«Золотая рыбка» советского вмф

Осень 1971 года. Авианосец ВМФ США «Саратога» на подходах к базе зафиксировал сигнал малоизвестного преследователя. Корабль шел на полном ходу, на скорости около 30 узлов, но оторваться от погони не получалось. Более того, загадочная подлодка не только шла наравне с авианосцем, но и имела возможность его нормально обогнать…

В тот сутки Пентагон пришел в замешательство – гордость американского военного флота взяла «звонкую пощечину», а ранее неоспоримое превосходство США на море выяснилось под вопросом. Что же это была за субмарина, и какова ее история?

Плод советского инженерного гения, тайная разработка, которая вошла в историю ВМФ нашей страны и поменяла представление о подводном кораблестроении, подлодка проекта 661 «Анчар», более известная как подлодка К-162 (в 1978 г. переименована в К-222), – вне всякого сомнения, чудо бронетехники, у которого в собствености всемирный рекорд подводной скорости. На опробованиях К-162 достигла скорости 44,7 узла, либо 80,4 км/ч, что сопоставимо со скоростью торпеды! К сожалению, этот факт не попал в книгу рекордов Гиннеса по обстоятельству секретности проекта.

«Золотая рыбка» советского вмф

К-162 на опробованиях (http://korabley.net)

В середине XX века внешняя политика США всегда менялась. Учитывая веяния времени и напряженные отношения с СССР, руководством ВС США была принята новая стратегия «реалистического устрашения», главным пунктом которой значилось достижение превосходства в океанском пространстве. Создание ударных морских сил происходило методом формирования авианосных групп, которым СССР нечего было противопоставить.

В те годы СССР не владел достаточными средствами для строительства и разработки собственных авианосных судов, но управление страны не имело возможности проигнорировать новый виток внешней политики Америки. Исходя из этого был отыскан компромисс – модернизация и развитие подводных лодок.

Как говорится, новое время рождает новые потребности, каковые субмарины тех лет удовлетворить не могли. Главным пунктом технического задания на разработку новой подлодки значилась возможность создавать ракетный залп без всплытия, на маленькой глубине. В конце 60-х годов уже был принят на вооружение ракетный комплекс «Аметист», имевший возможность подводного пуска, исходя из этого перед советскими конструкторами поднялась задача создания субмарины-носителя, которую возможно было вооружить этим комплексом.

Эта неприятность рождала новую – «Аметист» владел маленьким радиусом действия, всего лишь около 80 км, исходя из этого разрабатываемая подводная лодка должна была владеть достаточной манёвренностью и высокой скоростью, дабы в малейшее время сблизиться с целью, произвести пуск и скрыться. Проект таковой подлодки был создан в первой половине 60-ых годов двадцатого века академиком Н. Н. Исаниным.

Макет подлодки К-162 в масштабе 1:350, создатель В. Королев (http://scalemodels.ru)

Субмарину Исанина, вне всякого сомнения, возможно назвать экспериментальной. Кое-какие технические ответы, примененные в конструкции К-162, по мерке тех лет считались прорывом в корабельной отрасли. Большая часть совокупностей лодки было автоматизировано, а их контроль осуществлялся при помощи телемеханических средств – еще ни одна военная разработка СССР не применяла для того чтобы количества электроники!

Энергетический вопрос кроме этого был решен на высоком уровне – специально для К-162 создали новый ядерный реактор. Лодка оснащалась двумя такими реакторами, каковые снабжали работу новейшей пароэнергетической ядерной установки. Запаса хода субмарины хватало почти на четыре кругосветных плавания!

Данный показатель в разы превышал все узнаваемые зарубежные аналоги.

Своим внешним видом К-162 напоминала кита. Возможно заявить, что это символизировало слияние морской биологии и кораблестроения. Возможно, как раз исходя из этого армейские нарекли ее «Подлодка золотая рыбка», не смотря на то, что общепринятой версией появления этого неофициального заглавия есть дороговизна проекта – неспециализированные затраты на разработку составили один процент бюджета всего страны!

Пожалуй, самым революционным ответом в конструкции «Золотой рыбки» стал материал обшивки корпуса – в первый раз во всемирной практике судно было произведено из титанового сплава. Большая цена этого металла была полностью оправдана – лодка взяла немыслимую прочность, коррозийную стойкость и небольшой вес. Как раз именно поэтому были достигнуты впечатляющие скоростные характеристики.

Окончание работ над новой субмариной собирались завершить к 17 декабря 1969 года, ко дню рождения Л. И. Брежнева, но советские корабелы совладали значительно раньше – уже 13 декабря был произведен праздничный спуск лодки на воду…

Рубка легендарной «Золотой рыбки» на судостроительном заводе «Звездочка» в Северодвинске.
К-222 была исключена из состава флота 14 марта 1989 г. и в 2008–2010 гг. разделана на металл.
Рубку предполагается применять для монумента подводникам. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com)

Глубина погружения на опробованиях составила 100 метров. Подводная лодка вела себя устойчиво и стабильно набирала скорость. Всего лишь на 80% мощности реактора субмарина разогналась до 42 узлов (77 км/ч), что есть немыслимым показателем для морской техники, владеющей массогабаритными чертями уровня подлодки.

Это было оглушительное достижение, которое светло показывало – ни один американский эсминец не сможет поймать отечественную «Золотую рыбку».

В сентябре 1971 года, пребывав в составе ВМФ СССР, подводная лодка совершила первый боевой выход, на протяжении которого и состоялась знаменательная встреча с авианосцем «Саратога». С тех прошло много лет, и армейские разработки совершили громадной скачок вперед, но проект 661 вошел в историю как начало нового этапа в подводном кораблестроении всей земли. Это памятное достижение научной мысли советских ученых.

Военная форма военно-морского флота


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: