответом значительных технических неприятностей. В первую очередь, очень непросто достигнуть в один момент безопасности и дешевизны аппарата. Обстоятельством тому и коррозионное действие морской воды, и фантастическое наружное давление, быстро растущее вместе с глубиной, и другие факторы большого риска.

Жизненно серьёзное оборудование, применяемое в таких критических условиях, должно владеть излишней надежностью, элементы конструкции приходится рассчитывать для противодействия ожидаемым нагрузкам с многократным резервированием. Просуммировав все эти мысли, мы осознаем, что подлодка неизбежно окажется тяжелой, сложной и дорогой.

Все это было правильно, пока в распоряжении судостроителей не показались такие новые материалы, как высокопрочные композиты и титан. «Благодаря революции в цифровой технике мы пришли наконец к обстановке, в то время, когда за в полной мере разумные деньги возможно выстроить маленькую глубоководную субмарину, — говорит легендарный конструктор подлодок Фил Нуйтен. — Электронный блок, что раньше был размером с чемодан, сейчас умещается в наперстке, полутораметровые камеры весом в полтора центнера преобразовываются в игрушку величиной с банку леденцов». Возможности подлодки The Ocean Pearl («Океанская жемчужина») — это не только развлечение для таких любознательных пассажиров, как я. Опытные исследователи-подводники также приняли ее на ура.

Один из первых клиентов, взявших эту субмарину из рук компании SEAmagine, был Джордж Басс, основатель Университета подводной археологии. С его именем связаны раскопки в Средиземном море на местах крушения древних судов. Уже с 1960-х Басс самостоятельно руководит подводными аппаратами, но панорамный обзор, дешёвый пилоту из новой подлодки, привел его в настоящий восхищение. «Чувство, словно бы ты сидишь у себя в гостиной, — говорит Джордж, — не смотря на то, что в действительности находишься на 50-метровой глубине и смотришь за ходом раскопок».

Совсем не игрушка

Нужно заявить, что создатели мини-субмарин пока не смогли всецело решить все стоящие перед ними неприятности, и у существующих конструкций имеется очевидные минусы. Одни лишь затраты по эксплуатации аналогичного аппарата должны достигать порядка $30 000 в год. Многие модели между погружениями в обязательном порядке нужно извлекать из воды, перезаряжать их аккумуляторная батареи, наполнять баллоны сжатым воздухом, и контролировать состояние всех резиновых уплотнений.

Сервисное обслуживание таковой субмарины представляет собой кропотливое и трудоемкое занятие, которое возможно доверить лишь квалифицированному персоналу.

У большинства представителей судостроительной индустрии возможности массовой продажи субмарин для частного применения приводят к серьёзной озабоченности. «На рынке их предлагают легко как игрушки, — говорит Ричард Боггс, технический директор яхтенной компании CamperNichol-sons International. — Но это сверхсложные аппараты, и, дабы ими руководить, нужна хорошая подготовка и высокая техническая культура».

Но возвратимся в морские глубины. Уильям Конен разрешает мне забрать управление на себя. Скоро я осознаю, что двигаться вперед и вбок не так уж сложно, а вот чтобы зависнуть в одной точке, требуется некая сноровка. Из-за безопасности «Океанской жемчужине» придали маленькую хорошую плавучесть — при сбоя с энергоснабжением она сама всплывет на поверхность.

А чтобы оставаться на глубине, требуется привести в перемещение винт с вертикальной тягой. Фокус пребывает в том, что все операции по управлению лодкой необходимо проводить с некоторым опережением, как бы предвидя их необходимость. Если вы когда-нибудь летали на воздушном шаре, то осознаете, о чем я говорю, — то же самое, лишь напротив.

«Океанская жемчужина»

Разработка.

В целях безопасности мини-субмарине «Океанская жемчужина» придана хорошая плавучесть. В глубину лодку увлекает не вес балласта, а тяга, создаваемая винтом.

«Океанская жемчужина»

Производитель: SEAmagine Hydrospace // Число пассажиров: 2 // Водоизмещение: 3,15 т // Макс. глубина погружения: 150 м // Макс. скорость: 2,5 узла (4,5 км/ч)

1. Сонар (эхолокатор)

Приемник эхолокатора находится в передней части судна. На экране в кабине указываются препятствия, каковые не видны в загрязненной воде.

2. Баки плавучести

В то время, когда лодка на поверхности, баллоны приподнимают ее над водой, создавая борт более 70 см. При погружении из баков производят воздушное пространство.

3. Винт с вертикальным вектором тяги

Расположен по центру весов судна. Создавая вертикальный поток воды, позволяет руководить погружением лодки.

4. Наружный пульт

Именно поэтому приспособлению оператор в акваланге может руководить подлодкой и катать несколько пассажиров в кабине.

5. Корма с запасом плавучести

Заполнение кормовой части судна пенопластом придает лодке горизонтальное положение как на поверхности, так и в глубине.

6. Винты на корме

Управляются посредством джойстика, разрешая судну двигаться вперед-назад, и поворачиваться на месте.

C-Quester 3

Производитель: U-Boat Worx

Количество пассажиров: 3

Водоизмещение: 4,17 т

Макс. глубина погружения: 100 м

Макс. скорость: 3 узла (5,4 км/ч)

Запас хода: 6 часов (совокупности жизнеобеспечения вычислены на 96 часов)

OrcaSub

Производитель: Sub Aviator Systems

Количество пассажиров: 2

Водоизмещение: 4 т

Макс. глубина погружения: 600 м

Макс. скорость: не меньше 6 узлов (11 км/ч)

Запас хода: 12 часов (совокупности жизнеобеспечения вычислены на 96 часов)

OrcaSub представляет собой подводное судно, снабженное крыльями. Эта субмарина ведет себя под водой приблизительно так же, как самолет в воздухе: ее поступательное перемещение порождает на двух похожих на крылья парах плавников настоящую подъемную силу, лишь направлена она не вверх, а вниз. Два расположенных на корме толкающих винта выдают по 2250 ньютонов тяги и снабжают скорость в 6 узлов.

Для маневрирования рядом с подводными препятствиями употребляются винты боковой тяги на носу и на корме. С их помощью лодка может двигаться боком либо разворачиваться на месте. Первую субмарину данной серии предполагается заложить в текущем году.

Ее строительство займет полтора года, а стоить она будет $2,2 млн.

А что у нас?

В июле прошлого года на одном из подмосковных водохранилищ русский предприниматель Дмитрий Богачев показал журналистам двухместную подлодку собственной конструкции.

Производитель: собственноручно изготовлена Дмитрием Богачевым // Число пассажиров: 2 // Водоизмещение: 3,5 т // Расчетная глубина погружения: 65 м // Макс. скорость: 2,5 узла (4,5 км/ч) // Запас хода: 4 часа

Создание современной подлодки, пускай кроме того рассчитанной на 1−3 человек, требует применения промышленных разработок. Но попытки сделать персональную «сухую» мини-субмарину, что именуется, «в гараже» кроме этого предпринимаются а также с относительным успехом.

Первые погружения

Само собой разумеется, это не самоделка в чистом виде — проводить расчеты Богачеву помогали эксперты, а корпус был сварен на судостроительном заводе в Рыбинске. Но тогда, в июле, было разумеется, что мини-субмарина представляет собой очень сырой и несовершенный продукт: лодка имела заметный дифферент на корму и на борт, а из-за протекающих уплотнителей около судна появилось масляное пятно. Продемонстрировав журналистам пара всплытий и погружений, практически на следующий сутки Дмитрий отбыл на Ладогу, где собирался провести ходовые опробования собственного детища с погружениями на 6−8 м.

Драма на Ладоге

На протяжении одного из тестовых плаваний лопнул и развалился на куски герметичный люк из закаленного стекла и вода хлынула в кабину. К счастью, сам пилот не пострадал, но лодка затонула, и ее было нужно поднимать со дна. Это досадное происшествие, но, не вынудило Дмитрия опустить руки.

Сейчас стеклянный люк заменен на титановый; перераспределив оборудование и балласт в субмарины, удалось совладать с дифферентом. Помимо этого, лодка оснащена электронным датчиком глубины, что при превышении максимально допустимых значений дает команду на наполнение воздухом аварийных баков плавучести. В феврале этого года Дмитрий Богачев экспонировал собственную доработанную конструкцию на столичной выставке, посвященной яхтам и катерам.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№77, март 2009).

Субмарина 2010


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: