Замкнутый круг адмирала попова

В свое время броненосцы перевернули привычное представление о возможностях кораблей ВМФ. Паровые двигатели, толстая броня и мощные орудия – все это одновременно обесценило древесные суда, каковые составляли главную силу военно-морских флотов в 50-х годах XIX в.

Начало нового направления в кораблестроении России пришлось на годы правления Александра II. Так произошло, что по окончании Крымской войны перед Морским техническим комитетом поднялась глобальная задача – вернуть фактически стёртый с лица земли черноморский армейский флот. В то время негласным конструктором и идейным отцом ВМФ России был адмирал Андрей Александрович Попов, что пользовался бесконечным доверием генерал-адмирала.

Самые узнаваемые и самые амбициозные проекты Попова запомнились тем, что фактически перевернули представление о правилах кораблестроения по большому счету. Броненосцы «Новгород», «Адмирал Попов» и яхта «Ливадия» вошли в историю как суда… круглой в плане формы.

Задача, которую планировал решить Попов, складывалась из трех главных моментов. Первый – строительство корабля, способного нести тяжелое оружие, что при бортовом залпе не заваливался бы на бок. Второй – экономия материальных средств, поскольку царская казна изрядно опустела на протяжении Крымской войны. Третий – максимальная компенсация водоизмещения при малых габаритных размерах.

По плану адмирала, все три неприятности решались достаточно легко: нужно было изобрести конструкцию, при которой длина и ширина судна были равны, другими словами палуба которого была круглой.

Замкнутый круг адмирала попова

Броненосец «Новгород» на стапеле
(http://www.monitor-ship.ru)

Проект Попова показался морскому ведомству очень привлекательным, так как мог удовлетворить требования Александра II – возможность нести орудия калибром от 280 мм при осадке 3,3 м. В следствии была выстроена экспериментальная модель, опробования которой прошли удачно. Император одобрил начало работ над первой «поповкой» – броненосцем «Новгород», диаметр которого должен был составить 46 м. На базе конструкции «Новгорода» планировалось организовать базу оборонительных резервов – 10 судов должны были начать восстановление всего черноморского флота.

«Новгород» владел высокой толстой броней и непотопляемостью (178-мм внутренние страницы и 229-мм внешние). В центре корабля была установлена открытая башня – барбет с двумя 280-мм орудиями, а ходовая часть включала в себя 8 паровых машин 6 и котлов.

Спуск на испытания и воду корабля происходили на половинных оборотах двигателей, обслуживаемых малоопытной командой. Но это не повлияло на решение рабочей группы – опробования признали успешными. Тогда морским ведомством было принято очередное ответ – с учетом недочётов и ошибок «Новгорода» создать новый броненосец, «Адмирал Попов», что стал следующим, промежуточным этапом поповской «трилогии».

Броненосец «Адмирал Попов»
(http://topwar.ru)

Новое детище Попова продемонстрировало хорошие результаты на пробных стрельбищах, но ходовые возможности «поповки» так же, как и прежде были ее не сильный местом, не обращая внимания на все усилия конструктора приспособить собственный корабль к долгим морским переходам. На протяжении войны с Турцией 1877 года данный недостаток был показан более чем наглядно.

Фактически всю войну оба корабля Попова находились на рейде в обороне Одессы. Лишь в один раз появилась необходимость совершить упредительный удар по турецким судам, появлявшимся в страшной близости от прибрежных минных заграждений. Ни «Новгород», ни «Адмирал Попов» не смогли учавствовать в сражении, по причине того, что попросту не догнали суда соперника, каковые, но, уступали им в боевой мощи.

По этому инциденту была созвана рабочая группа, которая заключила, что круглые суда не смогут вести бой далеко от берега.

С окончанием Русско-турецкой войны наступил завершающий этап кораблестроения Попова. Он начался с необходимости создания новой императорской яхты, поскольку ветхая, «Ливадия», потерпела крушение.

Последний проект Попова предполагал не только обеспечение остойчивости, непотопляемости, комфорта и безопасности корабля, но и хорошие скоростные эти – не меньше 14 узлов хода! Строительство корабля велось в Англии совместно с компанией «Джон ЭльдерК». По договору, судно должно было развивать 15 узлов, в другом случае подрядчику угрожали нешуточные штрафы.

Церемония спуска новой императорской яхты на воду состоялась 25 июня 1880 года. Это уже было не совсем круглое судно – палуба имела эллипсоидную форму, а корпус был срезан по ватерлинии и установлен на понтон. Это стало революционным ответом для всего кораблестроения – двойное дно складывалось из 40 влагонепроницаемых отсеков, что снабжало кораблю большую непотопляемость.

Да и снаружи яхта смотрелась весьма кроме того по-императорски.

Императорская яхта «Ливадия» в Неаполе, май 1881 г.
(http://topwar.ru)

Предварительные опробования преодолели более чем удачно – корабль выдерживал скорость 14-15 узлов и владел хорошей устойчивостью. Попов, решив совсем доказать превосходство собственного конструкторского гения, предпринял долгий круиз. На протяжении него «Ливадия» попала в шторм и взяла повреждения дна.

Экспертиза подтвердила, что малое и небольшая осадка судна водоизмещение стали причиной происхождению килевой качки, из-за которой волны стали совершать сильные удары по дну корабля. То, что с повышением высоты волн «Ливадия» теряла собственную плавучесть, делало ее совсем негодной для продолжительных морских путешествий.

В то время, когда на престол взошел Александр III, эра круглых судов подошла к концу. Результатом реструкуризации морского ведомства стало отстранение Попова от «округления отечественной корабельной архитектуры».

Не обращая внимания на в целом неудачный опыт адмирала Попова, кораблестроение всей земли взяло бесценный опыт, основанный на технических ответах этого конструктора. К примеру, была опробована защита корпуса судна при помощи влагонепроницаемых отсеков, и повышение подводной части корабля, что в будущем натолкнуло инженеров на идея о создании булей – выступающих накладок на бортах.

Как разорвать замкнутый круг и увеличить доход/ Марина Попова


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: