Выборгские шпицрутены

Выборгское сражение на протяжении очередной русско-шведской войны в первой половине 90-ых годов XVIII века завершилось самой результативной победой русского флота за всю его более чем трехсотлетнюю историю. И уже от этого тем более обиден тот факт, что поражение шведов в этом морском бою должно было стать еще более катастрофичным. Но обо всем по порядку.

Адмирал Чичагов

Война, развязанная против России Густавом III во второй половине 80-ых годов восемнадцатого века, складывалась для Швеции весьма неудачно. Шведы были разбиты при острове Гогланд, русские отбили их атаки у острова Эланд, у Ревеля и Красной Горки. На суше войска Мусина-Пушкина начали наступать и смогли захватить часть Финляндии.

Громадным ударом для русского флота стала смерть Самуила Карловича Грейга 15 октября 1788 года. В принципе, вследствие этого война на море и затянулась. Балтфлот возглавил адмирал Василий Яковлевич Чичагов, человек робкий и нерешительный.

Как раз с этим связано прекращение блокады Свеаборга, и нерешительное поведение русского флота в Эландском сражении.

Выборгские шпицрутены

Василий Яковлевич Чичагов

Тяжело сообщить, чем руководствовалась Екатерина II при назначении Чичагова главнокомом. Целый офицерский состав потребовал в главкомы талантливого и храброго адмирала Александра Ивановича Круза, что в первой половине 90-ых годов XVIII века, имея 17 линкоров против 22-х у шведов, дал им бой у Красной Горки. Он смог в трехдневном бою отбить атаку превосходящего соперника и не разрешить прорваться к Петербургу шведским судам с десантом.

По окончании того, как Ревельская эскадра Чичагова соединилась с Кронштадтской эскадрой Круза, русские имели 27 судов, 11 фрегатов, 73 галеры и 80 более небольших судов против 21 шведского линкора, 8 фрегатов, 25 мелких судов 110 и галер. Среди последних, к слову, были и канонерские лодки с армиями, предназначенными для десанта у Санкт-Петербурга. Шведы бежали в Выборгский залив, где их 26 мая 1790 года и заблокировал Чичагов.

Диспозиция

Шведская эскадра держалась компактно, готовясь к прорыву. Она включала следующие силы:

Линия баталии

За линией

Командующий

пушки

экипаж

Наименование

пушки

экипаж

Наименование

66

585

Dristigheten

56

448

Finland

40

338

Camilla

26

240

Styrbjorn

64

561

Rattvisan

32

250

Norden

Адмирал Модее

74

632

Konung Adolf Fredrik

40

355

Eurydice

64

584

Dygden

64

557

Tapperheten

40

330

Froja

Полковник Хюссингшёльд

74

568

Gota Lejon

62

560

Wasa

36

242

Illerim

64

571

Aran

10

54

Kossacken

64

465

Prins Fredril Adolf

64

545

Faderneslandet

Lovisa Ulrica

Полковник Фуст

76

656

Wladislaw

32

240

Jarramas

Генерал-адмирал герцог Карл, адмирал Норденшельд

74

631

GUSTAV III

18

213

Ulla Fersen

Полковник Фалстедт

64

545

Forsigtigheten

12

79

Falk

64

600

Hedvig Elisabet Charlotta

64

545

Omheten

12

75

Disa

44

369

Uppland

10

40

Hok

74

531

Drottning Lovisa Ulrica

Полковник Лейонанкер

74

605

Drottning Sophia Magdalena

12

118

Dragon

64

539

Manligheten

16

12

Esplendian

62

495

Prins Ferdinand

44

341

Gripen

32

240

Jarislawitz

40

358

Thetis

40

325

Galatee

34

Postiljon брандер

40

344

Zemire

20

Kasotka брандер

74

570

Enigheten

20

Obenamnd брандер

Русские силы были распределены между выходами из Бьорке-Выборгского залива и Зунда. Отряд капитана 2 ранга Кроуна (3 фрегата и 2 куттера) лавировал у Питкопаса, прекрасно закрытого рейда в шхерах к западу от Выборгской губы. Между отмелью Кюйнеми и банкой Пассалода размешался отряд адмирала Ханыкова (3 фрегата).

У банки Репье стоял адмирал Илларион Повалишин с 5 бомбардирским судном 1 и линкорами.

Центральные силы русского флота под руководством Чичагова, растянувшись от банки Репье до острова Ронд, пребывали наоборот основных шведских сил. Бьорке-Зунд осуществляла контроль русская гребная флотилия под началом принца Нассау-Зигена.

Замысел-схема Выборгского сражения

Распределение русского флота по территориям:

Наименование

Пушки

Тип

Примечания

Отряд капитана 2 ранга Романа Васильевича Кроуна (проход Питкопас)

Радостный

8

куттер

Александра

38

фрегат

Венус

44

фрегат

флагман

Премислав

42

фрегат

Летучий

28

куттер

Отряд адмирала Петра Ивановича Ханыкова (отмель Кюйнеми)

Архангел Гавриил

38

фрегат

без сомнений

46

фрегат

флагман

Елена

38

фрегат

Отряд адмирала Иллариона Афанасьевича Повалишина (банка Репье)

Пантелеймон

66

ЛК

Всеслав

74

ЛК

Св. Петр

74

ЛК

флагман

Не прикоснись меня

66

ЛК

Принц Густав

74

ЛК

Победитель

18

Бомбардирское судно

Главные силы адмирала Василия Яковлевича Чичагова (Салпор –о. Ронд)

Царь Константин

74

ЛК

Генерал Скуратов

Саратов

108

ЛК

Адмирал Мусин-Пушкин

Двенадцать Апостолов

108

ЛК

Бригадир Федоров

Святослав

66

ЛК

Ярослав

74

ЛК

Изяслав

66

ЛК

Св. Елена

74

ЛК

Мстислав

74

ЛК

Ростислав

108

ЛК

адмирал Чичагов

Победоносец

66

ЛК

Три Иерарха

108

ЛК

Прохор

66

ЛК

Кир Иоанн

74

ЛК

Бригадир Тет

Св. Николай Чудотворец

108

ЛК

Адмирал Спиридов

Храбрый

66

ЛК

Иоанн Креститель

108

ЛК

Адмирал Круз

Св. Князь Владимир

108

ЛК

Иезекииль

80

ЛК

Бригадир Курманалеев

Отряд генерала Лежнева (о. Ронд – Берёзовые о-ва)

Победослав

66

ЛК

Болеслав

74

ЛК

флагман

Ианнуарий

66

ЛК

Принц Карл (приз)

64

ЛК

Отряд адмирала Одинцова (Биорке-Зунд – Березовые о-ва)

Сысой Великий

74

ЛК

Иоанн Богослов

74

ЛК

флагман

Америка

66

ЛК

За линией главных сил

Мстиславец

44

фрегат

Слава

38

фрегат

Вестник

29

фрегат

Нептун

18

фрегат

Подражислав

38

фрегат

Патрикий

38

фрегат

Меркурий

29

фрегат

Турухтан

Госпитальное судно

Надежда Благополучия

38

фрегат

фрегат

Помощный

40

фрегат

Евангелист Марк

20

фрегат

Павел

38

фрегат

Ужасный

14

Бомбардирское судно

Лебедка

брандер

Александр

38

фрегат

Солдат

38

фрегат

В 4 часа утра 22 июня шведский флот, дождавшись долгожданный ост, пришел в перемещение. Сейчас ветер разрешал ему вырваться из выборгской ловушки. Герцог Карл приказал выстроить линию, под ее прикрытием с севера в нескольких колоннах шли иолы, галеры, канонерские лодки, транспорты.

Примерно в шесть часов утра голова шведской эскадры пребывала у Крюсерорта, в то время как замыкающие пребывали еще у северной оконечности Пейсара.

Завязка боя

Тем временем гребная флотилия шведов вела бой с отрядом Лежнева. Когда флот Густава III растянулся со своей стоянки, канонерским лодкам, связавшим Лежнева боем, был дан приказ уйти за линию фрегатов и линкоров, каковые, со своей стороны, должны были начать перемещение. Но 56-пушечный «Финланд» сразу же вылетел на мель.

Прорыв шведов

Чичагов, заметив, что соперник начал перемещение, кроме этого приказал своим судам подняться на шпринг и приготовиться к сражению. Владея громадным преимуществом в силах, русский адмирал решил принять оборонительный бой, что совсем неясно. Быть может, он опасался маневрировать в Выборгской губе, изобилующей каменистыми островками и мелями, а быть может, желал совершить бой по подобию Ревельского сражения. В 7 утра был дан приказ «фрегатам возвратиться ко флоту».

Чичагов действительно рассчитывал на бой в линии баталии. Наряду с этим он был уверен, что шведы отправятся на прорыв через восточные проходы.

Но в шведские замыслы это совсем не входило. Густав III и герцог Карл решили прорываться на запад, между Крюсерортом и банкой Репье, навалившись всеми силами на отряд Повалишина. Головной 66-пушечный «Дристигхетен» решительно забрал курс в промежуток между 66-пушечным «Не прикоснись меня» и 74-пушечным «Всеславом» (расстояние между этими судами составляло 200 – 220 метров).

Приблизившись, он осыпал русских картечью и книппелями.

Повалишин ответил, но сказались изюминке ближнего боя. Расстояние между противоборствующими судами варьировалось от 50 до 70 метров, и шведы, приобретая страшные залпы в корпус, скоро проскакивали, потому, что на таком расстоянии бить по такелажу и рангоуту русские не могли. К 7.30 «Всеслав», целый в дыму, дрался на оба борта. «Не прикоснись меня» утратил капитана, на бомбардирском судне «Победитель» шведскими малыми и канонерскими лодками судами был сбит целый рангоут.

Авангард шведов прорвался на громадную воду.

Только к 8.30 утра Чичагов решил подбросить подкрепления Повалишину и приказал адмиралу Мусину-Пушкину послать 2 корабля на помощь сражающимся. В тот же час же «Константин» и «Двенадцать Апостолов» обрубили верёвки и поставили паруса, но между кораблями и ними Повалишина пребывала банка Репье. Исходя из этого подкрепление сперва было вынуждено пройти к северу и только позже свернуть на северо-запад.

Примерно в девять часов утра «Константин» уже приближался к «Не прикоснись меня».

Шведское аутодафе

К этому времени отряды Повалишина и Ханыкова были очень сильно повреждены и уже не могли действенно противостоять шведам, каковые несколькими колоннами разнокалиберных судов шли мимо них и обстреливали со всех сторон. От прицельного огня русские суда выручал густой дым от сотен пудов сгоревшего пороха, но он же и мешал вести прицельный пламя по сопернику.

Еще одна схема Выборгского сражения

Но, этот дым в следствии сыграл нехорошую шутку со скандинавами – примерно в девять часов утра на банку Репье вылетел 64-пушечный «Гедвиг-Элизабет-Шарлотта». Чуть позднее однотипный с ним «Эмхейтен» сел на мель у Пассалоды. В том месте же приткнулись 74-пушечный «Ловиза Ульрика», фрегаты «Уппланд», «Ярославец», куттер, 2 транспортных судна 3 и галеры.

Сейчас перед шведской линией показался «Константин», что в тот же час же попал под продольный пламя, причем русский корабль в ответ имел возможность стрелять лишь погонными пушками. На нем были сбиты две брам-стеньги.

Около 10.00 весь обьем к западу от мыса Крюсерорт воображало собой поле боя. Немногочисленные русские суда бесполезно старались противостоять прорыву шведского флота, в то время, когда в путь тронулись замыкающие шведские «Земира» и «Эникхетен».

Дабы не разрешить русским приблизиться, на отряды Повалишина и Ханыкова было спущено 3 брандера, но в дикой спешке на брандере «Постийон» забыли отрубить заведенный финиш (в соответствии с шведским данным, шкипер на этом брандере был пьян в стельку). «Эникхетен» снимался с якоря «по-гусарски»: шведы заблаговременно поставили паруса а позже обрубили перлинь, и корабль рванул с места. Брандер, привязанный к кораблю, ему в корму и сцепился крюком с бизань-русленем. Пламя сразу же охватило целый «Эникхетен», он утратил управление и навалился на 40-пушечный фрегат «Земира», что через 10 мин. кроме этого ярко пылал.

Всю эту горящую массу потащило на русские «Пантелеймон» и «Всеслав», но они успели отойти. На горящих шведах пушки, заряженные заблаговременно командами, от жара открыли огонь сами по себе. Наряду с этим часть из них достаточно совершенно верно вела пламя по флагману Повалишина, 74-пушечному кораблю «Святой Петр».

Скоро пламя на судах соперника достигло крюйт-камер, и они взлетели на воздушное пространство. Историк Головачев так прокомментировал это событие:

«Окрестность дрогнула – и все отечественные суда были покрыты дымом и засыпаны горящими обломками. Это ужасное аутодафе совсем замкнуло шествие шведского флота!»

В тот же час же с русских судов были спущены шлюпки – выручать выживших шведов, но их было такое множество, что дотянуться всех не смогли. Оставшиеся шведские брандеры были перехвачены русскими и выведены на мель у острова Орисари, где догорали до полудня.

«Руководство» Чичагова

К 11.00 целый шведский флот вышел из Выборгской губы на громадную воду. Чичагов потерял соперника. Повалишин и Ханыков с малыми силами не смогли сдержать напор.

По большому счету страно, как отряд Повалишина сохранился, поскольку он имел всего 372 орудия против 1734 пушек! И это не считая оружия шведских мелочи и фрегатов. Из 30 русских линейных кораблей в сражении принимали участие только 6, причем не был задействован ни один 100-пушечный. Шведский историк Юлленгранат так комментирует данный эпизод Выборгского сражения:

«Несомненно, целый сохранившийся шведский флот обязан своим спасением той необычной нерешительности, с которою русский адмирал вступал под паруса чтобы идти и становиться ему на пути. Многие желали уверить, что он был от нас подкуплен чтобы не делать нападения. Но это вывод бездоказательно и не имеет никакого основания.

Во всяком же случае, тяжело было бы растолковать обстоятельства нерешимости русского и такой медленности адмирала. Остается лишь думать, что он до самого финиша ожидал, что шведский флот обратится опять к громадному проходу».

Русские фрегаты в сражении

Сам Чичагов утверждал: он не перекрыл линию прорыва, потому, что считал, что шведы отправятся на восток. Но это объяснение в ступор, потому, что разумеется его откровенное притягивание за уши – так как в этом случае соперник шел бы не на свою квартиру, а в сторону России!

В случае если же проанализировать все распоряжения, эти адмиралом в промежутке между 7.00 и 11.00, складывается чувство, что Чичагов или вправду был подкуплен шведами, или в принципе не соответствовал занимаемой должности. Он не допустил подхода на помощь Повалишину Кроуна, а в то время, когда эскадра Мусина-Пушкина все же снялась с якоря и была на ходу, ей сделан был сигнал пушечным выстрелом, означавший практически, по шканечным изданиям, «Убавить паруса и не отдаляться от флота».

оптимальнее охарактеризовал целый данный бардак граф Салтыков в письме графу Безбородко:

«Что делать, что отечественные морские витязи самую малость созрели; это в противном случае и быть не имеет возможности. Лета ветхие сопряжены с лишнею осторожностью. Оно для себя не худо; но для дела по большому счету – неуспешно.

А к тому, ваше сиятельство, видите, что от разноголосицы и несогласия происходит; по пословице и выходит на правду – не слушайся ты ветхого, а слушайся бывалого. Вот бы мои батареи и в громадную пользу были, по причине того, что бы мы их через строй совершили и мало бы, надеюсь, прошло; но от несогласия ни одного, ни другого опоздали. Я думаю, кто видел положение отечественных флотов, не скоро поверят, дабы неприятель не токмо имел возможность пройти, но как он имел возможность и поразмыслить этакое предприятие забрать».

Но возвратимся к бою. В 13.00 шведы были уже в 4 милях (7 километрах) к юго-юго-западу от Видшера, в то время как главные силы русских лишь снялись с якоря. Слабость Чичагова наложилась не низкую подготовку русских капитанов, суда снимались с якоря по 4–5 часов! Но скоро Чичагов с 17 судами бросился в погоню.

Около 19.00 соперники были у Гогланда, где русские нагнали отставший фрегат «Грипен» (что позднее сумел сбежать, пользуясь темнотой) и 74-пушечный корабль «София Магдалена». Тот по окончании Красногорского сражения был поврежден и шел медлительно, сберегая мачты, исходя из этого не имел возможности поставить все паруса. Около 20.00 швед был атакован русскими судами и скоро поднял белый флаг.

По факту это была единственная победа основных сил русского флота в Выборгском сражении!

Порадовал только Кроун. Он ушел со своей стоянки около 12 часов дня, и в то время, когда шведы шли мимо Питкопаса, он просто врезался на всех парусах в середину их галерного и шхерного флота. Кроун атаковал суда на оба борта, и друг за другом шведы начали поднимать белые знамёна.

Соперник пребывал в смятении, с «Венуса» были спущены все наличные шлюпки для высадки призовых команд, но Чичагов и тут умудрился сломать дело. Он в тот же час же приказал Кроуну присоединиться к главным силам, причем повторил данный сигнал трижды, так что Кроун был принужден покинуть собственные призовые команды на волю судьбы. Часть из них в следствии оказалась в плену на шведских судах, сумела удрать и яхта «Колдин», на которой был сам король Густав.

Русский историк Головачев писал:

«Если бы адмиралу Чичагову, вместо того, дабы гоняться по морю за шведскими судами, сейчас пришла лишь одна несложная идея: лечь в бакштаг на правый галс, хотя бы с нехорошей половиною собственных судов и с полчаса лишь продержаться в этом направлении, то вся шведская флотилия сделалась бы для него самым легким призом. На 200 судах данной флотилии главами были у шведов унтер и младшие офицеры-офицеры. Они прошли через пламя и дымный оглушительный водоворот у Крюсерорта и Орисари.

В их ушах еще раздавались ужасные удары от взрывов, и дым от громадного Крюсерортского пепелища еще протягивался в их сторону. Все они готовы были сдаться по первому выстрелу с отечественных судов».

Но адмирал и тут сумел все запороть.

По всей видимости, последним призом русских стал 62-пушечный «Ретвизан», захваченный опять-таки благодаря Кроуну. Предоставим тут слово ему самому:

«К восходу солнца отечественный флот сблизился со мною, а неприятельский был у входа в Свеаборгский порт. Часть его вошла уже в шхеры; но около 20 судов были еще вне оных, за неприятным ветром; помимо этого, два неприятельские корабля лежали в дрейфе, западнее входа. Снявшись с дрейфа и прибавив парусов, я забрал курс к этим судам, за мною следовал адмиральский корабль, а другие оставались назади.

Встретясь с кораблем (шведским, — прим. ред.), я сделал по нем залп с правого борта и взял с него такой же. В сие время я заметил отечественный корабль «Изяслав», следующий за мною к тому же неприятельскому кораблю. Поворотив под ветром на левый галс, он, казалось, желал атаковать командора.

Из этого я заключил, что лучше оставя этот корабль во власть «Изяслава», направляться мне с «Венусом» за вторым неприятельским судном, которое казалось мне фрегатом и потому было соразмернее не сильный силам моего фрегата. Но подойдя к нему ближе, в то время, когда он открыл по мне пламя из ретирадных бортов, и тем убил у меня часового у флага, я заметил собственную неточность, а мой военнопленный мне заявил, что это был 62-пушечный корабль «Ретвизан», выстроенный Чапманом по новому замыслу.

Я ощущал, что сражение с ним будет не легко, имея у фрегата такие недочёты, но делать было нечего, и я решился нападать его; к тому же, корабль «Изяслав», пройдя командорский корабль, не сделав по нем ни выстрела, поворотил на правый галс и шел, казалось, мне на помощь. Но надежда моя на него была напрасна: он опять поворотил на левой галс к командору; я каждую 60 секунд ожидал, что он откроет огонь по нем, а сам положил уже вступить в сражение с «Ретвизаном» одному.

Сперва я думал нападать его, став между им и шхерами, чтобы функционировать левым бортом, где все орудия у меня были целы, но он был от каменьев в столь близком расстоянии, что я опасался попасть на оныя либо на мель, из-за чего и должен был нападать его иначе, где имел две подбитые пушки.

Захват фрегатом «Венус» шведского линкора «Ретвизан»

Догоняя его, я начал бой, в то время, когда лег с ним вплотную. Спустя пара времени фрегат мой начал уходить вперед, имея крюйсель на стеньге, я желал было положить и грот-марсель на стеньгу, но рассудив, что сие увалит меня под ветер, придержался круче и начал выходить к нему под шнобель. Тогда дав ему залп, я принудил его спустить собственный флаг и поднять Российский.

Прекратив сражение, длившееся около часа, я приказал начальнику «Ретвизана» явиться ко мне на своем катере, а в это же время спустился в палубу, где не имел офицера, чтобы осмотреть батарею! В то время, когда же возвратился наверх, то с удивлением заметил приближающийся «Изяслав», что подойдя к «Ретвизану», уже сдавшемуся, сделал по нем залп. Шведы, опасаясь повторения того же, подняли под русским флагом еще шведский.

По окончании этого начальник «Изяслава» отправил на «Ретвизан» собственную команду и отвел его к адмиралу. В сем деле я утратил убитыми с 5 либо 6 человек и кроме этого имел пара раненых, помимо этого повреждены были все стеньги».

Выборгское сражение завершилось. Шведы утратили 7 линкоров («Финланд», «Гедвиг-Элизабет-Шарлотта», «Эмхейтен», «Ловиза Ульрика», «София Магдалена», «Эникхетен», «Ретвизан»), 3 фрегата («Камила», «Уппланд», «Земира»), около 32 малых судов, и 4500 человек убитыми, раненными и военнопленными. Утраты русских составили 300 матросов.

В Швеции эту битву назвали «Выборгские шпицрутены», потому, что прорыв шведского флота у банки Репье сильно напоминал проход воинов «через строй». Поражение Густава III при Выборге вынудило Швецию искать с Россией мира.

Адмирал Чичагов был награжден орденом св. Георгия I класса, не смотря на то, что в британском либо голландском флоте его за такое руководство ожидали бы виселица и трибунал.

Разведопрос: Борис Мегорский про осаду и взятие Нарвы в 1704 году


Темы которые будут Вам интересны: