Засветить вухо: звуковой прожектор

Засветить вухо: звуковой прожектор

Нет, неправильно — зритель в фильма, и никакие коробки акустики не отвлекают его от происходящего на экране. Но звук идет со всех сторон! Yamaha первой довела до ума самую многообещающую аудиотехнологию десятилетия — Sound Projector.

История вопроса

Появление DVD с многоканальным звуком ознаменовало новую эру домашних кинотеатров с неизбежным довеском в виде как минимум шести звуковых совокупностей, захламляющих квартиру. Инженеры сразу же включились в борьбу с их числом. Главная мысль пришла из студийной фотосъемки и кино — в том месте кроме этого нужен многоканальный действительно, не звук, а свет.

Но вместо нескончаемого повышения числа осветителей операторы и фотографы обучились трудиться с отраженным светом, применяя разнообразные экраны и стены. Первой поэкспериментировать с отраженным звуком решила американская компания BOSE, выпустив серию компактной направленной акустики. Верхнюю часть колонок возможно было направлять на стены — так, дабы звук, отразившись от стенку несколько раз, подобно теннисному мячику, пришел бы к слушателю позади, сделав ненужной тыловую акустику.

Мысль была успешной и была многократно скопирована производителями — фактически любой домашний кинотеатр, применяющий менее пяти колонок, эксплуатирует идею BOSE. Действительно, ответ выяснилось подходящим лишь для замены недорогих коробочных кинотеатров — сказать о полноценной замене многоканального звука не приходилось. По окончании серии отражений от направленного звука мало что оставалось.

Для предстоящего прогресса необходимо было отыскать метод фокусировать звук.

В принципе, ответ известно в далеком прошлом — рупор. Но под каждую конфигурацию помещения было нужно бы изготавливать неповторимые рупоры на заказ — распространение звука в различных помещениях уникально. Ответ был отыскан у изготовителей армейских радаров.

Ветхие радары напоминали огромные полусферы, медлительно сканирующие небо лучом.

С возникновением громадного количества скоростных целей они прекратили устраивать военных — на смену пришли радары с фазированными решетками. Современный радар складывается из сотен, а иногда тысяч, мелких радарчиков. Меняя фазу сигнала, возможно моделировать луч одного либо нескольких громадных радаров, перемещая его со скоростью света и фокусируя в любой точке.

Эту идею по отношению к акустике в первый раз применила маленькая английская компания 1 ЛТД — изменяя фазы сигнала в массиве мелких звуковых головок, компания обучилась направлять и фокусировать звук в нужных точках. Осталось только воплотить идею в готовом изделии. Задача была британцам не по зубам.

Pioneer — значит первый

Для получения нужного результата количество динамиков должно исчисляться десятками, а значительно лучше — сотнями. Любой из них должен иметь собственный персональный усилитель. Плюс ко всему — замечательный сигнальный процессор, что бы имел возможность в настоящем времени вычислять необходимые задержки для каждой головки и руководить усилителями.

В современных радарах эту функцию делают, кстати, суперкомпьютеры.

Первой постаралась воплотить в «железо» идею 1 ЛТД компания Pioneer. Специальный процессор создала Motorola. Мало кто видел и слышал новичка — Pioneer Digital Sound Projector PDSP-1. Он вышел громадным (звуковое поле создается 254 (!) мелкими драйверами) и дорогим (254 усилителя). По некоторым данным, цена новинки при серийного производства должна была приблизиться к $20 000!

Ясно, конкуренции с «настоящими» кинотеатральными совокупностями за сравнимые деньги PDSP-1 выдержать не имел возможности.

PDSP-1 мало опередил время — на момент создания звукового «прожектора» просто не существовало недорогих компактных и отличных цифровых усилителей. Дело в том, что «сердцем» таких усилителей являются полевые транзисторы, каковые должны переключаться весьма скоро. Те, каковые были, не могли обрабатывать высокочастотные сигналы и использовались по большей части в сабвуферах.

Вторая попытка

Второй предприняла попытку Yamaha, приобретшая патент у 1 ЛТД. Она забрала за базу цифровой сигнальный процессор Texas Instruments, добавив к нему пара процессоров собственного производства. Не обращая внимания на то что к тому времени показались недорогие цифровые усилители (неприятность с полевыми транзисторами была решена), инженеры Yamaha решили ограничиться 42 звуковыми головками, дабы уложиться в приемлемую сумму.

Это им удалось — первенец YSP-1 (Yamaha Sound Projector-1) не превысил планку в 1,5 тысячи долларов.

Тригонометрия

Одно дело — слушать аппарат на выставке, второе — в реальности. Мы разыскали в Москве YSP-1 и человека, настроившего несколько дюжина таких совокупностей, — Владимира Морковника, бренд-менеджера Yamaha. Установили аппарат среди далеко не совершенной помещения, вынужденной креслами, стойками, колонками и имеющей громадный незакрытый дверной проем, и начали настраивать отечественное чудо техники.

Фраза Владимира: «с настройкой аппарата справится любой человек, обладающий азами тригонометрии» — легко напрягла нас, и предстоящую настройку мы доверили мастеру.

YSP-1 имеет два вида настройки — полуавтоматическую и ручную. В полуавтоматическом режиме через меню достаточно указать тип помещения (квадратное либо прямоугольное), его расположение и габариты панели в помещении. Все!

Возможно подключать DVD-проигрыватель и слушать. Звучит в полной мере убедительно. Настройка заняла мин. пять.

Пугавшая нас ручная настройка была очень занимательной и помогла лучше осознать работу проектора. «Берем лист бумаги, чертим лучи и вычисляем углы», — инструктирует Владимир. Все отраженные лучи должны сойтись в точке, где будет пребывать голова слушателя. Лучей должно быть пять: центральный, справа, слева и два позади. Параметры вводятся по каждому раздельно, по вертикали и по горизонтали.

У нас справа был дверной проем — не беда, лучи направили справа и слева. Как это справа и слева, спросит читатель, привычный с той самой тригонометрией (вернее, геометрией), так как в случае если угол отражения равен углу падения, то и путь у лучей возможно единственный. И перенести вправо-влево точку отражения никак запрещено!

Вот тут-то мы переходим к следующему пункту ручной настройки — фокусировке звуковых лучей. Меняя фокусировку, мы можем получать схождения-расхождения звуковых пучков. Забегая вперед, скажем, что именно благодаря фокусировке возможно добиться «результата присутствия» на значительно большем пространстве, чем при классическом пятиколоночном домашнем кинотеатре, где лучший эффект отмечается недалеко от дивана, на что и настраивают совокупность.

Возвратимся к фокусировке. Фокусируя сигнал в нужных точках, возможно добиться, к примеру, дабы уровень отраженного от задней стенки сигнала составлял до 60% от начального (у лучшей классической акустики он образовывает не более 10%). Либо дабы целый эффект был сосредоточен в одном кресле.

Либо же объемным звуком возможно было бы наслаждаться практически по всей комнате.

Следующий этап требует уже для того чтобы инструмента, как ухо настройщика. Панель переходит в режим особого шума, и эксперт пультом доводит до совершенства ранее сделанные настройки. Процедура, кстати, не требует музыкального слуха — кроме того мне получалось «поймать» звуковой луч и навести его прямо мне в голову.

Слушаем

Правильная настройка заняла у нас около часа. По окончании включения настроенной YSP-1 я продолжительно стоял потрясенный — все казалось фокусом. Первое слово, которое я выдавил через несколько мин., было: «Фантастика!» Звук был как в настоящем кинотеатре, но наряду с этим никаких колонок не видно!

Фактически, остался лишь фильм, и мысли о кинотеатре провалились сквозь землю сами — я был в фильма.

Что дальше

«Популярная механика» не сомневается, что «звуковые прожекторы» ожидает блестящее будущее — уж больно прекрасно они звучат, оставаясь фактически невидимыми. Что касается сложности настройки, то в текущем году Yamaha выпустила две новые модели YSP-1000 ($1400) и YSP-800 ($850), снабженные системой и выносным микрофоном автоматической настройки.

Ну а дабы уравновесить отечественные восхищения, укажем и на недочёты. Самый главный пребывает в том, что это совокупность для домашнего кинотеатра. В случае если же вам нужна музыка, то ничего лучше ветхого стереоусилителя и пары напольных колонок еще не придумано.

Мелкие цифровые усилители пока не бойцы с проверенными аналоговыми моделями, а батарея 4-сантиметровых драйверов не в состоянии соревноваться со специальными твиттерами и динамиками в точности нюансов. А в остальном

Европейская Ассоциация звука и изображения EISA признала YSP-800 инновацией в области домашних кинотеатров в 2005—2006 годах. Добавим от себя — превосходно звучащей инновацией.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№37, ноябрь 2005).

Лазер 8000mW — сожги IP камеру если сможешь.


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: