Во льдах белого моря: интервью с капитаном ледокола «руслан»

Город Северодвинск, расположенный на берегу Белого моря — единственный в Российской Федерации центр ядерного подводного кораблестроения. Тут находится производственное объединение «Севмаш», которое сооружает ядерные субмарины, и предприятие «Звёздочка», занимающееся их ремонтом. В случае если субмарине необходимо выйти на опробования зимний период, то замёрзшее море делается значительным препятствием.

В таких случаях на помощь приходит «ветеран» Беломорской военно-морской базы – ледокол проекта 97П «Руслан».

Ледоколы проекта 97П являются завершающим этапом серии ледоколов проекта 97. С 1972 по 1980 год было выстроено восемь судов данной модификации, каковые употреблялись в качестве пограничных сторожевых патрульных ледоколов и кораблей. Главные отличия проекта 97П от прототипа заключаются в отсутствии носового винта, повышенной большой длине, более развитой надстройке и наличии площадки для вертолёта.

Во льдах белого моря: интервью с капитаном ледокола «руслан»

Ледокол проекта 97П «Руслан»

Днём рождения ледокола «Руслан» считается 26 декабря 1973 года – в данный сутки он был заложен на стапеле Ленинградского адмиралтейского объединения под заводским номером 02652. Спустя практически два года, 29 августа 1975 года, на корабле взвился флаг запасного флота СССР, и он отправился к месту постоянного базирования – в Северодвинск. Вот уже более сорока лет «Руслан» несет работу в составе Беломорской военно-морской базы.

Не обращая внимания на почтенный возраст, ледокол удачно делает задачи, поставленные руководством. О том, какие конкретно как раз задачи стоят перед «Русланом» и что делает экипаж для их исполнения обозревателю Warspot поведал капитан ледокола Александр Владимирович Мокин.

— Как Вы стали капитаном ледокола «Руслан»?

— По окончании окончания мореходки я попал по распределению в воинскую часть №90212 – на данный момент она именуется 133-й группой судов обеспечения. До 1986 года я руководил морским буксиром МБ-116, а после этого меня перевели на «Руслан», где я трудился в должности старшего ассистента при капитане Николае Ивановиче Красовском, что и научил меня «ледоколить». В ноябре 2003 года Николай Иванович вышел на пенсию, и начальник части внес предложение мне возглавить экипаж ледокола «Руслан».

Так я и стал капитаном этого ледокола.

Капитан ледокола «Руслан» Александр Владимирович Мокин

— Поведайте, прошу вас, об главной работе ледокола.

— Назначение ледокола – обеспечение действий главных сил флота в ледовых условиях. Какие конкретно бы задачи перед силами флота ни ставились, мы должны обеспечить их работу в ледовых условиях. В большинстве случаев, это проводка кораблей ВМФ и разведка ледовой обстановки.

Кроме этого к нашим задачам возможно отнести доставку личного состава либо груза до корабля.

— Завлекают ли вас к работе с гражданскими ледоколами?

— Не редкость, но последний раз это было весьма в далеком прошлом – в 1988 либо 1989 году. Мы трудились на Северной Двине и делали задачи, которыми в большинстве случаев занимаются гражданские ледоколы – кололи лёд и проводили суда.

Ходовой мостик

— Какие конкретно задачи способен делать «Руслан»?

— «Руслану» по силам всё, что разрешают тактико-технические эти ледокола. Он рекомендован для прохождения ровного льда толщиной до 50 см. Это значит, что в случае если лёд и идеальные условия ровный, то «Руслан» обязан идти по нему ходом, безостановочно. Но в жизни для того чтобы не бывает.

Лёд в Белом море торосистый, исходя из этого все зависит от конкретных условий, в которых трудится ледокол.

— Случалось ли «Руслану» попадать в непростые обстановки?

В 2003 году была сложная ледовая ситуация, в то время, когда Белое море было полностью покрыто льдом. В то время не считая нас в море пребывало три ядерных ледокола Росатомфлота. В то время, когда на сообщение с нами вышел капитан атомохода «Таймыр» и выяснил, что мы трудимся в таких непростых погодных условиях, он весьма удивился. В большинстве случаев, в случае если взглянуть на карту, в Белом море зимний период имеется громадные промежутки чистой воды.

В ту зиму их не было. Отечественный «Руслан» справился, не смотря на то, что это было выше его сил.

Машинное отделение «Руслана»

— Делаете ли вы работу за пределами Белого моря?

— Мы трудимся по указанию. Прикажут – отправимся. Территория отечественной ответственности – Белое море, район плавания – неограниченный. на данный момент, в силу возраста ледокола, имеется определённые ограничения.

Но задания сейчас распространялись лишь на бассейн Белого моря. А так ледокол бывал и в Карском море, и в Баренцевом, а также ходил около Европы. Это было до меня, весьма в далеком прошлом, во второй половине 70-ых годов XX века, в то время, когда ледокол отправлялся на плановый ремонт в югославский город Сплит.

— Имеется ли у «Руслана» оружие?

— На ледоколе «Руслан» и его систершипах проекта 97П была носовая артиллерийская установка АК-726, ещё две артиллерийских установки АК-630 находились на остовах. Во второй половине 70-ых годов XX века, правильно прохождения проливов (в этом случае, Гибралтара) оружие было демонтировано в Мурманске. А потому, что ледокол уже числился в составе запасного флота, то руководство решило оружие не ставить. Но, в случае если будет необходимость, установить оружие — не неприятность.

Места для этого имеется. Помимо этого, на ледоколе имеется радиоэлектронное оружие, и взлётно-посадочная площадка для вертолётов типа Ка-27ПС.

Вид на надстройку с вертолётной площадки. По бокам видны места для монтажа артиллерийской установки АК-630

— Какова численность экипажа «Руслана»?

— на данный момент – 38 человек. В то время, когда ледокол был молодым и армейским, то было 125 человек.

— Чем экипаж занимается летом?

— Собственной задачей – лёд колоть и снабжать силу флота – занимается ледокол, а экипаж занимается тем, дабы ледокол имел возможность делать эти задачи. Другими словами, поддержанием и техническим обслуживанием механизмов техники в боевом порядке. Основная задача экипажа содержится в том, дабы «Руслан» в любую секунду времени имел возможность выйти в море и выполнить все порученные задания.

Кроме этого, не считая трудовых обязанностей на ледоколе, мы обязаны поддерживать уровень собственной подготовки. Для этого проводятся особые занятия. У нас имеется дневный замысел, по которому мы занимаемся чисткой, ремонтом, занятиями и обслуживанием механизмов по собственной профессии.

Каждый год сдаём зачёты по аналогии с армейскими.

— Какие конкретно задачи стоят перед ледоколом на данный момент?

— на данный момент у нас определённая готовность, которая выражена временным промежутком. Это указывает, что экипаж обязан сделать всё, дабы в указанное время ледокол смог отойти от причала и выполнить задачи.

Каюта капитана

— В вашей каюте большое количество хоккейных принадлежностей. Увлекаетесь хоккеем?

— Да, играюсь в команде. К сожалению, на ледоколе в хоккей играюсь лишь я. В своё время у нас была футбольная команда, которая считалась командой тыла, но на данный момент уже никто не играется…

— У вас двое детей. Пошли ли они по вашим стопам?

— Напрямую не пошли, но, в случае если почитать устав, то определённую преемственность отыскать возможно. Сын юрист, а у меня в уставе написано, что я обязан делать законы РФ, другими словами в какой-то степени я также юрист. Дочка – менеджер.

Я также руковожу судном. Менеджмент – это управление. Пускай это и мало притянуто за уши, но, в случае если взглянуть под таким углом, то частично они пошли по моим стопам.

Эвакуация моряка с ледокола в Белом море


Темы которые будут Вам интересны: