Заводной телевизор: сделай сам

Заводной телевизор: сделай сам

Дело вовсе не в сложности его устройства: усилители высокочастотного и низкочастотного сигнала, генераторы строчной и кадровой развертки — это по сути все те же звонки и магнитофоны. Легко собирать телевизор неинтересно и жалко.

Каким бы искусным мастером ты ни был, все равно центральное место в его конструкции занимает Его Величество Кинескоп — таинственная обитель грозной электронной пушки, вечного странника сканирующего луча и волшебного люминофорного экрана, каковые смогут быть собраны воедино и заключены в вакуумную трубку лишь в промышленных условиях. Все электронные блоки телевизора, каковые возможно собрать собственными руками, — только его верная свита.

В действительности первые телевизоры обходились без всяких вакуумных трубок. Телекамеры и телеприемники с механической разверткой, каковые в первый раз показал публике англичанин Джон Лоджи Бэйрд во второй половине 20-ых годов XX века, использовались для организации эфирного телевещания в течение 11 лет — с 1928 по 1939 год. В последние три года механические телевизоры на равных сосуществовали с первыми кинескопными.

Дабы разобраться, как трудились первые телевизоры, а заодно осуществить собственную заветную детскую мечту, мы решили выстроить приёмник и передатчик движущегося изображения собственными руками, практически из того, что попалось под руку. Предлагаем и вам повторить отечественный опыт, учтя отечественные неточности.

Сканирующая спираль

Сердце телевизора с механической разверткой — это сканирующий диск. Его придумал германский изобретатель Пауль Нипков в первой половине 80-ых годов XIX века. Это узкий круг из любого непрозрачного материала (алюминия, пластика, картона), диаметр которого в серийных телевизорах составлял от 30 до 50 см. В диске проделаны сканирующие отверстия, количество которых соответствует количеству строчков развертки (в телевизорах Бэйрда было тридцать строчков, мы решили ограничиться двадцатью).

Отверстия расположены в некотором роде. В мыслях поделим диск радиусами на двадцать частей. На каждом радиусе будет по одному отверстию. Каждое последующее отверстие находится чуть ближе к центру окружности, чем предыдущее. В случае если соединить все отверстия плавной линией, окажется спираль в один оборот. Расстояние между соседними дырочками приблизительно равняется высоте экрана. Отличие между расстояниями от центра до первого и последнего отверстий — это его ширина.

Расстояние между первым и последним отверстиями — диагональ экрана.

Представим себе, что объектив камеры проецирует изображение на поверхность сканирующего диска, а сзади диска находится фотоэлемент. В любой момент по экрану движется лишь одно отверстие, сканируя строчок. Фотоэлемент принимает колебания освещенности. После этого по изображению проходит следующее отверстие, сканируя следующую строчок. Двадцать таких проходов (один оборот диска) формируют кадр.

В телеприемнике вращается совершенно верно такой же диск, лишь за ним находится замечательная лампа, а перед ним — экран либо линза. Лампа воспроизводит колебания освещенности, зафиксированные фотоэлементом. В случае если передающий и принимающий диски вращаются полностью синхронно, на принимающем формируется изображение.

Диски крутятся со скоростью не меньше 15 об/с (что соответствует 15 кадрам в секунду), и в силу инерции зрения человек принимает изображение не как движущиеся отверстия либо спираль, а как монолитную картину.

Сканирующий диск — это уже фактически телевизор. Однако сам Нипков его так и не выстроил. Распространенным в те времена селеновым фотоэлементам не хватало чувствительности, дабы организовать замечательный сигнал из света, поступающего через мелкое отверстие. Электронный усилитель мощности еще не изобрели.

Диск Нипкова использовался для факсимильной передачи статичных изображений. Из-за низкой чувствительности каждое изображение приходилось сканировать по паре мин..

Телевидение без рекламы

Процесс изготовления отечественного собственного механического телевизора запечатлен на фотографиях. Честно говоря, мы отнюдь не были полностью удовлетворены результатом собственной работы. Концепция доказала собственную работоспособность, но подлинного удовольствия от просмотра взять не удалось.

Помешала нам та же неприятность, с которой в свое время столкнулся Нипков: через чур низкая чувствительность селенового фотоэлемента. В итоге, дабы вынудить лампочку хоть как-то реагировать на колебания, нам было нужно подносить к объективу зажженную энергосберегающую лампу. Лишь ее мы и имели возможность замечать, приложив все возможные усилия всматриваясь в тусклый экран в темноте.

Дабы решить эту проблему, Бэйрд применял для съема изображения диск не с отверстиями, а с линзами. Любая линза фокусировала пучок света совершенно верно на фотоэлементе. Если бы мы не заботились об исторической достоверности, то имели возможность бы заменить архаичный селеновый элемент современными фототранзисторами видимого спектра.

Либо, как вариант, применяли бы громадный усилитель мощности вместо скромного микрофонного преампа.

Кстати, механический телевизор, будь то антикварный экземпляр либо вольная реплика, — вовсе не ненужная в хозяйстве вещь. С его помощью возможно принимать сигналы узкополосного телевидения, с которым до сих пор экспериментируют радиолюбители во многих государствах мира. Так что поскорее обзаводитесь механическим телевизором и открывайте для себя прекрасно забытый мир телевидения, по которому не показывают «Дом-2».

Задача: сборка механического телевизора

Изготовление шасси и корпуса любого устройства — вопрос творческий, не требующий четких рекомендаций. Лично нам в этом помогли прочный оргалит, электрический лобзик и суперклей

Конструкция: Тяни-Толкай

Конструкция, которую мы решили выстроить, сама по себе абсурдна — это механический телевизор и механическая телекамера в одном корпусе. Иначе, размещение сканирующих дисков по соседству разрешило нам соединить их механически, избавившись тем самым от неприятностей с синхронизацией, а демонстрация концепции оказалась весьма наглядной. Помимо этого, поскольку современные телекамеры так и трудятся: в них имеется и иконоскоп, фиксирующий изображение, и мелкий кинескоп в качестве видоискателя.

1. Стеклянный глаз

Объектив от фотоаппарата PRAKTIKA мы установили в чёрной картонной камере, спроецировав изображение на пластинку. Для селенового элемента, добытого из ветхого экспонометра, и замечательного светодиода от светофора мы соорудили маленькие камеры по размеру будущего экрана. Стены этих камер изнутри обклеены фольгой — она оказывает помощь собрать как возможно больше драгоценного света.

2. Усиление

светодиод и Фотоэлемент подключены соответственно к выходу и входу маленького лампового усилителя для микрофона.

3. Синхронизация

Любой диск в отечественном приборе приводится в перемещение собственным электродвигателем. Моторы подключены к питанию параллельно. Дабы синхронизировать диски между собой, мы надели на ось каждого из них шкив и соединили их резиновым пассиком.

Резина — не лучший материал для обеспечения правильной механической связи. При включении устройства пассик растягивается, и пластинки раскручиваются с различной скоростью. Лишь выйдя на большие обороты, диски неспешно синхронизируются.

Так что при постройке подобной системы настоятельно рекомендуем устанавливать диски на одной оси, дабы всецело исключить неприятности с синхронизацией.

Синхронизация на расстоянии. Совет да любовь

Промышленные телепередатчики передавали в эфир не только изображение, но и синхросигнал. Он формировался посредством лампы, дополнительных отверстий и фотоэлемента на сканирующем диске. В приемнике стояла такая же совокупность, синхросигнал подавался на лампу, а фотоэлемент был подключен к усилителю, что и питал мотор.

Сперва на мотор подавалась полная мощность, и он раскручивался до высокой скорости. После этого его переключали на усилитель синхросигнала. Скорость неспешно спадала, сравниваясь со скоростью передающего диска.

Сейчас фотоэлемент приобретал громаднейшее количество света, усилитель синхросигнала развивал замедление и максимальную мощность прекращалось.

Задача: изготовление диска Нипкова

Диски мы решили изготовить из ветхих виниловых пластинок (само собой разумеется, не так ветхих, как сама мысль механического телевизора). Дабы совершенно верно расположить отверстия, рекомендуем сперва подготовить чертеж на бумаге в натуральную величину.

1. Внешняя окружность

В первую очередь рисуем радиусы и большую окружность, поделив круг на 20 частей (угол между радиусами — 18 градусов). Сделать это возможно на компьютере либо, дабы не нарушать «аналоговую концепцию», посредством линейки, транспортира и циркуля.

2. Внутренняя окружность

Рисуем малую окружность, на которой будет размешаться последнее отверстие. Дабы добиться большого размера экрана при заданном размере диска, радиус малой окружности необходимо подобрать так, дабы расстояние между точками пересечения данной окружности с соседними радиусами (теми самыми, угол между которыми равен 18 градусов) равнялось расстоянию между малой и громадной окружностями. Честно говоря, пробуя решить эту задачку, мы как минимум полчаса со скрипом вспоминали школьный курс геометрии, так что подсказывать не будем.

3. Разметка по пересечениям

Потом направляться начертить между двумя оказавшимися окружностями еще 18 окружностей, равномерно увеличивая их радиус. Сейчас по точкам радиусов и пересечения окружностей возможно легко отметить места размещения будущих отверстий.

Клонируем диски

Готовый бумажный шаблон возможно вырезать из бумаги и надежно прикрепить скотчем к пластинке (либо любому второму диску), дабы он не сместился при сверлении отверстий. Дырочки возможно выполнить посредством сверлильного станка либо дрели. Точность размещения отверстий относительно друг друга не так ответственна, как идентичность передающего и принимающего дисков.

Исходя из этого второй диск сверлим, надежно скрепив его с первым, прямо через готовые отверстия.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№74, декабрь 2008).

Ремонт телевизора Philips за 10 минут, не включается. Сделай сам!


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: