Воин, путешественник, эмигрант…

История боевого пути и постройки крейсера «Смоленск», открывшего пароходное сообщение между Россией и США

В последних числах Сентября 1900 г. на имя муниципального головы Смоленска О. В. Воейкова пришло письмо из Нью-Касла (Англия): «Милостивый правитель! Имею честь покорнейше просить Вас сделать распоряжение о высылке мне рисунка герба Смоленска, нужного для вверенного мне парохода Добровольного флота, высочайшею волею названного именем Вашего города… Начальник парохода «Смоленск» капитан 2 ранга П. Троян».

Скоро громадный рисунок герба Смоленска послали в Нью-Касл вместе с сопроводительным письмом прося «…не отказать в уведомлении о дне спуска парохода, потому что эти сведения очень нужно знать Смоленскому муниципальному управлению».

Воин, путешественник, эмигрант…

Вспомогательный крейсер «Смоленск» (http://www.korabli.eu)

Из последующей переписки поступила информация, что крейсер «Смоленск» по окончании спуска на воду прибудет в Одессу для освящения в феврале 1902 г. На совещании гордумы летом 1901 г. была разработана программа подготовки к этому торжеству, которая предусматривала закупку подарков экипажу крейсера на сумму 300 рублей. Первым подарком была икона Смоленской Божией матери в серебряном окладе, вторым – герб Смоленска из драгоценных металлов и цветной эмали ценой 23 рубля, заказанный в Москве в одной из лучших ювелирных мастерских. Были закуплены кроме этого книги о Смоленске и фотоальбомы с видами города.

По тем временам крейсер «Смоленск» был высококлассным пароходом водоизмещением более 12 000 тысячь киллограм. С ним имел возможность сравниться лишь однотипный крейсер «Москва», а по скорости в 20,2 узла ему в то время не было равных. Протяженность корабля составляла 155 м, ширина – 18 м, осадка – более семи метров. Экипаж крейсера составлял 135 человек.

По окончании опробований крейсер «Смоленск» 1 февраля 1902 г. прибыл в Одессу, где с участием делегации из Смоленска прошел неспешный ритуал освящения, о котором детально поведала газета «Одесские новости» от 23 февраля.

Погрузка угля на «Смоленск» в Алжире (http://keu-ocr.narod.ru)

За годы собственного плавания «Смоленск» перевез десятки тысячи тонн пассажиров и тысяч грузов, но было нужно ему и повоевать. В октябре 1904 г. его вооружили замечательной артиллерией и послали через Суэцкий канал для несения сторожевой работы в Красное море и Индийский океан, где он отличился при затоплении одного германского парохода и задержании трех британских, пробовавших провезти контрабандные грузы в Японию. В июле 1905 г. его разоружили и направили на капремонт в Англию.

Затем он прибыл в Либаву.

Тут ему выпала честь начать регулярное пароходное сообщение между Россией и США. Первый рейс был посвящен по большей части перевозке эмигрантов. Пароход имел возможность забрать тысячу пассажиров, но из-за неопытности рекламных агентств было реализовано всего 622 билета. Примечательно, что среди уезжавших мигрантов было 576 иудеев, большей частью из других районов и Гомеля, подвергшихся погромам, 37 литовцев, 3 русских и 1 немец.

Из Либавы крейсер вышел 25 июня 1906 г. Капитан крейсера собирался прибыть в Нью-Йорк раньше 14-дневного срока, но в Роттердаме случилась практически детективная история. Подкупленные соперниками роттердамские промышленники загрузили в трюмы крейсера недоброкачественный уголь. Только мастерство экипажа разрешило крейсеру доплыть до Америки с опозданием на двое суток.

Крейсер тепло встретили в Нью-Йорке. Газеты поместили репортажи с фото, а 14 июля на «Смоленске» состоялся банкет представителей русско-американских деловых кругов. Через три дня с 74 полными трюмами и пассажирами грузов крейсер вышел на родину.

Через месяц к «Смоленску» присоединились и другие пароходы.

Генерал П. французский адмирал и Врангель К. Дюмениль (http://istorya.pro)

В 1913 г. крейсер применяли в качестве военной базы для подводных лодок на Черном море, а по окончании ремонта в 1915 г. крейсер участвовал в Первой мировой. В мае 1918 г. корабль захватили германские армии, а в ноябре – белогвардейцы, в следствии чего он в апреле 1919 г. был включен в состав флота барона Врангеля. В ноябре 1920 г. крейсер вместе с другими русскими судами эвакуировали во французскую военно-морскую базу Бизерту, что на севере Африки, и передали в руки адмирала К. Дюмениля.

В Париже заявили, что все русские суда поступили в собственность французского правительства. Попытка советских правительства вернуть суда была неудачной. «Смоленск» в итоге попал в Марсель, где был реализован на слом. Будущее подарков смолян – герба и иконы Смоленска из эмали и драгоценных металлов неизвестена.

Первые Эмигранты! (Путешественник) №1


Темы которые будут Вам интересны: