Задавить басом: сабвуфер

Задавить басом: сабвуфер

В первый раз мысль вынести низкочастотный динамик в отдельную дополнительную колонку была реализована инженерами-психоакустиками американской компании Bose в конце 70-х годов. Дело в том, что человеческое ухо не имеет возможности локализовать источник низкочастотных колебаний от 180 Гц и ниже. Инженерами Bose вместо классической пары стереоколонок была предложена совокупность из трех звуковых совокупностей — двух главных и отдельного низкочастотного излучателя — сабвуфера.

Он разрешил радикальным образом увеличить диапазон воспроизводимых частот в область глубокого баса, наряду с этим сохранив компактные размеры главных колонок. К тому же удаление источника низкочастотных колебаний подальше от легких громкоговорителей всецело исключило действие НЧ-драйвера на корпус и динамики главных колонок, благодаря чему повысилась детальность и прозрачность звучания.

Все было бы превосходно, но появились неприятности с обеспечением ровной характеристики на границе раздела частотного диапазона между сабвуфером и колонками. Приемлемо эта задача решалась лишь в дорогих совокупностях, а в бюджетных звучание теряло прозрачность. Ввиду этого в эру стерео трифоники так и не взяли широкого распространения.

К идее сабвуфера возвратились с возникновением домашних кинотеатров. Во-первых, в большинстве современных фонограмм к фильмам низкочастотный сигнал идет отдельной дорожкой, что всецело снимает проблему с разделением частотного диапазона. Иначе, цифровая обработка сигналов в современных ресиверах разрешила корректно выделять низкочастотную составляющую и в бюджетных моделях.

Все это стало причиной настоящему буму на рынке сабвуферов.

Как же устроены современные сабвуферы?

Разглядим устройство сабвуфера на примере BW, ведущего производителя высококлассной акустики. Низкочастотные динамики создают огромное давление в корпусе сабвуфера, исходя из этого жесткость и коробки, и самих динамиков должна быть не ниже, чем у корпуса авианосца. Каждая утрата жесткости свидетельствует ухудшение неспециализированного качества звука, утрату реализма и экспрессии. Стены корпусов стянуты замечательными ребрами жесткости для увеличения инертности.

Исходя из этого мы не слышим постороннего шума, позванного вибрацией, а лишь то, что играется динамик. У многих моделей усилитель помещен в отдельный отсек, дабы давление воздуха в корпусе не оказывало влияние на щекотливую электронику.

Все усилители сабвуферов, каковые для BW изготавливает японская компания Marantz, трудятся в полном диапазоне частот, снабжая высокую мощность впредь до 40 кГц. Не смотря на то, что сабвуфер применяет только малую часть этого диапазона, прослушивание говорит о том, что с полнодиапазонным усилителем уровень качества звука заметно лучше.

Корзины низкочастотных динамиков максимально открытые, дабы не мешать воздухообмену динамика с внешней средой. Между разными внутренними полостями сзади диффузора и в магнита кроме этого легко циркулирует воздушное пространство. Свободное перемещение воздуха в динамике, во-первых, сокращает вязкостное сопротивление перемещению конуса — значит, бас не будет вялым.

Во-вторых, исключает шумы от воздуха, пробующего протиснуться в узкие щелочки.

Огромное внутреннее давление в сабвуфере пытается деформировать диффузор. В случае если это удается, бас делается вялым и жидким. Для повышения жесткости используются пропиточные смолы и различные материалы, а у многих динамиков BW диффузор с бобиной и пылезащитным колпаком звуковой катушки собран в единую грибовидную конструкцию, трудящуюся как кольцевая ферма, увеличивая жесткость узла диффузора и помогая передаче баса с резкой атакой.

Подобно замечательному автомобильному мотору, придающему автомобилю динамику, громадный магнит делает динамик более отзывчивым и чувствительным. Чем посильнее магнитное поле, тем стремительнее отклик динамика. В лучших моделях устанавливаются магниты завышенного габарита.

Рекомендации от BW

1. Установка сабвуфера у стенки прибавляет баса. В углу помещения баса будет еще больше, но вероятен гулкий резонанс. В случае если хочется большого результата — смело ставьте сабвуфер в угол, в случае если более правильного звука — у стенки.

У какой стенки либо угла — все равно.

2. В случае если решили ставить в угол, задвиньте сперва сабвуфер как возможно дальше. После этого, понемногу выдвигая и прослушивая, отыщите точку, в которой бас будет наиболее глубоким, но четким. Это и имеется оптимальное место.

3. Не злоупотребляйте громкостью сабвуфера: уменьшите ее до отметки, при котором не имеете возможность выяснить на слух его размещение. Кроме того в случае если в прослушиваемом материале мало баса, сабвуфер добавит эффект и объём присутствия.

DESCENT

Флагманский продукт от компании Martin Logan — сабвуфер Descent — является системой из трех синфазных динамиков, расположенных верным треугольником. Звуковая совокупность так прекрасно сбалансирована, что на нее сверху возможно поставить монетку на ребро, и она не упадет, как бы звучно ни «ухал» сабвуфер.

Кстати, Пол Розенберг из Martin Logan, что и продемонстрировал нам устройство, говорит, что ставить его необходимо «в том месте, где лучше слышно», а все «правила установки сабвуферов в помещении» возможно смело забыть. Действительно, $3,7 тысяч заставляют задуматься.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№21, июль 2004).

ШОК!Басс порвал саб!


Темы которые будут Вам интересны: