Впоисках ледяного дома: ледовая разведка

Впоисках ледяного дома: ледовая разведка
    На радиолокационном снимке, взятом с европейского спутника ENVISAT, видна структура льдины, выбранной для лагеря станции СП-37. Толстые белые прожилки — это торосы, а чёрные пятна — ядра, где толщина льда велика
    Льдину для дрейфующей станции подбирают задолго до высадки.
    За ней следят со спутников более полугода

4 сентября с «Ямала» взлетел вертолет. На нем летели гидрологи и ледовые разведчики — для осмотра заблаговременно отобранных ледяных полей. В то время, когда вертолет возвратился, оказалось, что из всех полей выбрали как раз то, которое было отмечено на снимках как самоё подходящее. «Второй год подряд удается совсем совершенно верно указать на подходящую льдину, — говорит Владимир Бессонов, ведущий океанолог отдела спутниковой информации Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и Антарктического НИИ (ААНИИ). — Отыскать подходящую льдину сейчас значительно сложнее, чем несколько десятков лет назад: долгий лед на данный момент штучный товар! А что делать — глобальное потепление»

В 1970—1980-х годах, говорят, трава была зеленeе, небо — синeе, но вот что известно совсем совершенно верно — лед в Арктике был существенно толще и особенных неприятностей с поиском подходящей льдины не существовало. Поиском занималась авиационная разведка — самолеты, вылетавшие из Певека, весной и летом бороздили воздушное пространство к северу от острова Врангеля в отыскивании долгих ледяных полей.

За этими полями замечали, а в осеннюю пору на них посредством ледоколов высаживали дрейфующую станцию. «Скорость главного дрейфа тогда была существенно медленнее, около 2−2,5 км в день, и льдина проходила трансатлантический путь к Гренландскому морю приблизительно за три года. На станции лишь каждый год поменяли персонал и забрасывали топливо и продукты, — вспоминает Владимир Бессонов. — на данный момент ледяные поля проходят трансатлантический дрейф за год — средняя скорость главного дрейфа образовывает 5−6 км в день а также выше. 15 лет назад мы кроме того не думали, что однолетние льды смогут дойти до приполюсного района, а на данный момент из-за увеличившейся скорости дрейфа лед просто не успевает увеличиваться — так что возможно облететь половину Арктики и не отыскать подходящей льдины».

«Но на данный момент стало возмможно изучать льды не только визуально, но и посредством радиолокации, — продолжает Владимир.- К примеру, европейский спутник ENVISAT имеет большое покрытие, и в течение трех дней возможно осмотреть целый Арктический бассейн. Его снимки в радиолокационном диапазоне имеют разрешение до 150 м, и это весьма замечательный инструмент. По радиолокационным изображениям возможно установить примерную толщину льда — однолетний лед на снимках выглядит более чёрным, чем долгий.

Громадное преимущество радиолокационного диапазона — то, что он разрешает ‘видеть’ через облака и туман, независимо от погодных условий либо от освещения. А вот летом, в то время, когда начинается таяние льда и на его поверхности появляется большое количество воды, которая поглощает радиоволны, толщину льда по снимкам выяснить уже нереально. В этих обстоятельствах мы используем другие диапазоны — видимый и инфракрасный (ИК), такие снимки передают американские спутники TERRA и AQUA.

Более толстые долгие льды на ИК-снимках выглядят более яркими, чем однолетние. К сожалению, видимый и ИК-диапазоны ненужны при негативных погодных условиях, что в Арктике совсем бывает».

Избушка ледяная

Не смотря на то, что спутники очень сильно облегчают задачу обнаружения льдины, не следует думать, что это простое дело. Как вспоминает Владимир Бессонов, схему ее обнаружения было нужно создавать практически с нуля: «Методику применения снимков льда в разных диапазонах при поиске долгих полей удалось создать в ААНИИ лишь пара лет назад, для их привязки и визуализации с высокой точностью (до разрешения) необходимо особое ПО.

А без правильной привязки к местности, к примеру, они фактически ненужны — небольшой неточности, дабы просто не отыскать льдины со снимка в бескрайнем Северном Ледовитом океане. Помимо этого, еще недавно были и чисто технические неприятности с пропускной свойством каналов — так как один спутниковый снимок с разрешением в 250 м имеет количество около 200 Мб. А таких снимков для успешного поиска необходимо большое количество».

Льдину начинают искать в марте — за шесть месяцев до высадки станции, которая происходит в осеннюю пору (август- сентябрь). На начальной стадии ученые изучают спутниковые снимки и пробуют отыскать в Арктике районы, где наблюдаются долгие льды, — таких районов, как уже было сообщено, сейчас делается меньше.

Необходимы как раз долгие льды — их толщина превышает определенный порог, нужный для безопасности людей при долгом нахождении на льдине, и они способны пережить лето — толщина таковой льдины в конце летнего сезона должна быть равна не менее двух метров. «Были случаи высадки станций и на более узком льду — СП-34 отзимовала на однолетнем льду толщиной всего около 1,5 м, но это было весьма некомфортно: все время шли трещины, приходилось перетаскивать домики и оборудование, — говорит Владимир. — Не смотря на то, что, по большому счету говоря, толщина льда сама по себе ничего не гарантирует — к примеру, льдина, на которой был расположен лагерь дрейфующей станции СП-26 в первой половине 80-ых годов XX века, достигала 4 м, но она все равно раскололась на пара частей. Настоящая безопасность начинается с толщины 7−8 м, но такие льдины попадаются редко — это долгий припай из канадского сектора Арктики».

Сделано в Канаде

Толщина льда в некотором роде говорит о его прочности, но не есть гарантией. Дабы в основном оценить «живучесть» льдины, необходимо в буквальном смысле собрать на нее досье. «В случае если по спутниковым снимкам проследить путь дрейфа таких ледяных полей, возможно установить район их происхождения, — растолковывает «Популярной механике» Владимир Бессонов. — В случае если льдина вышла из канадского сектора Арктики, то это указывает, что она долгая — однолетнего льда в том месте нет. Это необычная гарантия качества».

Подбирать льдины посредством спутниковой информации начали в ААНИИ с 2004 года. «Но начало было не через чур успешным, потому, что меня ограничивали строго определенным районом для поиска — от 81 до 85-го градуса северной широты и от 150 до 175-го градуса восточной долготы, — продолжает Владимир.- Тогда мы еще не знали, что в этом районе на данный момент видится фактически лишь однолетний лед, а долгий попадает в антициклональный дрейф и опять уходит в канадский сектор. Исходя из этого СП-34 и было нужно высаживать на однолетнюю льдину.

А в 2007 году мы нашли долгое поле, но оно было на большом растоянии на юге, на 77-м градусе, и за лето попросту вытаяло: с воздуха было видно, что оно является сотами с протаявшими сквозными снежницами. Лето 2007 года было очень теплым (одна из гидрологических станций продемонстрировала температуру +7°С на глубине 50 м), так что в восточном секторе Арктики целый лед был таким. В итоге было решено высадить станцию СП-35 на мысе Баранова как островную, но по пути в том направлении встретили подходящую льдину.

А вот льдины для СП-36 в 2008 году и СП-37 в 2009 году — первые, каковые удалось подобрать по спутниковой информации фактически идеально. К этому времени мы обучились применять спутниковые снимки, снятые в разных диапазонах, и совершенно верно определять возрастные характеристики и структуру ледяных полей. По снимкам я отследил их происхождение — канадский паковый лед с начальной толщиной в 4−5 м (за лето она уменьшилась до 2,5−3 м).

Отслеживали сходу пара полей, выбирали самоё подходящее уже на месте — но фактически вертолет поднимали, лишь дабы осмотреть уже подобранную заблаговременно льдину. Опыт зимовки СП-36 продемонстрировал, что льдина была весьма успешной, — трещины были, но прошли они в стороне от лагеря».

Мечта полярника

Оптимальная форма ледяного поля для дрейфующей станции — близкая к кругу, такая льдина уже «обколота». Очень нужно наличие гряды (либо гряд) торосов — они делают роль «защитного барьера» и рёбер жёсткости, предотвращающего распространение трещин. По толщине лед неравномерен, и лагерь станции нужно располагать в том месте, где он толще, — на возвышенностях либо буграх.

«Для СП-37 мы подобрали хорошую льдину, округлой формы, что сокращает возможность ее разрушения, — размером около 12 км при толщине льда более трех метров. На комбинированном снимке американского спутника LANDSAT с разрешением 30 м прекрасно видны подробности строения льдины — места, где толщина льда велика, окрашены в темно-светло синий цвет, а толстые белые линии, отчеркивающие ее северо-восточную и юго-западную части, — это гряды торосов. Лагерь дрейфующей станции СП-37 будет расположен не в центре льдины, а чуть сместится к юго-востоку, где лед толще, — говорит Владимир Бессонов. — Но все-таки настоящая мечта полярника — это зимовка на одном из дрейфующих ледяных островов.

Я сам зимовал на таком в первой половине 80-ых годов XX века на СП-22 и не забываю эту спокойную зимовку — фактически как на земле, потому, что средняя толщина льда в том месте была 27 м. на данный момент мы в ААНИИ сотрудничаем с Космическим агентством ЕС и имеем доступ к своевременной информации со спутника ENVISAT с полным разрешением 150 м для поиска ледяных островов. Причем легко по спутниковым изображениям отличить толстый долгий лед от ледяного острова нереально, необходимо отслеживать ледяной остров от момента образования.

Для этого нужна база снимков за пара лет, а до тех пор пока мы ее только-только начали создавать. Высаживать станции на таких островах- это актуальная задача, и я весьма надеюсь, что в ближайшие пара лет мы ее осуществим».

Лед: юный и ветхий

    С отчизны хоккея самые толстые и прочные долгие льды попадают в русского Арктику из канадского сектора

В морях русском Арктики лед по большей части однолетний — по окончании его образования ветер уносит его от побережья, и на чистой воде начинает образовываться новый юный лед, после этого цикл повторяется опять

В канадском секторе Арктики антициклональный дрейф поджимает лед к побережью, и громадных пространств чистой воды не образуется. На протяжении прохождения замечательных циклонов данный долгий паковый лед отжимает от берега, и долгие ледяные поля проталкиваются антициклональным дрейфом на протяжении канадских островов, выносятся в море Бофорта и попадают в районы русском Арктики севернее острова Врангеля.

Ледяные острова

Ледники канадского острова Элсмир дают жизнь мечте всех полярников — ледяным островам. Покровные ледники этого острова сползают с поверхности почвы на поверхность воды — это так именуемые шельфовые ледники.

Толщина льда для того чтобы ледника намного больше, чем у долгого пакового льда. Иногда от шельфового ледника откалывается краевая часть, которая уходит в свободное плавание, — это и имеется дрейфующий ледяной остров. Один из самых известных дрейфующих островов — остров Флетчера (T-3) площадью 90 км? и толщиной льда около 50 м, отколовшийся от шельфового ледника Уорд Хант.

Его нашли в 1940-х годах, а с 1952 по 1978 годы он много раз являлся базой для американской дрейфующей научной станции. Остров Флетчера просуществовал в антициклоническом дрейфе к северу от Аляски до начала 1980-х, а после этого, по-видимому, был вынесен в Северную Атлантику, где и растаял.

Пара больших ледяных островов появились и за последние пара лет: в 2005 году от шельфового ледника Айлс откололся кусок толщиной 45 м и площадью 60 км?, что до 2007 года простоял в 20 км от побережья, а после этого вышел в канадские проливы, где и раскололся на мелководье. В прошедшем сезоне за счет замечательного циклона от нескольких ледников откололось множество ледяных островов неспециализированной площадью 240 км? (от больших- размером в пара километров до небольших — в сотни и десятки метров). Часть из них будет вынесена в море Бофорта, и в полной мере быть может, что в скором времени они попадут в моря русского Арктики. «Американские и канадские ледовые работы отслеживают дрейфующие острова, потому, что они воображают важную опасность для морских судов и шельфовых нефтяных платформ, — растолковывает Владимир Бессонов. — А нам было бы весьма интересно отыскать таковой остров для высадки дрейфующей станции».

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№86, декабрь 2009).

Ylands [ep:20] Корабль Для разведки! в Поисках Кладов.


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: