Ветеран тихоокеанского флота

Тяжело отыскать в памяти более успешный и массовый тип эскадренных миноносцев Второй мировой, чем эсминцы типа «Флетчер». не меньше тяжело отыскать корабль со столь же славной боевой историей. Второй эсминец этого типа, по имени которого стала называться вся серия, смотрелся не так впечатляюще, как стремительные крейсера и гигантские линкоры, но прошёл всю войну, участвовал в наибольших битвах на Тихом океане и оставался в строю до 1969 года.

Вымпел корабля-ветерана украсили пятнадцать боевых звёзд за Вторую мировую и пять – за Корейскую войну, что стало наглядным подтверждением его прозвища «Боевой Флетчер».

История создания

Новый тип эсминцев разрабатывался в 1939–1940 годах. Война для США ещё не началась, и американским судостроителям было непросто выработать «совершенную концепцию» лёгких судов – морские сражения на другой стороне Атлантики опоздали дать нужной статистики применения эсминцев. К примеру, настоящая эффективность морской авиации оставалась тайной для флотских теоретиков.

Так, не было ясности довольно нужных средств ПВО, соответственно, и резерва водоизмещения и свободного пространства, что требовалось заложить в проект новых эсминцев.

Эскизные заявки 1939 года являлись развитием типов «Бенсон» и «Симс». В то время для эсминцев существовало ограничение в 1600 т водоизмещения, но к 1940 году стало ясно, что столь незначительные размеры судов не разрешат оснастить их действенными зенитными средствами, и ограничение сняли.

Результатом разработок стал проект корабля длиной в 114,7 м (по другим сведеньям – 112,5 м) и водоизмещением 2100 т. Не обращая внимания на столь громадные размеры, это было очень быстроходное судно, талантливое развивать 38 узлов большого хода (при 15 узлах экономического) с диаметром разворота в 950 ярдов (867 м) на скорости в 30 узлов.

Министерство ВМС США одобрило проект, представленный экспертами Бюро Судостроения 27 января 1940 года. Эсминец предполагалось вооружить пятью 127-мм пушками Мk.12 с длиной ствола в 38 калибров. Главным средством противокорабельной борьбы становились два торпедных аппарата Мk.15, имевшие по пять труб калибра 533 мм (позднее были заменены на аппараты Мk.23). Для борьбы с подлодками соперника помогали шесть бомбомётов типа К с боезапасом в 28 бомб.

Зенитные средства складывались из счетверённого 28-мм орудия и четырёх 12,7-мм пулемётов «Браунинг». Одобрив проект, министерство разместило заказ на двадцать четыре корабля. К концу 1940 года заказ увеличился до много эсминцев, всего же за годы Второй мировой в строй поднялось 175 судов данной серии.

Эсминец с бортовым номером DD-445 спустили на воду 3 мая 1942 года, в самый разгар войны. Корабль назвали именем Фрэнсиса Фрайди Флетчера – начальника первого эсминца флота Американских Соединённых Штатов. Ранее в строй поднялся эсминец «Николас» (DD-449), но серия взяла имя корабля с меньшим тактическим номером.

Ветеран тихоокеанского флота

Фрэнсис Фрайди Флетчер (1855–1914), капитан корабля «Кашинг» – первого эсминца американского флота
navsource.org/archives

Эксплуатация судов практически сходу продемонстрировала неэффективность пулемётного оружия как зенитного средства. Новые боевые самолёты были через чур живучи кроме того для «солидных» пуль 50-го калибра. Более того, не хватает замечательной была и 28-мм орудийная установка – на «Флетчере» её заменили спаренной 40-мм пушкой «Бофорс».

Пулемёты кроме этого демонтировали, заменив их четырьмя 20-мм пушками «Эрликон».

В будущем, на протяжении модернизации 1943 года, количество «Бофорсов» довели до пяти, а «Эрликонов» – до семи. В 1945 году два «Бофорса» поменяли на счетверённые установки, а четыре из семи «Эрликонов» поменяли на спаренные, доведя общее число зенитных стволов до двадцати пяти. Тогда же был демонтирован один из торпедных аппаратов.

В целом, для «Флетчеров» был обычен перегруз конструкции: из-за него кроме того замечательная силовая установка в 60 000 л.с. ни при каких обстоятельствах не имела возможности выдать паспортной скорости в 38 узлов. Настоящий максимум хода этих эсминцев не превышал 34 узлов, что, однако, являлось впечатляющим показателем для столь больших судов. Как писал американский историк ВМФ Норманн Фридман, «в ретроспективе «Флетчеры» считаются самые эффективными из американских эсминцев.

Стремительные, вместительные, талантливые выдерживать большие повреждения, сражаясь ».

127-мм носовые орудийные установки эсминца «Флетчер»
navsource.org/archives
История работы

1942 год

По окончании размагничивания корпуса в Бейоне (16 июля) эсминец «Флетчер» отправился на базу Гуантанамо с целью проведения обучения экипажа. Начальником эсминца стал лейтенант-коммандер Уильям Коул, а его помощником был назначен Джозеф Уайли. Мичман Альфред Грессард вспоминал: «У нас был лучший его заместитель и шкипер во всём ВМФ. Коул был превосходным начальником, которого обожал целый экипаж.

У него кроме этого были хорошие отношения с Уайли. Это два лучших офицера, которых мне доводилось встречать».

Мостик эсминца «Флетчер». Музей военно-морского флота США, Вашингтон
Источник – en.wikipedia.org

5 ноября «Флетчер» прибыл в Нумеа (остров Новая Каледония), по окончании чего был включён в состав Своевременного соединения 67. Ситуация на Тихом океане была далека от спокойной –американцы начали операцию «Уотчтауэр», целью которой являлось прикрытие острова Гуадалканал от высадки деблокирующих японских сил и уничтожение вражеских баз на островах Рабаул, Новая Ирландия и других. Как раз тут приняли боевое крещение первые «Флетчеры».

Эсминец «Флетчер» в море. Красивая реконструкция Дж. Ватта
navsource.org/archives

«Флетчер» в первый раз вступил в бой 30 октября при бомбардировке мыса Лунга-Пойнт в северной части прибрежной полосы Гуадалканала. Настоящее сражение ожидало его 13 ноября, в то время, когда американская эскадра схлестнулась с японскими линейными крейсерами «Хиэй» и «Кирисима», и одиннадцатью эсминцами.

Начали бой линейный крейсер «Хиэй» и эсминец «Акацуки», в 1:48 высветившие американский крейсер «Атланта» стрельбовыми прожекторами на дистанции 2,7 км. «Флетчер» вместе с пятью вторыми судами открыл огонь по «Акацуки», ориентируясь на огни прожекторов. Залпы легли удачно, и скоро японский эсминец затонул.

Из-за внезапности и малых дистанций бой протекал хаотично и длился всего около сорока мин., но был очень кровопролитным. «Хиэй» взял торпедное попадание, появлявшееся для него роковым. Вдобавок к этому, утром его повредили торпедоносцы «Эвенджер», вставшие с американских авианосцев, и японцы были вынуждены затопить корабль, лишившийся хода. Честь успешного торпедного залпа по японскому крейсеру принадлежала эсминцу «Лаффи» (DD-459).

Сейчас «Флетчер» и второй его систершип «О`Бэннон» вели пламя по вражеским эсминцам, снабжая выход в наступление вторых судов американской эскадры.

Палуба эсминца «Флетчер» на протяжении модернизации в Сан-Франциско, 1943 год
navsource.org/archives

Из боя «Флетчер» вышел без повреждений. Сражение прошло в «несчастливый сутки» – пятницу 13-го, номер корабля при сложении всех его цифр кроме этого давал в сумме тринадцать (4+4+5), как и номер Своевременного соединения 67, исходя из этого суеверные моряки дали собственному кораблю прозвище «Счастливчик Тринадцатый» (Lucky Thirteen).

Успех по большому счету сопутствовала «Флетчеру» и многим участникам его экипажа. Как вспоминал оператор зенитного орудия «Бофорс» Джон Йенсен, в один раз при угрозе ночного вражеского авиаудара эсминец поднялся на прикрытие линейного корабля «Колорадо», выдвинувшись на его бортовой траверз. Сейчас артиллеристы линейного корабля произвели преждевременный выстрел шрапнельным боеприпасом из 127-мм орудия. Боеприпас разорвался прямо над «Флетчером», и его поражающие элементы осыпали палубу эсминца.

Часть шрапнели угодила в короб 40-мм зарядов – последовал сильный взрыв, но ранение (в руку) взял всего один моряк. Утром Йенсен с кошмаром нашёл пробоину в палубе всего в тридцати сантиметрах от собственного боевого поста – ещё мало, и шрапнель уложила бы его на месте.

Везение, отличный радар и мастерство экипажа разрешили «Флетчеру» выйти без больших повреждений из боя у мыса Тассафаронга, разыгравшегося ночью 30 ноября 1942 года. Своевременное соединение 67 в составе тяжёлых крейсеров «Нортхэмптон», «Миннеаполис», «Пенсакола», «Нью-Орлеан», лёгкого крейсера «Гонолулу» и четырёх эсминцев должно было перехватить «Токийский экспресс» из восьми эсминцев, доставлявший подкрепления и снаряды японским армиям, пребывающим на Соломоновых островах.

Машинное отделение «Флетчера»
Источник – picasaweb.гугл.com

«Флетчер» управлял боевой ордер своевременного соединения и установил радарный контакт с неприятелем недалеко от острова Саво. Американские эсминцы открыли бой торпедным залпом и выстрелами из пушек, «развесив» осветительные боеприпасы над строем вражеских судов. Огненный шквал с крейсеров обрушился на эсминец «Таканами», шедший впереди японской колонны.

Корабль охватило пламя, и он практически вышел из боя.

Вид с борта «Флетчера» на боевой ордер эсминцев на протяжении похода к мысу Тассафаронга. 1943 год
Источник – picasaweb.гугл.com

Японский адмирал Райдзо Танака мастерски применял засветку от пожара, дымовые завесы и за счёт умелого маневрирования разминулся с двадцатиторпедным залпом американцев. Согласно точки зрения армейского историка Рассела Креншоу, основной обстоятельством столь редкой удачливости японцев стало низкий уровень качества американских торпед. Командующий группировкой ВМС США в южной части Тихого океана адмирал Уильям Хэлси сделал иные выводы по результатам боя:

«Эсминцы дали торпедный залп на через чур большой дистанции. Ночное использование торпед на расстояниях больше 4000–5000 ярдов недопустимо… Эсминцы, шедшие головными, выпустив торпеды, не оказали помощи крейсерам, уйдя на северо-запад. Такое отсутствие наступательной инициативы соединений эсминцев недопустимо в будущих операциях»

Торпедный аппарат Мk.23
Источник – picasaweb.гугл.com

Японские торпеды Тип 93 огромного калибра 610 мм владели громадной значительной скоростью и дальнобойностью, исходя из этого ответные залпы японцев стали причиной катастрофическим последствиям. Три американских тяжёлых крейсера вышли из строя, взяв ужасные повреждения. «Нью-Орлеану» и «Миннеаполису» начисто оторвало носовые оконечности, а «Нортхэмптон» затонул, причём «Флетчеру», подоспевшему к месту катастрофы, было нужно заниматься спасательными работами. Вместе с эсминцем «Дрэйтон» он принял на борт 773 человека.

1943 год

На Соломоновых островах длились кровавые битвы. Японское руководство, осознавая обеспечения аэродромов и важность подскока, отдало приказ о создании аэропорта на мысе Мунда (остров Нью-Джорджия). Для устранения данной угрозы руководством Своевременного соединения 67 была выделена Тактическая несколько 67.2.

5 января эсминцы «Флетчер» и «О`Бэннон» вместе с тремя крейсерами в течение часа вели артобстрел вражеских позиций.

11 февраля недалеко от острова Реннел гидросамолёт с лёгкого крейсера «Хелена» засёк японскую субмарину. Лётчики обозначили место контакта дымовой шашкой, наведя на цель эсминец «Флетчер». Атака девятью глубинными бомбами стала причиной уничтожению подлодки I-18. К 21 февраля «Боевой Флетчер» прибыл к острову Рассела для помощи десанта. 23 апреля эсминец прибывает в Сидней для прохождения текущего ремонта, где и остаётся до 4 мая.

По его окончании «Флетчер» перебазировали в Сан-Франциско для модернизации и капитального ремонта. Не обращая внимания на в полной мере успешную боевую судьбу, корабль нуждался в ремонте по обстоятельству небольших износа и повреждений автомобилей. Помимо этого, зенитное оружие продемонстрировало недостаточную эффективность: реалии Второй мировой вынудили американцев усилить батарею «Бофорсов» и «Эрликонов».

К боевой работе эсминец возвратился только 27 сентября, базируясь в Нумеа. Тогда же «Флетчер» был включён в состав Своевременного соединения 53, а с 20 по 30 ноября учавствовал в высадке десанта на острова Гилберта в составе тактической группы 53.2. В первых числах Декабря корабль перебросили к атоллу Кваджалейн для обеспечения наземной операции.

1944 год

Состоявшись в декабре 1943 года текущий ремонт в Пёрл-Харборе, «Флетчер» продолжил участие в Гилберт-Маршалловской наступательной операции объединённых армии и сил флота США. Так, 30 января–21 февраля ему довелось закрывать линейные корабли, обстреливавшие атолл Уотж. Ко второй половине апреля эсминец вошёл в состав Своевременного соединения 77 под руководством адмирала Томаса Кэссина Кинкейда.

Конкретно «Флетчер» входил в состав Тактической группы 77.2, которой руководил адмирал Олдендорф – это была основная ударная сила соединения, складывавшаяся из 28 эсминцев, 6 крейсеров и 8 линкоров. В мае 1944 года «Флетчер» принимал участие в сражении с японскими эсминцами у острова Биак рядом от Новой Гвинеи. На протяжении сражения были повреждены три вражеских эсминца.

Своевременные соединения 38 и 77, неспециализированное управление которыми осуществлял лично адмирал Уильям Хэлси, участвовали в грандиозной операции по захвату Филиппин и сражении в заливе Лейте 23–26 октября 1944 года. «Флетчер» сопровождал конвои и учавствовал в артобстрелах наземных целей, и делал функции корабля ПВО.

«Флетчер» в боевом походе. Фотография датировки и неизвестного происхождения
Источник – navsource.org/archives

1945 год

В первых числах Января, пребывав в составе тактической группы 77.2, «Флетчер» снабжает десант на остров Лусон, закрывая высадку артиллерийским и зенитным огнём. На счёт корабля был записан сбитый японский самолёт. 29 января «Флетчер» закрывает тральщики в бухте Субик, а 31 января поддерживает артогнём десант в заливе Насугбу.

В феврале корабль отправился к берегам полуострова Батаан и острова Коррехидор, где вёл орудийный пламя по побережью и закрывал тральщики в Манильском заливе. С обеспечением работы тральщиков, занятых расчисткой акваторий от мин, связана большинство работы «Флетчера» (и других эсминцев) в это время войны. По воспоминаниям Джона Йенсена, как раз тогда корабль был обстрелян береговой гаубичной батареей с замаскированной позиции.

Не имея возможности вести контрбатарейную борьбу и при полном отсутствии целеуказания, начальник «Флетчера» (к тому времени им стал лейтенант-коммандер Джонстон) мастерски уводил корабль из-под огня, пока гаубичный боеприпас не повредил тральщик YMS-48. «Флетчер» поспешил на помощь, но и сам взял попадание, приведшее к смерти пяти моряков и ранению ещё пятерых. Однако, дымовая завеса разрешила выполнить боевую задачу, и экипаж тральщика был спасён. Повреждённый корабль американцы послали на дно орудийным огнём.

Финиш февраля ознаменовался для «Флетчера» прикрытием десантов на острова Палаван и Минданао. В апреле-мае эсминец охраняет Филиппины и снабжает высадку армий на остров Таракан в Индонезии. 1 июня корабль отвели на ремонт в Сан-Педро (Калифорния), и Вторая мировая война для него закончилась.

7 августа 1945 года «Боевой Флетчер» завершил боевую работу, а во второй половине 40-ых годов двадцатого века его вывели во флотский резерв.

«Отпуск» заслуженного корабля был недолгим – мир по окончании окончания войны был очень напряжённым. Настало время великого противостояния двух сверхдержав, и во второй половине 40-ых годов XX века «Флетчер» переводят в Сан-Диего в качестве эскортного эсминца. Скоро он был включён в состав авианосной группы «Вэлли Фордж», действовавшей против КНДР в войне 1950–1953 годов. По окончании окончания Корейской войны эсминец действовал в составе 7-го флота США, совершив пара походов в качестве противолодочного корабля.

В будущем «Счастливчик Тринадцатый» прослужил ещё много лет и был выведен из состава флота только во второй половине 60-ых годов двадцатого века.

«Флетчер» в первой половине 40-ых годов двадцатого века
Источник – shipmodels.info

«Флетчер» олицетворяет боевую судьбу целого типа эсминцев, названного по его имени. Продолжительная и насыщенная боевая «карьера» длиной в двадцать семь лет сделала бы честь любому линейному кораблю, но столь броская военная будущее выпала как раз этим маленьким и невзрачным судам.

Перечень литературы:

  1. Гайсинский П. Б. «Флетчеры»: 50 лет в строю. Харьков: ATF, 2000
  2. Crenshaw Jr., Russell S. The Battle of Tassafaronga, Naval Institute Press, 2010
  3. Jensen John V. A Collection of Stories from WWII, http://ussfletcher.org/stories/wwii.html
  4. Friedman N. U.S. Destroyers. Illustrated Design Histories. Naval Institute Press, 2003
  5. Morison, Struggle for Guadalcanal. Champaign, IL: University of Illinois Press, 2001

Презентация книги \


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: