Второе сражение в гельголандской бухте

Совершив данный бой, английский флот убедительно доказал собственное стратегическое превосходство, действуя в своевременных районах недалеко от неприятельской базы. К тому же, британцы проигрывали немцам тактически, будучи неспособны реализовать численный перевес. Германское же руководство могло быть довольным подготовкой собственных моряков, каковые «отработали на пять баллов», выйдя с малыми утратами из очень сложной ситуации

Гельголандская бухта, являясь ответственной стратегической точкой, неоднократно становилась ареной сражений ещё в ХІХ веке. Удачное транзитное положение перевоплотило её в главную часть Северного моря, осуществлять контроль которую стремились многие противоборствующие стороны. Первая мировая не стала исключением – ещё в начале конфликта (28 августа 1914 года) Гельголанд стал местом столкновения германского и английского флотов.

На пути ко второму сражению

Сначала войны немцы всегда минировали вход в бухту, дабы прикрыть собственную базу в Вильгельмсхафене, очень уязвимую при отливах, обмелявших фарватер до полной неосуществимости вывода в открытое море судов 1-го ранга. Со своей стороны, британцы минировали данный участок моря для блокирования вражеских сил в гавани. Упрочнения в этом направлении предпринимались впечатляющие – к 1917 году из 33 660 мин, установленных на Северном море, более двадцати двух тысяч приходилось на Гельголанд.

В бухте всегда шла работа минных заградителей и тральщиков, каковые являлись лёгкой мишенью для корабельной артиллерии из-за собственной тихоходности и отсутствия брони. Это вынуждало обе стороны закрывать собственные малые суда – к примеру, Германия всегда держала в заливе Яде дежурные крейсеры а также линейные корабли. Такая концентрация сил обоих флотов стала обстоятельством очередного масштабного столкновения в ноябре 1917 года.

Второе сражение в гельголандской бухте

Германские тральщики – основная мишень английского флота в Гельголандской бухте
Источник: navyworld.narod.ru

Первую операцию по уничтожению германских тральщиков британцы провели в октябре, но многочисленный отряд миноносцев и крейсеров не добился фактически никаких результатов. Вместо запланированного уничтожения тральщиков с последующим ударом по их крейсерскому прикрытию у англичан оказался «холостой выстрел». Потопив один пароход и дюжина рыболовных траулеров, британская эскадра ушла из района операции.

Подготовка операции

Следующую атаку спланировали куда лучше – в частности, были привлечены эти агентурной и инструментальной разведки, раскрывшей график перемещения германских судов в Гельголандской бухте. Настало время большой операции, которую прописали на 17 ноября. Силы английского флота шли тремя эшелонами. Авангард складывался из восьми лёгких крейсеров из состава 1-й и 6-й эскадр, и десяти миноносцев. С целью усиления отряду придали линейные крейсеры «Глориес» и «Корейджес».

Руководил соединением адмирал Тревельян Нэпир.

Линейный крейсер «Корейджес». Imperial War Museums (Collection No. 1900-01)

Своевременное прикрытие осуществлял второй эшелон: 1-я эскадра линейных крейсеров – «Лайон», «Принцесс Ройал», «Тайгер» и «Рипалс». По распоряжению главнокомандующего Дэвида Битти эти замечательные суда были усилены линейным крейсером «Нью Зиланд», что выяснилось ошибочным ответом. «Нью Зиланд» значительно замедлил эскадренную скорость без какого-либо выигрыша в артиллерийской мощи – его 305-мм орудия ничего не могли добавить к 343- и 381-мм пушкам 1-й эскадры. Руководство соединением было возложено на адмирала Ричарда Филлимора.

Дальнее прикрытие выполнялось 1-й эскадрой, имевшей в собственном составе восемь линейных кораблей, семь линейных и девять лёгких крейсеров, и 29 эсминцев. Неспециализированное управление операцией принял адмирал Уильям Пэкинхэм.

Адмирал Уильям Кристофер Пэкинхэм (1861–1933)
Источник: upload.wikimedia.org

На практике английское соединение выяснилось не таким суровым, как оно смотрелось на бумаге – разрозненные силы были слабо скоординированы, что усугублялось сложной минной обстановкой. К тому же английское руководство не предоставило капитанам судов объективных данных касательно структуры минных заграждений, сковав манёвр и решительные действия всей эскадры.

Яркое прикрытие германских тральщиков в Гельголандской бухте осуществляла 2-я разведгруппа, в которую входили крейсеры «Кёнигсберг II», «Нюрнберг II» (28 узлов, 8?150-мм), «Пиллау», «Франкфурт» (27,5 узлов, 8?150-мм), 7-я флотилия миноносцев (S62), 14-я полуфлотилия миноносцев (G87, G92, G3, V83) и 12-я полуфлотилия миноносцев (V43, V44, V45). Силами неспециализированного прикрытия руководил капитан 1-го ранга Курт Грассхоф на линейном корабле «Кайзер». Помимо этого, ему был придан однотипный линейный корабль «Кайзерин».

На протяжении последовавшего боя из залива Яде вышло подкрепление: лёгкий крейсер «Штральзунд», 1-я флотилия миноносцев, и линейные крейсеры «Гинденбург» и «Мольтке» (учавствовать в сражении они опоздали). Ещё позднее из базы вышли линейные корабли «Фридрих дер Гроссе» и «Король Альберт», каковые кроме этого в бою не принимали участие. Руководство всеми германскими силами в Гельголандской бухте осуществлял адмирал Людвиг фон Рейтер.

Начальник германского отряда крейсеров адмирал Людвиг фон Рейтер (1869–1943)
Источник: moremhod.info
Первые залпы

Замысел британцев был несложен и логичен – крейсеры первого эшелона должны были атаковать вражеские тральщики, а при появлении германских сил прикрытия в дело вступали линейные крейсеры второго эшелона и, по необходимости, линейные корабли резервной эскадры.

Утром 17 ноября на дежурное траление вышел отряд германских судов: 6-я полуфлотилия тральщиков, 2-я и 6-я вспомогательные полуфлотилии тральщиков, 12-я и 14-я полуфлотилии миноносцев и 4-я несколько минопрорывателей. Их закрывали лёгкие крейсеры 2-й разведывательной группы: «Кёнигсберг II», «Франкфурт», «Пиллау» и «Нюрнберг II». Неспециализированная помощь была возложена на линейные корабли «Кайзер» и «Кайзерин» под руководством капитана 1-го ранга Грассхофа.

Линейный корабль «Кайзер»
Источник: bundesarchiv.de

Авангардом английских сил выступала 1-я крейсерская эскадра, 6-я эскадра лёгких крейсеров адмирала Эдвина Александр-Синклера двигалась левее, а 1-я эскадра лёгких крейсеров адмирала Уолтера Коуэна закрывала тыл соединения линейных крейсеров адмирала Нэпира на дистанции трёх миль. 1-я эскадра линейных крейсеров шла в десяти милях за 1-й крейсерской эскадрой. В отступление от простого порядка, британцы не проводили авиационную разведку по обстоятельству туманной погоды.

Германские силы выступили тремя отрядами. В центре двигались суда помощи, севернее – тральщики, а южнее – крейсеры 2-й разведгруппы. В 7:30 «Корейджес» вышел на расстояние визуального обнаружения с отрядом германских тральщиков. В 7:37 прогремели первые залпы с «Корейджеса», обстрелявшего подошедший германский крейсер «Кёнигсберг II».

Одвременно с этим в наступление на тральщики отправилась 6-я эскадра лёгких крейсеров.

Отступление германских крейсеров

В прямом бою с линейными крейсерами германские лёгкие суда не имели ни единого шанса сохраниться. Но экипажи тральщиков действовали слаженно, спешно скинув тралы, а крейсеры выставили дымовую завесу. Скрываясь в дыму, германское соединение ретировалось в восточном направлении (наряду с этим миноносцы и крейсеры пошли чуть южнее, дав тральщикам шанс на отрыв от соперника).

Итогом первого столкновения стала утрата немцами вооружённого траулера «Кёдинген», что лишился хода и был потоплен.

Преследовать соперника на полной скорости англичане не решились – через чур велик был риск нарваться на минное поле, скрытое дымами. Около 8:00 «Корейджес» форсировал дымзавесу, а через десять мин. возобновил пламя. Скоро к нему присоединилась 6-я эскадра и «Глориес».

Сейчас фон Рейтер продолжал отступление, превосходно осознавая, что 381-мм боеприпасы воображают смертельную угрозу для его слабобронированных судов – через чур памятна была участь «Блюхера», «Шарнхорста», «Гнейзенау», «Майнца» и «Кёльна», погибших под залпами английских линейных крейсеров. Однако, немцы деятельно отстреливались, а между 8:30 и 8:45 выставили ещё две дымовые завесы, каковые на время помешали англичанам вести пламя. Умелый манёвр германских крейсеров спас тральщики, каковые уходили на скорости в 10 узлов, не будучи преследуемыми британцами.

При тотальном превосходстве веса и брони бортового залпа (четыре германских крейсера против восьми английских) британцы несли чувствительные утраты – лёгкий крейсер «Кардифф» попал под плотный пламя соперника, взяв боеприпасы в полубак, отсек и кормовую надстройку торпедных аппаратов. Расчётливое маневрирование немцев под прикрытием дымов не разрешило английской эскадре реализовать численное преимущество – предельная расстояние, которую выдерживал фон Рейтер, очень затрудняла процесс пристрелки, и практически дотянуться «немца» имел возможность лишь основной калибр «Глориеса» и «Корейджеса», и 152-мм артиллерия лёгких крейсеров. Наряду с этим расстояние превращало кормовую проекцию германских судов в очень тяжёлую мишень.

Приблизительно так смотрелась дымовая завеса на море
Источник: waralbum.ru

Тяжело сообщить, был ли готов адмирал фон Рейтер к встрече со столь сильным и бессчётным неприятелем, но действовал он умело и решительно. Его крейсеры не только спасли подопечные тральщики и вели действенный пламя, но и отрабатывали серьёзную тактическую задачу. В случае если британцы рассчитывали выманить главные силы неприятеля под залпы линейных крейсеров и линкоров, то фон Рейтер занимался ровно тем же и смог переиграть оппонентов тактически.

Англичане устремились в погоню, растянув ударный «кулак» тяжёлых судов на очень протяжённом участке. На финишной линии этого драматического забега суда адмирала Нэпира поджидал очень неприятный сюрприз.

Германские линейные корабли вступают в дело

До тех пор пока фон Рейтер отступал, завлекая неприятеля в ловушку, к погоне за ним подключился линейный крейсер «Рипалс». Адмирал Филлимор действовал куда храбрее собственного коллеги. Рассудив, что маршрут германских вымпелов гарантированно не перекрыт минами, он приказал дать полный движение и скоро приблизился к вражескому отряду на расстояние синхронного залпа.

Четыре носовых пушки английского крейсера открыли огонь.

Линейный крейсер «Рипалс» ведёт пламя главным калибром
Источник: bundesarchiv.de

Положение немцев стало угрожающим, в то время, когда они нагнали отступающие тральщики и вынуждены были израсходовать время на их прикрытие. Фон Рейтер скомандовал торпедную атаку под прикрытием дымовой завесы с крейсеров и миноносцев – никакого ущерба сопернику она не нанесла, но задержала его, и тральщики смогли спастись.

В 9:00 адмирал Нэпир дал радиограмму командующему операцией Пэкинхэму о утрата контакта с неприятелем. Тот скомандовал отход, но и «Рипалс», и крейсеры Нэпира продолжили преследование, проигнорировав приказ. Но, обстановка изменялась столь скоро, что тяжело винить британских адмиралов в возмутительном нарушении дисциплины.

Бой на острых курсовых углах продолжился. Около 9:40 лёгкий крейсер «Калипсо» был поражён в боевую рубку, где погибли все офицеры, включая капитана корабля капитана 1-го ранга Эдвардса. Управление огнём было утрачено из-за повреждения устройств, а смерть всех старших офицеров и вовсе вывела корабль из активной фазы боя, пока руководство не принял старший комендор.

Успешное попадание германских артиллеристов в «Калипсо» ознаменовало переломный момент в сражения.

Лёгкий крейсер «Калипсо», взявший важные повреждения в сражении. Imperial War Museums (Collection No. 1900-01)

Навстречу лёгким вымпелам фон Рейтера торопились германские линейные корабли «Кайзер» и «Кайзерин». В 9:30 оба корабля вышли в зону визуального контакта, а в 9:46 открыли огонь. Перед линейными крейсерами британцев появился пренеприятная перспектива и сильный противник боя против очень замечательных судов. К тому же, всего год прошёл со времени Ютландского сражения, где линейные крейсеры гибли друг за другом под залпами германских дредноутов.

Не смотря на то, что 381-мм артиллерия «Рипалса», «Глориеса» и «Корейджеса» смотрелась впечатляюще на фоне 305-мм германских пушек, система и бронирование непотопляемости линейных кораблей «Кайзер» и «Кайзерин» были на высоте, а традиционно высокая выучка германских расчётов обеспечивала проблеме в прямом столкновении. Исходя из этого по окончании попадания вражеского боеприпаса в лёгкий крейсер «Каледон» британцы «поворотили бушприты» и стали отступать.

Но «Калипсо» и «Каледон» не остались неотмщёнными – на прощание 381-мм боеприпас с «Рипалса» поразил «Кёнигсберг ІІ», пробив три дымовые трубы и разорвавшись в угольном бункере. На этом удачи англичан окончились – им нужно было безотлагательно уходить из-под огня вражеских линейных кораблей.

Лёгкий крейсер «Кёнигсберг»
Источник: bundesarchiv.de
Окончание боя

Положение поменялось диаметрально – сейчас британцы отступали, а германские суда, взяв огневое превосходство, имели возможность ринуться в погоню. Но осмотрительный Грассхоф рассудил, что риск через чур велик – быть может, англичане подвели сильный резерв, что имел возможность скоро разделаться с немногочисленными германскими вымпелами. Как мы знаем, как раз в этом и состоял расчёт британцев, так что тактической грамотности Грассхофа возможно только хлопать в ладоши.

Помимо этого, отступая, британцы имели полную свободу манёвра и имели возможность выбирать эргономичную расстояние для боя – эскадренная скорость германского соединения упала до 21 узла из-за тихоходных дредноутов, тогда как английские суда легко держали скорость около 25 узлов. Обстановка не изменилась кроме того с приходом германских подкреплений – линейных крейсеров «Мольтке» и «Гинденбург». Догонять английскую эскадру немцы не стали.

Итоги сражения

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть очень низкую результативность огня англичан. «Глориес» истратил 57 снарядов главного калибра, «Корейджес» – 92, добившись одного попадания в крейсер «Пиллау» (выведено из строя одно орудие). «Рипалс» облегчил боеукладки на 54 боеприпаса, поразив «Кёнигсберг ІІ». Не лучше стреляли и с лёгких крейсеров – отчитавшись о расходе 2519 снарядов калибра 152 мм, комендоры записали на собственный счёт всего три попадания. Немцы утратили 21 человека убитыми и около 40 ранеными, стёрши с лица земли до много британцев.

Английский флот убедительно доказал собственное стратегическое превосходство, действуя в районах недалеко от неприятельской базы. К тому же, британцы проигрывали немцам тактически, будучи неспособны реализовать собственный численный перевес. Так, главком Дэвид Битти прямо показывал на очень не сильный подготовку артиллеристов, низкий уровень качества снарядов и безынициативность своевременного управления.

На протяжении разбирательства, инициированного Адмиралтейством, адмирал Нэпир смог доказать, что не мог для более решительных и агрессивных действий в силу собственной полной неосведомлённости о вражеских минных заграждениях. Никаких санкций против него не последовало, а тайные карты с данными разведки впредь было решено передавать начальникам флотских отрядов.

В целом, британцы не осилили ни одной из задач операции: тральщики неприятеля не пострадали вовсе, а выманить их прикрытие под удар главных линейных сил не удалось. Вместо этого имела место продолжительная и бесплодная погоня, вылившаяся в полностью тщетные утраты повреждения кораблей и личного состава. Разделение же сил на эшелоны стало причиной тому, что дредноуты вступить в бой опоздали и практически были ненужными.

Германское руководство могло быть довольным подготовкой собственных моряков, каковые «отработали на пять баллов», выйдя с малыми утратами из очень сложной ситуации. Но, будущее Германии решалась не на море, а её флот ожидал бесславный финиш в гавани Скапа-Флоу, не обращая внимания на всё мастерство экипажей.

1915 г Битва за Галиполи 1 часть


Темы которые будут Вам интересны: