Верхом на перископе

Жизнь моряка-подводника всегда была насыщена неординарными событиями — другой экипаж субмарины по количеству «хождений по лезвию ножа» за один поход может с лихвой перекрыть все отпущенные ограничения везения для мирного человека. Время от времени смертельно страшные обстановки по окончании их успешного завершения выглядят забавно либо кроме того смешно — как в двух сходных случаях, в которых подводный флот Фашисткой германии чуть было не утратил собственных лучших асов в начале карьеры, практически покинув их на поверхности моря.

Капитан-лейтенант Йоахим Шепке (Joachim Schepke) вошел в историю как один из самых успешных подводных асов Германии 1940 года, последнее полугодие которого именовалось германскими подводниками не в противном случае как «радостные дни». Данный период Битвы за Атлантику был одним из самых тяжелых для Англии: лишь с сентября по декабрь от атак подлодок пострадало как минимум несколько десятков конвоев, четыре из которых понесли очень большие потери.

Шепке на собственной U 100 (тип VIIB) активно учавствовал в избиении английских судов в северной части антлантического океана вместе с Прином, Кречмером и другими, и считался одним из самых страшных соперников в действиях против конвоев. В то время, когда U 100 подключалась к атаке, британцам редко получалось избежать утрат, а необычный рекорд Шепке в виде потопленных за три часа 50 000 тысячь киллограм на протяжении атаки злосчастного конвоя HX-72 21–22 сентября 1940 года так и продержался всю войну.

Верхом на перископе

Подлодка U 100 проходит опробования в Кильской бухте, лето 1940 года

Шепке был умелым и гениальным подводником, что помогло ему взять Рыцарский крест в сентябре 1940 года за честно собранные без какого-либо завышения 100 000 тысячь киллограм. Не считая всего другого, он владел громадной харизмой, что скоро разрешило ему стать предметом обожания собственного экипажа. Шепке в отношении команды был демократом и не «закручивал гайки» в вопросах дисциплины, как его лучший приятель Прин, известный своей строгостью.

По данной причине, а также в силу собственной отчаянного характера и бесшабашности он время от времени попадал в трагикомичные обстановки, каковые тут же становились известны всему германскому подплаву. Но, сам он принимал все это с неизменным эмоцией юмора. Так было и в тот сутки, в то время, когда был «изобретен» так называемый «маневр погружения начальника подлодки» (Kommandanten-Tauchmanover) по способу Йоахима Шепке.

Это произошло в первом же боевом походе U 100.

Новый тактический приём

9 августа 1940 года в 16:00 по Берлинскому времени U 100 вышла в море из Киля. Пройдя каналом кайзера Вильгельма, Шепке вывел собственную лодку в Северное море, имея задание обогнуть Англию и функционировать на коммуникациях в районе северо-западного подхода атлантических конвоев к Ливерпулю и Белфасту.

В полночь с 15 на 16 августа лодка пришла на начала и позицию поиск целей. В 08:25 верхняя вахта увидела за кормой судно. Лодка начала сближение с целью, по окончании чего погрузилась, дабы нападать в подводном положении. Шепке, разглядев судно в перископ и заметив светло синий дымовую трубу с тёмной кромкой, сделал вывод, что перед ним современный теплоход компании «Blue Funnel Line» в 6000 тысячь киллограм.

Начальник U 100 совершил ошибку – в действительности это было бывшее германское судно «Помона» (Pomona, 4864 тонны), выстроенное в Гамбурге во второй половине 30-ых годов XX века. На начало войны «Помона» пребывала на ремонте в английских доках. Ее германский экипаж пробовал поджечь судно, дабы оно не попало в руки неприятеля, но пожар был потушен, и теплоход сохранился.

Его переименовали в «Эмпайр Мерчант» (Empire Merchant) и передали для потребностей Министерства армейского транспорта Англии. В момент встречи с германской лодкой теплоход совершал одиночное плавание из Англии на Ямайку с грузом почты.

В 09:27 лодка выпустила две торпеды, первая из которых попала в цель спустя 85 секунд, а вторая спустя 95 секунд. Так как Шепке в перископ видел только неясные и расплывчатые контуры судна, а громкость обоих взрывов ему показалось через чур не сильный, он приказал всплывать, дабы заметить итог атаки собственными глазами.

Судно вправду взяло два торпедных попадания в правый борт. Погибло семь членов экипажа и один артиллерист из обслуги установленного на корме орудия. Остальные (сохранилось 49 человек – экипаж, пассажиры и артиллеристы) спустили на воду шлюпки и покинули тонущее судно.

Последними теплоход покинули радист и капитан, каковые до конца передавали сигнал бедствия и после этого спрыгнули за борт – их подобрала ближайшая шлюпка. Но капитан-лейтенант Шепке ничего из этого не заметил.

Экипаж подлодки U 100 по окончании церемонии принятия субмарины в строй, май 1940 года

В 09:35 лодка всплыла в позиционное положение, в котором на поверхности пребывала лишь рубка. Начальник скоро вылез на мостик, дабы осмотреться, но сделать этого опоздал – дальше события стали разворачиваться мгновенно. К удивлению Шепке, лодка начала скоро погружаться под воду носом, не покинув ему времени на спуск в рубку. Начальник скоро оценил обстановку – всё, что он имел возможность сделать, это захлопнуть рубочный люк сверху, оставаясь на мостике. Лодка скоро погружалась.

Задраив люк, Шепке вцепился руками в тумбу перископа, в то время, когда вода уже сомкнулась над его головой. Возможно, он уже подготовился прощаться с судьбой, в то время, когда так же нежданно лодка начала всплытие. Шепке совершил под водой весьма маленькое время.

Появлявшись опять на поверхности, он «выгнал» из рта и носа морскую воду и начал ожесточенно тереть себе лицо.

Тем временем рубочный люк открылся, и из него показался первый вахтенный офицер U 100 Гюнтер Крех (Gunther Krech). Заметив полностью промокшего начальника, вцепившегося в тумбу перископа, Крех еле подавил ухмылку. В то время, когда Шепке справился с чувствами, он, конечно, захотел выяснить, как по большому счету его «купание» имело возможность случиться!

«Забыли закрыть клапана вентиляции цистерны главного балласта № 5, исходя из этого была продута лишь кормовая цистерна», – виновато ответил первый вахтенный офицер. Крех спросил у начальника, какова будущее судна, которое они торпедировали. Шепке пожал плечами и поднял бинокль в направлении предполагаемого места атаки. Его взгляду предстала картина заваливающегося на правый теплохода, что после этого опрокинулся вверх килем и ушел под воду, задрав корму вертикально.

Агония «Эмпайр Мерчант» с момента торпедирования до ухода под воду длилась менее получаса.

В стороне от тонущего судна были увидены спасательные шлюпки. Шепке решил покинуть их в покое и приказал забрать курс на юго-запад. Сейчас на мостик встал навигатор лодки Август Блокус (August Blockus), что служил с Шепке еще на U 19.

Ему также была поведана история о «маневре погружения начальника подлодки».

Английский теплоход «Эмпайр Мерчант», бывшая германская «Помона»

«Герр калой [Kaleu – сокращенное от Kapitanleutnant, жаргонное сокращение звания, бывшее в ходу у германских подводников – прим.ред.], Вы должны быть довольны, что британцы из шлюпок не видели Вас. Их бы изрядно повеселила картина, как германский начальник нырял совместно со своей подводной лодкой» – сообщил Блокус. Все, кто был на мостике, разразились гомерическим хохотом.

Шепке ничего не оставалось, как также посмеяться над той обстановкой, в которой он побывал.

Оказалось, что навигатор был совсем прав. Спасшиеся с «Эмпайр Мерчант» увидели всплывшую U 100 и задались вопросом, из-за чего немцы не подошли к шлюпкам и не допросили их? Возможно, они вправду не увидели, как лодка нырнула носом и как Шепке, оставшись на мостике, был должен закрыть рубочный люк снаружи и погрузиться вместе с кораблем.

В будущем будущее не отвернулась от пассажиров и экипажа английского судна: все 49 человек с 18 по 23 августа были подобраны в море дружественными судами и доставлены в Англию.

Фраза, сказанная первым вахтофицером об открытых клапанах вентиляции цистерны, разрешает осознать обстоятельства происшествия. На лодках VII серии основной балласт принимался в пять цистерн: №1 в легком корпусе в кормовой оконечности, №2 и №4 в бортовых булях, самая громадная №3 в прочного корпуса в 3-м отсеке, и №5 в легком корпусе в носовой оконечности. Все балластные цистерны, не считая №1 и №3, имели возможность употребляться для хранения горючего.

Цистерны главного балласта, не считая средней группы, были безкингстонными, управление всеми клапанами вентиляции осуществлялось из центрального поста.

Отдав приказ на всплытие, Шепке подготовился скоро выскочить на мостик, дабы осмотреться. Для этого был продут балласт средней группы цистерн (№2, №4 и №3), и лодка всплыла в позиционное положение, в то время, когда над водой находится лишь рубка. По окончании того, как начальник поднялся на мостик, была отдана приказ на продувку концевых цистерн №5 и №1 чтобы лодка перешла из позиционного в крейсерское положение, в то время, когда продут целый балласт, а дизеля готовы к запуску.

Но обстановка вышла из-под контроля, поскольку клапан вентиляции цистерны №5 был открытым то ли из-за технической неисправности, то ли из-за людской неточности, что в следствии стало причиной обрисованным последствиям.

Наверное, на случай срочного погружения носовые рули были отвалены, а лодка была на ходу под электромоторами. Исходя из этого, в то время, когда была отдана приказ продуть балласт концевых цистерн, была продута лишь кормовая цистерна, а в носовой цистерне воздушное пространство через незакрытый клапан вентиляции, что должен был быть закрыт. В следствии в носовой цистерне балласт остался не продутым, и лодка, имея дифферент и ход на шнобель, начинала «зарываться» в воду.

Слева: U 100 возвращается из собственного первого похода, в котором случились обрисовываемые события. Фото сделано в сентябре 1940 года.
Справа: ланч Йоахима Шепке на мостике U 100

Начальник на мостике осознал, что что-то идет не так, но времени на выяснение обстоятельств не было, и он принял единственно верное ответ – захлопнуть рубочный люк чтобы не было попадания воды в лодку и тем самым спасти корабль от трагедии практически ценой собственной жизни. Шансов выжить у Шепке было мало, но ему повезло, потому, что в центральном посту скоро осознали обстоятельство роста дифферента на шнобель, закрыли клапана вентиляции носовой цистерны главного балласта и продули ее, вернув лодку на поверхность.

Шепке честно вписал в издание военных действий U 100 все случившееся 16 августа:

«09:35. Всплытие. Я был на мостике, в то время, когда лодка неожиданно начала погружаться. Я был должен ринуться к рубочному люку, дабы закрыть его, поскольку не успевал спуститься вниз.

Лодка, имея движение, погружалась и исчезала под водой все стремительнее и стремительнее. Я смог прочно ухватиться за тумбу перископа, причем в тот момент море уже накрыло меня с головой. Это, должно быть, смотрелось весьма смешно для людей в шлюпках – видеть, как германский начальник ныряет совместно со своей субмариной.

Но лодка начала медлительно всплывать».

Но командующий германскими подводными силами Карл Дёниц по окончании ознакомления с записью в издании U 100 по окончании ее первого похода юмора собственного подчиненного не разделил и наложил резолюцию: «Аварии на протяжении погружения, подобные случаю 16 августа, больше не должны иметь место никогда». Не обращая внимания на то, что Шепке блестяще совершил собственный первый поход на новой лодке, потопив шесть судов неспециализированным тоннажем в 25 812 тысячь киллограм, он имел возможность довольно глупо умереть сам и погубить собственную «семерку» вместе с экипажем.

Исходя из этого недовольство командующего в полной мере объяснимо – боевых лодок для выхода в море у Деница было так мало, что для их пересчета хватило бы пальцев на руках. Смерть каждой боевой единицы была бы воспринята очень болезненно, но наказания Шепке избежал, отделавшись оргвыводами.

История о вреде курения

Любопытно, что приятель Шепке и соперник в соревновании по комплекту тоннажа, узнаваемый подводный ас Отто Кречмер (Otto Kretschmer) в один раз был в похожей обстановке, но еще в довоенное время, в осеннюю пору 1936 года. Тогда он первенствовал вахтофицером на U 35 второй флотилии подлодок, которая вместе с U 28 в первый раз должна была выйти в Атлантический Океан с переходом в Понта-Делгада на Азорских островах. В тот холодный декабрьский сутки, по окончании всплытий и непрерывных погружений, Кречмер и начальник поднялись на мостик, где Отто закурил сигару, намекая, что экипажу нужен отдых: «Я считал, что он разрешит мне докурить её до конца, но, взглянув ему в глаза, я осознал: «Нет, не позволит».

Дабы оттянуть новое погружение, Отто объявил, что идёт на палубу высвободить орудие от воды, и с сигарой в зубах скоро сбежал по трапу: «Я трудился с орудием на палубе, и внезапно – псссссшшшшш – лодка начала погружение. Вода скоро приближалась, исходя из этого я побежал на мостик и попытался вскарабкаться по перископной трубе; я сохранял надежду, что, возможно, меня увидят в окуляр. Само собой, труба была обильно смазана маслом, и у меня ничего не вышло».

Всё ещё цепляясь за перископ, Кречмер уходил на глубину вместе с U 35. «В то время, когда вода стала тёмно-зелёной, я отцепился и всплыл». Появлявшись в ледяной воде в наступающей темноте без спасательного жилета, Отто уже поразмыслил было, что продолжительно ему не протянуть: «На дворе был декабрь, исходя из этого я был тепло одет в мой кожаный костюм с резинками на щиколотках и запястьях – костюм держал кое-какой воздушное пространство и помогал мне плыть. Кроме этого на мне были морские сапоги, державшие воздушное пространство, но он всё равняется травился, исходя из этого мне было нужно плыть по-собачьи».

Слева: мостик подлодки VII серии. На фото видны (сверху вниз) тумба зенитного перископа, из которой выглядывает его окуляр, тумба для крепления бинокля, открытый рубочный тумба и люк командирского перископа. Как раз за нее цеплялся Шепке в момент погружения собственной лодки.
Справа: два приятеля, два начальника подводных лодок – Гюнтер Прин и Йоахим Шепке

В тот момент, в то время, когда Кречмер уже начал сомневаться в собственном спасении, откуда ни возьмись, показалась U 35. С неё Отто кинули спасательный круг, но, будучи очень сильно замёрзшим, он уже не смог самостоятельно взобраться на борт: «Меня втащили на палубу, впихнули на мостик, я сообщил начальнику: «На борт прибыл!» Он ответил: «Благодарю, огромное благодарю. Прошу пройти вниз».

Никаких извинений. В то время, когда я попал вниз, я снял с себя всю мокрую одежду и выпил прилично рому, поскольку совокупности отопления на лодке не было. Я лёг в койку и энергично трудился ногами и руками, а позже попросил, дабы мне дали бутыли с тёплой водой, дабы согреться.

Если бы не это, я бы умер прямо в том месте в койке».

Если бы начальник не замечал в перископ и не увидел «что-то необычное», Отто Кречмер точно бы утонул. В то время, когда лодка возвратилась на базу, кто-то поведал о проишествии журналистам. Скоро в местной газете показалась статья, что Кречмер выбрался из смертельного переплёта, не производя сигары изо рта. «Само собой разумеется, про сигару это неправда», – с усмешкой вспоминал Кречмер.

С того времени он бросил курить.

Возможно, в связи с обоими случаями, и с Шепке, и с Кречмером, стоит отыскать в памяти древний морской обычай, в то время, когда при первом пересечении экватора новичкам позволяют испить соленой морской водицы. Похожим образом море «крестило» обоих будущих подводных асов, дав им, без всяких кавычек, испытать на собственной шкуре, как будут ощущать себя те, кто окажется на потопленных ими судах.

литературы и Список источников

  1. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945, Band 3. Norderstedt
  2. Roll H.-J. Kapitanleutnant Joachim Schepke: Der kuhnste Geleitzugkampfer der U-Bootwaffe – Flechsig Verlag, 2009
  3. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annopolis: Naval Institute Press, 1999
  4. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  5. Морозов М., Нагирняк В. Металлические акулы Гитлера. Серия VII – М.: «Яуза-Эксмо», 2008
  6. http://www.u-35.com
  7. http://uboatarchive.net
  8. http://uboat.net
  9. http://www.ubootarchiv.de

Один день с МШ #5. Верхом по железной дороге в Петербургъ.


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: