Записки заэкранья: технологии imax

Записки заэкранья: технологии imax

Муха срывается со стенки и летит прямо в лицо. Где-то внизу, как с обрыва, вижу головы вторых зрителей, но непривычно громадный, высотой с пятиэтажный дом, экран как будто бы всасывает целый зал и меня. И я больше никого не подмечаю. Муха летит прямо в мое лицо. Хочется отшатнуться.

Это прописавшийся сравнительно не так давно в Москве первый кинотеатр IMAX (аккумуляторная Maximum — «большое изображение»). В случае если это еще возможно именовать кинотеатром.

Кино с Луны

Казалось бы, громадна премудрость: отодвинь проектор дальше, поставь лампу посильнее — и возьмёшь громадное изображение на экране величиной с футбольное поле. Но в том-то и дело, что наряду с этим кроме того не успеешь поразмыслить о качестве изображения: мгновенно сгорит пленка. Лампа мощностью в 15 киловатт прожигает кроме того доску.

А вдруг ее кварцевая колба случайно разобьется, вырвавшийся на свободу пребывавший под давлением газ ксенон рванет с силой пехотной гранаты.

Как сообщил «Популярной механике» первый вице-президент IMAX Лэри О Ралли, в случае если включить таковой проектор на Луне, с Почвы его свет будет виден невооруженным глазом. Для разработок, взявших во второй половине 90-ых годов двадцатого века «Вручения Оскара», канадской компании IMAX было нужно придумывать особенные пленку, камеру, проектор, совокупность шестиканального звука (расстояние от динамика в правой части экрана до динамика в средней больше, чем от стенки до стенки в простом кинотеатре), и новую совокупность трехмерного изображения.

Не говоря уж об архитектуре самих возможности и кинотеатров преобразовывать фильмы, снятые в привычном формате, в совокупность IMAX. И все чтобы громадный (в столичном кинотеатре — 18 на 22 м) экран стал широчайшим, практически заполнив всю область бокового зрения.

Поворот на 90 градусов

Сидя в столичном кинотеатре Nescafe IMAX, я только время от времени вспоминал о том, что несколько в зале. Эффект присутствия был так силен, что кроме того без особых очков, каковые выдаются для просмотра 3D-фильмов, появлялась легкая иллюзия трехмерности.

Для большего изображения нужна громадная пленка. И ее кадр на порядок больше по площади простого 35-миллиметрового кадра и втрое — 70-миллиметрового, применяемого в некоторых широкоформатных стандартах (к примеру, Cinerama 70 либо Ultra Panavision 70). На пленке IMAX, прочность которой разрешает тащить на буксире грузовик, кадр развернут на 900 и расположен на протяжении нее (имеет 15 перфораций в отличие от пяти — для 35-миллиметрового либо восьми — для широкоэкранного фильма).

Проектор, которому за время одного 40-минутного сеанса документального фильма приходится перематывать около четырех километров пленки, выглядит рядом с проектором простого кинотеатра как слон. Но, пребывав в рабочей помещении, визитёр видит лишь надводную часть айсберга: под полом расположены еще и громадный воздушный компрессор, трансформатор (подобный сварочному, лишь намерено приспособленный для ксеноновых ламп) и водяной насос (для их охлаждения).

Живая петля

В конструкции проектора было нужно уйти и от классического «женевского» механизма протяжки пленки. «Женевец» цепляет и тянет вертикально закрепленную в аппарате пленку особым зубцом и придерживает ее перемещение перед лампой проектора, поддерживая скорость 24 кадра в секунду. Наряду с этим следующий кадр фиксируется в мало второй позиции, заставляя изображение на экране легко дрожать.

В проекторе IMAX применена совокупность «катящейся петли» (rolling loop): пленка вводится горизонтально со специально-го, отдельного от проектора, устройства. Сделанные из магния, пять его тяжелых, шепетильно отрегулированных относительно горизонта «тарелок» подают пленку в проектор. Любой кадр фиксируется особыми направляющими наоборот линзы и намертво «присасывается» по окончании откачки воздуха из зазора.

Такое перемещение пленки, напоминающее «хождение» гусеницы, разрешает делать изображение только четким.

Не в бровь, а в глаз

Звук передается в зал по шести каналам: переднему левому, центральному, переднему правому, потолочному (над экраном), правым и левым «окружающими» (surround), — звуковая совокупность создана компанией Sonics Proportional Point Source, принадлежащей самому IMAX. Вся звуковая «картина» фильма (24-битное несжатое аудио) размещается на твёрдом диске компьютера. Звук обрабатывается на особом пульте и направляется через цифровые эквалайзеры на 44 колонки, большая часть из которых произведены Sonics/Bryston.

Суммарная звуковая мощность достигает 12 кВт.

Но рассказ о разработках IMAX будет далеко не полным, если не заявить, что просмотр фильмов делается еще более реалистичным, в то время, когда они воспроизводятся в трех измерениях.

Как мы знаем, что любой глаз человека видит собственную «картину» и лишь их совмещение в мозгу формирует чувство объемности предметов. Компания IMAX создала камеру, два объектива которой, расположенные на расстоянии, приблизительно равном расстоянию между людскими глазами, снимают воздействие на две пленки сходу, по-различному поляризуя изображение (отсекая при помощи фильтров часть спектра).

Совершенно верно так же и проектор, установленный в кинотеатре IMAX, сообщает на экран два изображения с двух пленок. Зрителям выдают очки со стеклами, поляризованными так же, как линзы камеры, и любой глаз видит собственную часть происходящего на экране. «Сложенные» мозгом, две части воспроизводят объемную картину. Наряду с этим в некоторых кинотеатрах — так называемых «куполах» (Dome) — полусферический экран занимает не только переднюю стенке зала, но и часть потолка.

Под водой, в горах и в космосе

Для съемки фильма «Космическая станция 3D» («Space Station 3D») инженерам компании было нужно без шуток усовершенствовать разработку объемного изображения. Потому, что грузоподъёмность и пространство корабля ограничены, космонавту Джону Грансфельду вручили камеру, записывающую две поляризованные картины на одну пленку.

И миллионы зрителей взяли возможность «появляться» в космосе. Так же, как раньше, они вместе с экспедицией альпинистов забирались на высочайшие горы либо с исследователями живой природы появились среди стада африканских слонов.

Сейчас в 32 государствах мира насчитывается более 230 кинотеатров IMAX. Вряд ли стандарт станет более массовым — IMAX обречен на весьма узкую жанровую ориентацию, и без эффектов он теряет суть. Наблюдать психотерапевтические драмы на огромном экране нереально.

Беседа двух персонажей, в то время, когда рот каждого превышает размеры футбольных ворот, выглядит необычно. Да и репертуар до тех пор пока скудноват: на данный момент в Москве идет всего три документальных фильма — про альпинистов, слонов и спортсменов-экстремалов, адаптированные под IMAX мультфильм «Король-художественный» Аполлон и «лев-13». Пара позднее к ним присоединятся фильм-концерт «Роллинг Стоунз: По максимуму», «Матрица: Призраки» и «Революция пропасти».

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№9, июль 2003).

Как работают кинотеатры? Технологии IMAX и 4DX в кинотеатре Planeta Kino


Темы которые будут Вам интересны: